Первая мировая война и её влияние на дадаистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая мировая война и её влияние на дадаистов



 

Каким образом могло такое вечно нейтральное государство, как Швейцария, и такой тишайший городок, как Цюрих породить столь взрывоопасное движение? Ответ очень прост и лежит на поверхности. В Швейцарию бежала от войны интеллигенция со всего мира. Симультисты, анархисты, христиане, имажинисты, унанимисты, футуристы и прочие. Это можно назвать первым фактором, который не подлежит сомнению. Второй же - это участие большинства самих будущих дадаистов в этой войне. Достаточно вспомнить такие имена: Бретон, Элюар, Супо, Арагон, Френкель, Хильсум и другие. Хватит одного взгляда на произведения дадаистов, а в последствие и сюрреалистов, что бы стало ясно, что сознание людей, которые шли на войну в возрасте 18-20 лет, изменяли не только опиум или морфий, и причиной дефрагментации языка, текстов, картин, скульптуры, реальности стал не только кризис языка. Что другое лучше, чем мина или снаряд сможет водрузить, скажем, руки на голову, а сердце между пальцев ног?...

Безусловно, европейская культура к тому времени иссякла, реализм исписался, требовалось что-то новое. Однако не является ли война результатом такого кризиса человечества. Что остаётся делать человеку, когда нет места духовному, бесполезному (как кое-кто считает), тому чего нельзя схватить за шиворот и выбросить в канаву? А может эти два аспекта (кризис культуры вследствие войны и война, как надобность для обновления культур) взаимопроникаемы?

Уже упоминавшиеся Бретон, Супо, Элюар, Арагон составляли ядро парижского дадаизма. Каждый из них побывал на фронте. Хотя Дада во Франции (а значит и в умах вышеозначенных особ) взялся из Швейцарии и как движение начался только после приезда Тцара, можно было бы условно выделить два лагеря: те на кого война повлияла непосредственно и те, кого она вынужденно столкнула в Цюрихе. Для того, что бы частично показать настроения, которые пребывали на тот момент в обществе процитируем Ромена Роллана, никем не услышанного и гонимого: «Не только национальные распри слепо бросают миллионы людей друг на друга, словно в гигантском муравейнике; рассудок, вера, поэзия, наука, все силы разума завербованы, и следуют в каждом государстве за армией. Среди элиты любой страны не найдётся, никого кто бы проповедовал и не был бы убеждён в том, что дело его народа - Божье дело, дело прогресса, свободы».[13;с124]

Безусловно, именно утрата вечных человеческих ценностей, неспособность интеллигенции в нужный момент сделать решающий шаг побудили завтрашних дадаистов уйти на дно подсознания, в глубь себя и отринуть мышление и мировосприятие, как систему вообще.

К примеру, Бретон - был студентом медиком, и служил военным врачом. Естественно мимо него не прошли все те ужасы, которые несёт с собой война. В юности Бретон следил за модернистскими течениями и восхищался Аполлинером, но в глубине души оставался верен Валерии и Малларме. Приведём одно из его довоенных стихотворений


Въявь нимфа предо мной (изваяна ль она

Вершиною души - лучом воображенья),

Девическая стать её телосложенья

Сатировым венком вполне искажена.

Гондола в золоте кошмарнейшего сна -

Откуда вера в жизнь? Кто дал тебе надежды?

Возносишься и свет смыкает плотно вежды,

Но ты на дне глазном уж запечатлена…

Нет, не для нас Эдем, там не нужны невежды,

Призывный взмах руки напрасен, ни к чему

В экстазе белизна рвёт на себе одежды:

Рассвета чувственность теснит ночную тьму,

Стыдливость статуи в лучах богослуженья,

И целомудрие не повредит ему. [16;с97]

 

Ниже приведём текст из поствоенного периода, выдержку из знаменитых «Магнитных полей», изречения рака отшельника:

Я много познал

Генерал Эбле впереди Папильотки Дисгармонии настроений по законам астрономии Олицетворённое Здравствуйте Печальное опьянение дегустаторов На листопадах качаюсь сплю в перьях голова как кастрюля Всё безразлично сингулярные сигналы где утверждалась ревность пыли [14;с48]

В этих примерах мы хотели бы обратить внимание не столько на литературную ценность данных примеров, сколько на - войну, как один из главных факторов, повлиявших на творчество, как отдельных людей, так и через них на формирование эпохи, а той, в свою очередь на дальнейшее развитие культуры в контексте совершенно иных форм, задач и концепций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.004 с.)