Современное состояние рынка услуг почтовой связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние рынка услуг почтовой связи



 

Характеристика состояния и структуры рынка услуг почтовой связи была разработана на основе статистических данных организаций, отчитывающихся перед Минсвязи России и Госкомстатом России в соответствии с полученными лицензиями, опубликованных данных международных операторов экспресс - почты и курьерских служб, а также экспертных оценок. Для более точной оценки перспектив развития рынка услуг почтовой связи границами рынка по всем операторам принят только основной вид деятельности; в целях сопоставимости с мировыми тенденциями расчеты проведены как в рублях, так и в долларах США.

Общая емкость рынка услуг почтовой связи в 2002 году составила более 30 млрд. рублей (около 1 млрд. долларов США), что составляет 0,3% ВВП России. В странах Европейского Союза на долю рынка услуг почтовой связи приходится более 1% ВВП, а в США – около 1.3%, что свидетельствует о необходимости развития данного рынка в России и повышения его вклада в общие результаты российской экономики. Наибольшие доли в объеме услуг, предоставляемых всеми операторами почтовой связи, составляют выплата и доставка пенсий и пособий (24%), почтовые переводы (17%), распространение и доставка печатных изданий (16%), пересылка письменной корреспонденции (14%) и экспресс-почта (11%) /3/.

Основные направления деятельности организаций федеральной почтовой связи и других операторов рынка различаются. В сфере деятельности организаций федеральной почтовой связи преобладают традиционные услуги: выплаты пенсий и пособий (24%), пересылка письменной корреспонденции (18%), распространение печатных изданий (13%), пересылка почтовых переводов (11%). Деятельность негосударственных операторов почтовой связи направлена на выплату пенсий и пособий (20%), доставку печатных изданий (20%), а также и на сравнительно более дорогие и высококачественные услуги, такие как экспресс-почта (26%) и переводы денежных средств (26%) /13/.

К концу двадцатого столетия изменения в жизни общества, связанные с внедрением и развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета, привели к появлению концепции «информационного общества», предполагающей использование научно-технической и другой информации в экономике, науке, образовании, культуре и социальной сфере в качестве главного фактора их развития.

Стратегия построения глобального информационного сообщества на базе ИКТ становится главной и неотъемлемой частью национального развития любой страны и формируется совместными усилиями правительства, частного сектора, общественных и некоммерческих организаций. При этом для сокращения времени охвата населения услугами ИКТ рекомендуется использовать для организации общедоступных терминалов доступа отделения почтовой связи /24/.

Рост российского рынка информационных технологий в 2002 году по сравнению с 2000 годом составил более 18%. Доля информационных технологий в ВВП России в настоящее время составляет 0,6%, тогда как в развитых странах – 10-15%. К 2010 году планируется увеличить долю сектора информационных технологий в 3-4 раза по сравнению с существующим уровнем /13/.

В настоящее время организации федеральной почтовой связи предпринимают шаги и активизируют усилия по техническому и интеллектуальному перевооружению объектов почтовой связи на основе внедрения современных технологий. В результате развивается новый сегмент рынка услуг почтовой связи на основе ИКТ.

С использованием информационных технологий реализованы такие проекты услуг почтовой связи, как:

- создание сети пунктов коллективного доступа в Интернет на базе отделений почтовой связи – «КиберПочт@»;

- получение через Интернет свежих газет, их печать в отделениях почтовой связи и доставка подписчикам – проект «КиберПресс@»;

- создание единой системы почтовых переводов, обеспечивающей высокую скорость, надежность и конфиденциальность перевода денежных средств – "КиберДеньги";

- внедрение общероссийской автоматизированной системы учета и контроля за прохождением регистрируемой почты (ОАСУ РПО).

Участвуя в решении проблемы доступа в Интернет для российских граждан, организации федеральной почтовой связи могут использовать свою инфраструктуру. Системы доставки материальных ценностей и перевода денежных средств могут использовать для предоставления целого комплекса новых ИКТ - услуг, относящихся к сферам электронного бизнеса, электронной коммерции, рекламы, телеобучения и т.д.

Таким образом, ФГУП «Почта России» может стать одним из важнейших инструментов реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и ряда других федеральных программ, направленных на вхождение России в ГИС и ВТО, что позволит российской почте внести дополнительный вклад в решение социально значимых проблем нашего общества. Ускорение данного процесса зависит от адекватности поддержки развития федеральной почты со стороны государства с помощью соответствующего участия в федеральных целевых программах.

