Принципы дадаизма в творческой практике художников и поэтов 20 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы дадаизма в творческой практике художников и поэтов 20 века



 

За небольшой период существования, дадаистами было произведено большое количество экспериментов, освоение результатов которых происходит и в настоящее время в практиках, прежде всего современных художников и поэтов. Интерес к Дада развивался нелинейно. Сразу после "смерти" Дада было вытеснено сюрреализмом, и к середине ХХ века, казалось бы, представляло интерес только для историков авангарда. Но, начиная с середины 50х гг. происходит переоткрытие Дада.

Об этом говорят сами известные современные художники. Например, в одном интервью, посвященном шоу Курта Швиттерса в галерее Бегрен (Париж) в 1954 г. Арман (Франция, США) сказал, что работы последнего являются откровением, а другой художник - Капров (США) заявил: "Когда мы увидели некоторые работы Дада они нам очень понравились, хотя мы не понимали их социополитической программы"

В 1951 году Мазервелл издал в США "Антологию художников и поэтов Дада". Начиная с 1952 года в Нью-Йорке проходят большие выставки Дюшана и Швиттерса. В 1958 году появляется термин "неодада", описывающий художественную деятельность молодых американских и европейских художников: новых французских реалистов, группу "Флаксус", Уорхола, Раушенберга, Джаспера Джонса и других.

Интерес к Дада проявили не только художники, но и поэты. В своем творчестве они использовали наследие Дада. В 1960 годы рождается конкретная поэзия, в 70- в Италии становится популярной "poesia visiva" - продолжающие поэтические новации деятелей Дада.

Начиная с 70-х гг. визуальная поэзия начинает тесно переплетаться с международной мэйл-арт сетью, растущим сообществом художников и поэтов. Сейчас большинство современных поэтических журналов, антологий, сайтов имеют специальные разделы, посвященные визуальным экспериментам в поэзии. Проводятся большое количество выставок визуальной поэзии по всему миру.

Художники Дада были одними из первых (наряду с русскими и итальянскими футуристами), которые начали использовать типографские возможности для создания разнообразных художественных эффектов. Фактически во всех своих журналах (почти каждый артист Дада имел собственный журнал), а также в разнообразных листовках и приглашениях на выступления и лекции, использовались типографские эксперименты.

Обратимся к обложке журнала "Дада" 1. помимо разнообразных шрифтов и направлений печати текста, вплоть до перевернутого (цифры под заголовком), мы видим типографские символы: рука, с указующим пальцем, корова; математические выкладки, и даже некое слово на иврите. Саму композицию нельзя назвать хаотичной, соотношение визуальных элементов продумано и гармонично.

В поэме Клауса Гроха (Германия, 1997) мы видим более радикальное отношение к текстовым элементам: одни буквы закрывают другие, буквы видны не полностью. Грох, помимо создания визуальной композиции, играет с восприятием человека текстовой информации, ее избыточностью для понимания.

Отдельно стоит отметить эксперименты, проводимые артистами Дада со шрифтами. Одной из наиболее известных Дада поэм является "Караван" Гуго Балля (1917 г.) в этой поэме каждая строка заумного текста набрана разными шрифтами, как бы воспроизводя поступь каравана по пустыне.

В поэме "Случай" американского художника Карла Кемптона 1998, сделанной с помощью компьютера, мы видим целую радугу вариаций буквы "е". Эти буквы образую фонтан на ровной поверхности, служа графической иллюстрацией роли случая в обычной жизни.

Отдельный интерес вызывают поэмы и художественные произведения, выполненные в виде разнообразных схем. Особенно это относится к творчеству Пикабиа в период Дада. Например, в обложке к своему журналу "391" 8, он нарисовал молекулярную конструкцию, вписав в разные клетки имена художников и отдельные понятия (Дада, любовь). Также, движение дада отразилось и на таких форма «литературы», как современная реклама. По сути дела, это те же дадаистские скетчи, но преследующие другие цели.... Помимо упоминавшихся: театра абсурда, нового романа, визуальной поэзии (мы бы ещё добавили т.н. «визионерское», «виденческое» искусство, которое создавалось под воздействием галлюциногенных наркотических веществ; стоит только вспомнить опиумные опыты Жака Ваше, да и вообще моду на морфий, опиум, суицид), Дада оказал влияние и на музыку. Рок-н-ролл, музыкальное движение 50-60 годов имело сугубо авангардную, «паясническую» форму исполнения, где исключениями были те кто «играли правильно и хорошо». Да и сами инструменты преобразились. Вместо «классического» набора инструментального ансамбля появились электро - гитары, скрипки, пианино (под «электро пианино» мы подразумеваем синтезатор). Стоит только заглянуть в роман «Степной волк» Г. Гессе, где главный герой хочет наложить на себя руки, потому что: «оркестр загоняют в маленькие динамики; на каждом углу орёт и грохочет; в кафе невозможно спокойно посидеть, потому что там постоянно какой-то «Пабло с трубой». А, к примеру, в Советском союзе в 1982-1985 была рок-группа «Странные игры», которая натурально исполняла переведённые тексты французского дадаизма в рок обработке.


