Истоки и задачи движения дадаизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и задачи движения дадаизма



 

«Дадаизм (франц. Dadaisme, от dada - конёк, деревянная лошадка, детский лепет) модернистское худ.-лит. движение в 1916 - 1922 годах»…. (Советский Энциклопедический словарь); ДАДАИЗМ (франц. dadaisme, от dada - деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет) - модернистское литературно-художественное течение, существовавшее в 1916 - 22 годах (Гипертекстовый он-лайн Словарь литературоведческих терминов); ДАДАИЗМ - букв. «деревянная лошадка», в переносном смысле - бессвязный детский лепет. Модернистское течение в искусстве и литературе, возникшее на Западе в 1916-1924 гг., (Владимир Шилин. СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ);

Как видно из вышеприведённых выдержек из различных словарей начало это - 1916; конец - 1922/24. Мы не будем цитировать также повторяющееся из словаря в словарь «движение, начавшееся в Швейцарии и пережившего свой расцвет во Франции». Воздержимся и от тривиальных перечислений «отцов-основателей»: Тцара (самый, по мнению словарей «основательный основательщик»), затем Бретон, Элюар, Арагон (это когда речь уже ведётся о «расцвете во Франции»).

Начнём с временных рамок. 1916 год, который упоминается в большинстве источников можно считать точкой отсчёта, но с определёнными оговорками. Как и «признанные», широкомасштабные течения, в Дадаизме также существуют свои предшественники, оговорки, отступления. Февраль 1916 года - это время, когда в цюрихском кабаре «Вольтер» собрались Хуго Балль, Тристан Тцара, Рихард Гюльзинбек, Марсель Янко и Ганс Арп, для того что бы дать название своему литературному движению. Способ поиска названия был простым до смешного - что-то вроде «гадания по книге». Кем-то из участников было предложено загадать страницу, строчку и т.п. Открыли на слове «дада».

Дадаизм, как и любое другое движение, (мы об этом уже упоминали), имеет своих предшественников. Если зайти издалека, то можно вспомнить некую акцию студентов одного из итальянских университетов, которые исковеркали произведения неугодно им профессора сугубо дадаистким способом, а именно: дефрагментацией и всяким графическим извращением его трудов, которые потом опубликовали. Было это в 17 веке. Тексты более поздние и близкие именно к дадаизму создавали следующие авторы: Лотреамон, Жак Ваше, Жак Риго, Томас Баадер, Поль Гийом, Пьер Альбер-Биро, Поль Дерме, Жан Кокто, Район Радиге. Мы не будем вдаваться в частности и анализировать каждого из «предтеч» (хотя бы по той простой причине, что информация об их предшествовании взята сугубо из научных исследований, а текстов на русском или нет, или их очень трудно найти). Можно сказать лишь то, что, к примеру, Изидор Дюкасс создавая свои знаменитые «Песни» использовал технику коллажа, но немного отличную от дадаистской. Его произведение подчинено чёткой логике, все совмещения несовместимого «перепончато-крылые тараканы» и др. умело и сознательно «сделано» из произведений таких авторов как Рабле, Эжен Сю и многие-многие другие, которых он читал денно и нощно, пребывая заточенным в христианской школе. Жак Ваше, как известно, дожил до самого дадаизма. Он сразу же очаровал одного из начальников уже французского Дада и был причислен к иконам этого движения. Ваше всю свою «опиумную жизнь» отрицал причастность к каким-либо течениям и направлениям. Однако исследователи отмечают, что в тех немногочисленных созданных им произведениях на самом деле было много от дада, хотя написано до его возникновения. Одной из главных общих черт текстов раннего (и позднего тоже, но мы о предтечах) Ваше и дадаистов была «галлюциногенная, туманная образность» вызванная, скорее всего, по мнению исследователей, употреблением опиума во время написания.