Анализ состояния сегментов и перспектив их развития показывает, что уже в настоящее время некоторые сегменты рынка услуг почтовой связи в России находятся на базовом уровне развитых стран по таким ключевым показателям, как объем услуг на душу населения и уровень качества услуг.

По этим показателям в настоящее время наиболее развитым сегментом является выплата и доставка пенсий и пособий. Сегмент доставки подписной периодической печати находится на базовом уровне развитых стран как по объему услуг на душу населения, так и по уровню качества услуг.

Сегменты курьерской и экспресс-почты находятся на уровне развивающихся стран по объему услуг на душу населения, но уже достигли уровня развитых стран по качеству услуг. Прогнозируемый рост объема услуг в этих сегментах к 2010 году обеспечит дальнейшее развитие данных сегментов. Сегмент посылок в настоящее время находится на низком уровне развития, но благодаря прогнозируемым темпам роста спроса на данные услуги в связи с развитием услуг «товары-почтой», значительному усилению конкуренции между различными операторами внутри этого сегмента, а также росту конкуренции со стороны операторов курьерской и экспресс-почты, к 2010 году прогнозируется значительное улучшение ситуации в сегменте /11/.

Тенденции развития сегмента почтовых переводов также положительны как с точки зрения качества услуг, так и с точки зрения прогнозируемого роста объемов оказываемых услуг. Качество услуг, оказываемых операторами систем денежных переводов, уже соответствует базовому уровню развитых стран, а качество услуг, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, будет повышаться при условии внедрения планируемой программы инвестиций в единую систему почтовых переводов. Развитие инфокоммуникационных услуг почтовой связи будет определяться как планами реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», так и успешным развитием ФГУП «Почта России» в целом.

Развитие сегмента письменной корреспонденции в перспективе до 2010 года будет наиболее зависеть от государственной политики в области рынка услуг почтовой связи ввиду того, что данный сегмент является наиболее проблемным в настоящее время с точки зрения качества услуг и объема услуг на душу населения, а также ввиду отсутствия других факторов, способных обеспечить положительные тенденции развития и более того – появление новых средств отправления сообщений – факсов, электронной почты и т.д.

На основе проведенного анализа состояния рынка и перспектив его развития, а также исходя из целей и задач настоящей Концепции, определяется следующее целевое состояние рынка на перспективу до 2010 года. Целевым состоянием рынка во всех сегментах рынка услуг почтовой связи, за исключением сегмента письменной корреспонденции, является свободная конкуренция. В сегменте письменной корреспонденции целевым состоянием рынка на перспективу до 2010 года является государственное регулирование, так как именно такой подход наиболее способствует развитию данного сегмента.

Концепция развития рынка услуг почтовой связи разработана во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства от 28.06.2002 № 8) и определяет перспективы дальнейшего развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного управления в процессе его развития на период до 2010 года. В соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» (ст. 9 «Виды почтовой связи в Российской Федерации») в Российской Федерации действуют: «почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи; специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи; федеральная фельдъегерская связь; фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны» /11/.
       Целями настоящей Концепции являются:

- обеспечение граждан страны универсальными услугами высокого качества;

- повышение качества оказываемых услуг почтовой связи и расширение их перечня за счет внедрения новых технологий;

- активизация рыночных механизмов функционирования почтовой связи, развитие конкуренции, создание благоприятных условий для развития предпринимательства;

- повышение инвестиционной привлекательности организаций почтовой связи; совершенствование механизма защиты прав пользователей услуг, гарантированных Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

 

 

Для достижения вышеперечисленных целей требуется решение следующих основных задач:

- пересмотреть систему качественных показателей универсальных услуг почтовой связи и привести ее в соответствие с требованиями экономики и потребностями граждан страны;

- изменить механизм финансирования деятельности организаций федеральной почтовой связи по оказанию универсальных услуг;

- усовершенствовать порядок лицензирования деятельности по оказанию услуг почтовой связи;

- усовершенствовать систему нормативно-правового регулирования деятельности в области почтовой связи;

- сформировать систему мониторинга состояния и тенденций развития рынка услуг почтовой связи.

Для достижения целевого состояния и приведенных прогнозов развития рынка услуг почтовой связи на 2010 год необходима государственная поддержка развития всех видов деятельности в области почтовой связи. Для реализации государственной политики в области развития рынка услуг почтовой связи требуется ряд вышеперечисленных механизмов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.198 (0.014 с.)