Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология концентрированого обучения

Поиск

Для системы образования сегодня, как никогда, актуальна задача ускорения процесса обучения — как передачи всё более и более увеличивающегося объёма «духовных богатств, которые выработало человечество»,.новым поколениям.

Технологии интеграции частично решают эту задачу. Однако психолого-педагогическая наука и практика открывают всё новые и новые возможности и человеческой личности, и организации учебно- воспитательного процесса; появляются особые технологии ведения учебного процесса или его части в сжатом, концентрированном, ускоренном варианте.

Концентрированное обучение — это специально организованный процесс обучения, предполагающий усвоение школьниками большего количества учебной информации без увеличения учебного времени за счёт изменения механизмов её усвоения, структуры информации, форм её предъявления и/или иного (отличного от традиционного) временного режима занятий.

Выше были описаны несколько технологий, дающих значительный эффект ускоренного достижения целей обучения:

—скорочтение (повышение скорости чтения в несколько раз);

—технология интенсификации обучения В.Ф. Шаталова (дети усваивают программу средней школы

за 9 лет);

—технологии коммуникативного обучения иностранному языку;

—технология опережающего обучения С.Н. Лысенковой (заканчивает программу начальной школы на

год раньше срока) и другие, которые будут описаны ниже.

Технология концентрированного обучения (технология «погружения) дает преподавателю возможность, наблюдая деятельность практически каждого обучающегося в течение каждого занятия, помочь им в кратчайшие сроки адаптироваться в новых условиях. Оно требует от преподавателя многосторонней подготовки, владения активными формами и методами обучения, глубокими знаниями психологии. Технология концентрированного обучения позволяет интенсифицировать учебный процесс, предполагает реорганизацию традиционного обучения. В технологии «погружения» обучение «концентрируется» на определенном предмете.

Идею концентрированного обучения впервые высказал Я.А.Коменский; эту идею поддерживали многие ученые (К.Д. Ушинский, В.В. Розанов, П.П. Блонский); ее реализовывали на практике отдельные педагоги (Б.Ф.Райский, М.П. Щетинин), она была распространена в ряде стран (США, Швеция, Германия). Замысел метода концентрированного обучения был актуализирован отсутствием у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствием мотивации и привязанностей к изучаемым предметам, быстрым забыванием изученного материала, невостребованностью знаний на практике, повышенной утомляемостью в процессе изучения разных предметов.

В 80-е годы ХХ в. вновь обратились к реализации концепции концентрированного обучения и стали разрабатывать на ее основе соответствующие технологии (интегрированный учебный день, бинарное обучение, концентрированное обучение отдельным предметам, концентрированное изучение циклов учебных дисциплин). По мнению Г.И.Ибрагимова, недостаток сложившейся организации учебного процесса состоит в том, что она не в состоянии учитывать закономерности динамики работоспособности преподавателей и учащихся в течение дня, недели и т.д. Мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании, дня недели и т.д. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести закрепление в день его восприятия.

Концентрированное обучение – технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. Цель концентрированного обучения – повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания. Концентрированное обучение опирается на ряд принципов.

Концентрация учебного материала во времени: малопредметность; ведение материала укрупненными блоками; оптимизация распределения учебного материала.

Интенсивность обучения: насыщенность видами и формами учебной работы; плотность общения; интерактивные формы.

Учет психофизиологических особенностей человека: соответствие закономерностям динамики работоспособности; учет закономерностей восприятия и запоминания информации человеком.

Существуют разные варианты организации этой технологии в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя)

1. Предполагается укрупнение только одной организационной единицы – учебного дня, количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного – двух. Учебный процесс организуется не в системе традиционных уроков, а в форме «учебных блоков» по предметам. Учебный блок включает лекцию, практическое занятие, самостоятельную работу учащихся, контроль (зачет, взаимопроверку, самоконтроль). Учебный день строится из двух таких предметных блоков и большой перемены (40 – 45 минут) между ними. В рамках учебной недели, четверти количество учебных часов на основные дисциплины, предусмотренные учебным планом, сохраняется. Занятия по предметам эстетического цикла, технологиям, физкультуре проводятся во второй половине дня.

Использование этой модели технологии «погружения» снимает необходимость домашней работы. Такая технология обучения хорошо зарекомендовала себя в школах полного дня.

2. Вторая модель «погружения» строится как «концентрация» на определенном предмете: на три учебных дня или на неделю все учебное время отдается одной дисциплине. В течение учебной четверти организуется не менее трех таких «погружений» в один и тот же предмет: первое погружение целиком посвящается изучению нового материала; второе «погружение» сосредоточивает внимание учащихся на повторении материала и практических занятиях; третье «погружение» может строиться как занятия по группам (выполнение творческих заданий и сдача зачетов по всему учебному материалу), во второй половине дня – учащимся предлагаются занятия по интересам на предметных «кафедрах».

В такой модели технологии «погружения» достигается целостное усвоение содержания, активизируются познавательная деятельность учащихся, успешно развиваются их познавательные интересы, она вполне вписывается в классно-урочную систему школы и не требует каких-либо радикальных ее преобразований.

Продолжительность погружения в предмет определяется особенностями содержания и логики его усвоения учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы и другими факторами.

3. Третья модель – укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на четверть (семестр) или год, не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух– трех дисциплин, образующих модули.

Очень активно технология «готового знания» реализуется в авторской технологии «опорного конспекта» Виктора Федоровича Шаталова.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.01 с.)