Заключение

 

Можно сказать, то чего добивались дадаисты посредством своих выступлений, а именно: разрушение языка, деградация культуры, «разрушение университетов» и пр. в наше время представлено в полной мере. Как ни парадоксально это звучит, но на самом деле основные идеи, которые были положены в основу Дада; те туманные размытые цели и задачи, которые не ставились, но формировались как-то сами по себе, в наше время реализованы как нельзя лучше. Мы не хотим сказать, что прям так из 1918 в 2008, но как мы пытались показать - через влияние на другие культуры, последующие течения очень и очень многое дошло. Как исследовало ожидать «дошло до нас» опять-таки в форме исключительно дадаистской, т.е. извращённой, разорванной, дефрагментированной, «с ног на голову», «задом наперёд». Кричат сейчас на каждом углу об упадке духовных ценностей? - да; разрушены ли университеты (не в том смысле, что у нас в стране, как всегда всё разворовано, а в глобальном смысле) - вроде бы разрушены; что происходит с языком? Несколько лет назад один из известных Английских университетов на полном серьёзе выдвинул идею, что мол без разницы как говорить, лишь бы люди понимали, так что предлагаем в словах переставлять слоги, буквы и прочее…. Или давайте смотреть на русский язык, украинский, на то что у нас под носом происходит. «До-ре-ми, до-ре-ми; до-ре-ми-фа-соль-ля-си», или «песня, занявшая 2 место на Евровидении» той же Сердючки, разве это не Дада? «Выберите газетную статью того объёма, которого будет ваше стихотворение; аккуратно вырежьте каждое слово; слова ссыпьте в сумку и хорошенько встряхните; содержимое вывалите на стол и записывайте в произвольном порядке»…. Это рецепт дадаистского стихотворения данный Тристаном Тцара. Ну и в самом конце приведём песенку дадаиста, ибо тот, кто не читал текстов дада уже мёртв, а кто читает, тот всё равно ничего не поймёт, ибо Дада- это олигофрен, который сидит на полу и пускает слюни…. Дада - это весь Мир.

 

эта песня дадаиста

сердцем истого дада

стук в моторе не беда

ведь мотор и он дада

граф тяжёлый автономный

ехал в лифте невредим

он мизинец свой огромный

оторвал и выслал в рим

лифт за это

вот беда

сердцем больше не дада

вода нужна всегда

прополощи мозги

дада

дада

отдай долги

дадаизм философский эстетика культурологический


Библиография

 

1.Бобринская Е. Футуризм. М.Галарт.2000

. Бобринская Е. "Предметное умозрение" (к вопросу о визуальном образе текста в кубофутуристической эстетике) // Вопросы Искусттвознания 1993 №1

. Мария Голованивская, Елена Антонова, еженедельник "Коммерсантъ-Деньги" N 38, 1999. «Генеральный клуб самоубийств»

.Манифест 1918. Р Гюльзинбек. Гилея. 2000

.Литература. Р. Гюльзинебек, Т. Тцара, Х. Баутманн. Гилея 2000.

.Некоторые президенты и президентки движения Дада. Р. Гюльзинбек, Т. Тцара, Х. Балль. Гилея. 2000

.Программа большого суаре. Р. Гюльзинбек, Т. Тцара, Х. Балль. Гилея. 2000

.Лотреамон. Песни Мальдорора. Стихотворения. Лотреамон после Лотреамона / Составление, общая редакция и вступит статья Г. К. Косикова. - М., 1998. - С. 7-80

.Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. П/ред. Л. Маргаротто

.Никольская Т. Фантастический город. Русская культура в Тбилиси 1917-1921. М.2000

.Новиков А. Заумь как поэтический язык // Филологические Науки 1999 №1.

.Очеретянский А., Яначек Дж., Крейд В. Забытый авангард. Сборник справочных и теоретических материалов. НЙ.

.М. Сануйе. Дада в Париже. Ладомир. 1997.

.«Магнитные поля». Ф. Супо., А. Бретон

.Цюрихская хроника 1915-1919 годов. Автор Т. Тцара. Перевод И. Кулик. Гилея. 2000.

.Т. Тцара. Тото-вака. Гилея 2000.

.Русский футуризм. Сост.Терехина В, и Зименков А. - М.1998.

. Чижевский Д. О поэзии футуризма // Новый журнал 1963 № 3

. Русский футуризм. Теория. Практика. Критические статьи. М. Наследие. РАН ИМЛИ. 2000

. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. 2-х т. Архив русского авангарда. М.РА.1997



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.013 с.)