Воспитание — это организация жизни детей, создание развивающей среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание — это организация жизни детей, создание развивающей среды.



Задатки («начатки») творческих способностей существуют у всех

— надо лишь создать для их проявления подходящие условия.

Развитие ребёнка (индивида) происходит в процессе активной и осмысленной деятельности.

Дети чрезвычайно общительны, они легко знакомятся друг с другом (игры, рассказы, неугомонная болтовня).

Дети — настойчивые исследователи, отсюда их легковозбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, пробовать.

Используя воображение, дети часто созидают нечто из ничего.

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Им свойственно выпячивание своего «я», проявление фантазии и воображения.

Большую роль в формировании детского характера играет инстинкт (механизм) подражательности.

Ребёнок и педагог — равноправные партнёры, педагог находится не над ребёнком, а рядом с ним; не управляет, а помогает.

1. Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

2. Школа для детей, а не дети для школы.

3. Школа — не подготовка к жизни, а жизнь.

4. Школа должна сохранить то, что есть в детях.

5. Школа органически связана с обществом и окружающей средой.

6. Изучение ребёнка как целостной личности.

7. Ребёнок и педагог — равноправные партнёры.

8. Дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них.

9. Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества.

10. Авторитет старших только в том случае действителен, полезен и высок, когда отсутствует элемент принуждения.

11. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.

12. Взаимосвязь всех компонентов воспитания: умственного труда, физического труда, искусства, игры.

По мнению Шацкого, эстетическое воспитание, охватывая весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива

Целевые ориентации

- Формирование будущих граждан республики.

- Развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации ближайшей среды жизнедеятельности детей.

- Создание условий для всестороннего развития сил

воспитанников: приобщение их к труду, знаниям, культуре.

- Образ (идеал) выпускника: человек высокой культуры с

мозолями на руках.

- Развитие трудовых навыков и творческих способностей

ребёнка.

- Создание единого общества детей и взрослых.

- Вернуть детям детство.

Школа — педагогический центр, объединяющий воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организаций. Детей можно воспитывать в такой мере, в какой осуществляется единство педагогических действий и требований.

Все занятия в школе строились исключительно на личном интересе ребёнка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пищу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по интересам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (родной язык, драматический, музыкальный и др.). Примерная учебная программа - программаНаркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответственно естественному детскому развитию и потребностям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индивидуальный подход в процессе роста интеллектуальных способностей в зависимости от интересов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» — таков был лозунг педагогов.

Воспитательная работа, органически включая в себя образовательный процесс, была основным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания был, в первую очередь, сам ребёнок, его потребности, интересы, а также:

— физический труд, представляющий материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания;

—деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее её более лёгкой;

—искусство, формирующее эстетические чувства;

—игра, способствующая мажорной детской жизнедеятельности; игра как жизненная лаборатория ребёнка;

—работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» детей.

 Самоуправление. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Главный орган самоуправления — общее собрание.

СТ. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно совершенствоваться, не удовлетворяясь достигнутым.

Эстетика. По мнению Шацкого, эстетическое воспитание, охватывая весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Он по-новому осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания Шацкий понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества, направленное на развитие творческих потенций личности, коллектива. Он считал, что в структуре системы эстетического воспитания соединяются воздействия на личность через активизацию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов.

Искусство, гармонично формируя личность, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе СТ. Шацкого занимала культурнопросветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, использовал опыт внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.006 с.)