Не менее интересным фактом будет то, что совершенно отдельно и независимо от Цюриха ещё в 10-14 годы в США возникло литературно-художественное течение, которое исповедовало принципы дадаизма. Оно пока не имело названия и было лишь «одним из». Однако к 1914 году набрало определённую силу и авторитет в США, и не растворилось, как большинство всего того, что тогда возникало и тут же растворялось. Главой «всего этого безумия» был художник и (чуть меньше) поэт Фрэнсис Пикабиа, который в последствие станет «серым кардиналом Дада», одним из главных его не только творческих и идеологических, но и финансовых источников. Естественно, незаменимым спутником и сподвижником был Марсель Дюшан, также как и Пикабиа французский художник и (чуть меньше) поэт. Хотелось бы сделать небольшое отступление и обратить внимание на тот факт, что хотя официально «родителями» дада были: румын еврейского происхождения и два немца, а действие происходило в Швейцарии; что хотя неофициальный исток был в США, всё равно, фактически французы никуда не делись от «очередного превосходного извращения», подтвердив резюме Франции, как колыбели всего «противоестественного и ненормального».

Благодатную почву для возникновения Дада в Нью-Йорке готовили художники-авангардисты из круга фотографа Альфреда Стиглица. Точкой «кипения» можно назвать выставку 1913 года известную под названием «Armory Show».

Итак, два истока Дада мы уже выявили. Ими были - Цюрих и Нью-Йорк. Учёные отмечают, также, наличие третьего, правда, не столько истока, сколько очага дадаизма. Речь идёт о Германии. Немецкий дадаизм был рождён цюрихским движением в 1917 году и наиболее проявил себя в трёх крупных городах: Берлине, Кёльне и Ганновере. После разрыва Тцара с Баллем и Гюльзинбеком, последние отправились на родину. Однако отправились они порознь. Надо сказать, что видение дадаизма изначально было совершенно различным, как у Тцара так и у Балля, так и у Рихарда Гюльзинбека. Балль выдвигал концепцию - «конструктивного анархизма», был ревностным католиком и в то же время поклонником Бакунина; мистификатором и безумцем (хотя этот эпитет был, применим, наверное, ко всем кто был причастен к Дада).

Тцара ему противопоставлял идею методического разрушение всего вокруг, и в первую очередь себя. Гюльзинбек же вообще никогда в числе лидеров не рассматривался, поэтому и подался в Берлин где познакомившись с Раулем Хаусманом воссоздал атмосферу «цюрихских сношений». Стоит, отметить, что активность дадаизма в Германии обозначилась, далеко не сразу по приезде Гюльзинбека, а только по прошествии года, когда к нему и Хаусманну примкнул Франц Юнг.

Весьма забавная и интересна задача, выявлять задачи Дада. Стоит только обратить внимание на идею «конструктивного анархизма» Балля. Сама по себе формулировка «Конструктивный анархизм» - в высшей степени абсурдная. Общеизвестно, что «анархизм» движение по сути, своей деструктивное и разлагающие какие бы то ни было каноны социальные, идеологические, культурные. Другими словами предложенная Баллем идея звучит как: «созидание разрушения». Уже только это, на наш взгляд, свидетельствует о многом. По существу, начиная, с 1916 года он один закладывал идеологические основы дадаизма. В работах Балля, например, развиваются некоторые фундаментальные концепции: понятие дадаистского примитивизма и, как необходимое следствие, - поиски творческой непосредственности, стихийности, противодействия любым формам рутины в искусстве; осознание художником своей тесной зависимости от презираемого им внешнего мира; и особенно начало демарша Дада против языка. «Язык - орган социальный и может быть уничтожен безболезненно для творческого процесса. Кажется, этого и следует добиваться».

Приведём ещё несколько постулатов разработанных Баллем:

1. Язык - не единственное средство выражения. Он не в силах передать глубинный опыт.

2. Разрушение речевого органа может стать средством самодисциплины. Когда прерваны контакты, нарушено общение, углубляешься в одиночество, отрешаешься от всего, погружаешься в себя.

.   Выплюнуть слова: язык пуст, уродлив, скучен. Симулировать угрюмую простоту или сумасшествие. Оставаться в покое. Оставаться [13;с26] обращенным внутрь себя. Постигать непостижимое, недоступное.

По сути дела это первые и чуть ли не последние конкретно сформулированные задачи дадаизма. Единственную «библию Дада» составит и выпустит в свет Пикабиа. Произойдёт это в 1920 году. Труд под названием «Иисус Христос авантюрист» будет единственным официальным сборником: идей, концепций, целей дадаизма, или, другими словами - философской доктриной Дада.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.244 (0.005 с.)