Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Результативно-аналитическийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах
3.Технология индивидуального обучения Юрия Афанасьевича Макарова. Технология индивидуального обучения пермского педагога фактически отменяет классно-урочную систему. Она направлена на то, чтобы ученик как можно меньше слушал объяснение учителя и как можно больше работал сам. Объяснению отводится другая; роль при ориентации на уровень ученика. Один в состоянии самостоятельно разобраться в теме, прочитав учебник один раз, а другому и урока на это не хватит. За чем же всем отводить на это одинаковое время? Для начала ученик должен попробовать разобраться в материале сам, учитель помогает, но лишь в том случае, если ребёнок сталкивается с непреодолимыми трудностями. А поскольку уровень трудности для всех разный, появляется необходимость в создании разноуровневых учебных материалов. Подготовка к самостоятельности начинается уже в начальной школе, с первого класса, постепенно. В средней школе появляются индивидуальные карточки трёх уровней, время на самостоятельную работу увеличивается, но от темы к теме ребята переходят ещё все вместе. А в старшей школе темп обучения и уровень трудности каждый может уже выбирать сам. Принципы: 1. Первоначальное самостоятельное изучение нового материала. Выбор учениками индивидуального темпа обучения. Выбор учениками индивидуального уровня трудности. Предоставление ученикам возможности отвечать только по желанию. Учет и ответственность. Отсутствие оценок и обязательных домашних заданий. Взаимопомощь. Реализуются эти принципы следующим образом. При изучении новой темы ученик получает учебник и начинает изучать эту тему самостоятельно. Для того, чтобы проверить, понял ли ученик этот материал, ему дается индивидуальное задание - карточка. После выполнения задания ученик подходит к учителю, который сразу же проверяет это задание и, если задание выполнено верно, ученик может приступить к выполнению следующего задания. Если задание выполнено неверно, то ученик получает консультацию по его выполнению, пояснения к решению. Таким образом, если ученик самостоятельно разобрался в изученном материале, то это сразу видно учителю при проверке индивидуальных заданий. Если ученик и после консультации и помощи всё еще не понял материала, то именно для него будет дано подробное объяснение. Ясно, что такое объяснение он будет слушать по-другому, чем объяснение на весь класс. И учителю яснее, что именно ученик не понял, на что надо обратить его внимание, какие вопросы требуют отдельного рассмотрения. Итак, ученики решают ряд индивидуальных заданий, которые подобраны таким образом, чтобы ученик, выполнивший их в определенной последовательности, знал материал темы. Никаких оценок при этом не ставится. Работа оценивается по принципу: сделано - не сделано. Выполняя задания, ученик постоянно обращается к учебнику, выясняет смысл новых терминов, определений, учится применять правила. Каждый шаг ученика контролируется. За урок разные ученики решают разное количество заданий, причем это количество зависит только от работы самого ученика, а не от желания учителя, то есть, - темп работы определяет сам ученик. По каждой теме создано определенное количество заданий, которые ученик обязан выполнить. Число заданий различно на разных уровнях трудности, то есть на оценку "3" ученик должен выполнить определенное количество индивидуальных заданий, на "4" - еще дополнительно несколько заданий, на "5" - еще другие, более сложные задания. На каком уровне остановиться - ученик решает сам, то есть прорешавши все задачи на "3", ученик может как закончить решения, так и продолжать их по своему усмотрению. Опыт показывает, что ученики, начавшие работать по этой технологии, не умеют практически ничего. Не умеют читать математический текст, не умеют найти ответ на поставленный вопрос, не понимают смысла прочитанного. Поскольку оценок за выполнение работ нет, то ученики не боятся спрашивать непонятное у учителя, и на этом этапе работы учителю приходится объяснять и пояснять буквально каждое слово и предложение. Проходит год, полтора, и ученики начинают обращаться за помощью намного реже. После двух-трех лет обучения по технологии индивидуального обучения ученики обращаются за помощью крайне редко. ОНИ НАУЧИЛИСЬ УЧИТЬСЯ! При этом возникают две трудности. Первая – что? (какие учебники) давать ученикам для самостоятельного обучения. Общеизвестно, что существующие учебники не предназначены для описанного способа преподавания. С другой стороны, при объяснении нового материала каждый учитель передает ученикам свое видение материала. При этом объяснение, как правило, проводится один раз. И если ученик болел, то второго такого объяснения не будет, и отсюда, кстати, еще один источник пробелов в знаниях учащихся, потому что редко какой ученик не болел во время учебного года. Такая работа по созданию фиксированных на бумаге объяснений и последовательностей индивидуальных заданий в основном выполнена. Всего на сегодня имеется около 90000 карточек заданий по всем классам как по математике, так и по алгебре и геометрии. Итак, при изучении темы ученик решает определенное количество задач, учит определенное количество теоретического материала. Когда сдавать зачет - определяет сам ученик. Он может сделать это на любом уроке, на перемене, после уроков. Несдача зачета нигде не фиксируется - просто ученик делает другую попытку. После выполнения индивидуальных работ, сдачи зачета, ученик имеет право на выполнение контрольной работы, которая выдается ему в виде индивидуального задания на карточке Контрольную работу ученик выполняет тогда, когда сам этого захочет, то есть тогда, когда он считает, что готов к ее выполнению. Уровень трудности карточек-заданий на оценку "3" соответствует "обязательным результатам обучения", уровень же трудности на "5" - выше уровня стабильных учебников и соответствует тому уровню трудности, который существовал в школах 20/25 лет назад. Жесткой дисциплины на уроках по технологии индивидуального обучения нет. Ученик может в любое время по своему желанию подойти к учителю, к другому ученику, взять дополнительную литературу, справочники. Ученики по своему желанию могут объединяться в пары и группы. Эти пары и группы возникают и распадаются стихийно в течение всего учебного года без малейшего участия учителя. Ученики на уроках спокойны. Они знают, что урок начнется с того, чем закончился предыдущий, то есть они будут продолжать начатую работу. Ученики знают, что без их желания их не вызовут к доске, не поставят двойку, не запишут в дневник. Работа без принуждения дает такой результат, что ученики не боятся ни спрашивать, ни отвечать, даже если на уроке присутствуют 30-40 учителей. Есть только один барьер при переходе от одной темы к другой. Если при выполнении контрольной работы (а выполняет ученик её рядом с учителем на чистом листке бумаги по индивидуальному заданию) ученик не выполнил её, то он обязан переделать все, или часть из соответственно-этапных индивидуальных заданий. При выполнении самостоятельных индивидуальных работ можно помогать друг другу, обращаться за помощью к учителю, при выполнении же контрольной работы это исключено. Опыт показывает, что ученики, получившие свободу действий на уроках, в первое время просто списывают друг у друга, хотя найти похожие задания нелегко. Естественно, что такие ученики с контрольной работой не справляются и, СНОВА ПЕРЕДЕЛАВ ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ предконтрольного этапа, начинают, наконец, понимать, что списывать бесполезно. Через полгода после начала работы по технологии индивидуального обучения невыполненная контрольная работа - очень редкое явление. Вся выполненная работа фиксируется на листах учета, которые постоянно висят в классе. На листе учета, кроме темы и номера самостоятельной работы, указана и дата, когда этот материал должен быть изучен по календарно-тематическому плану. Ученик в любой момент времени знает, какую работу он выполнил на уроке, где он находится по сравнению с другими учениками. Это порождает здоровое стремление быть не хуже других, стремление выполнить как можно больше на уроке. Это стремление является внутренней движущей силой в работе ученика. В дневники еженедельно выставляются не оценки, а количество дней, на которое ученик ушел вперед от нормы, или на которое он отстает от нормы. На практике для иных учеников реально прохождение программы года за 2 - 3 месяца. Но если признать, что есть ученики, которые могут учиться быстрее нормы, то неизбежно надо признать, что есть и ученики, которые учатся медленнее нормы. И ничего страшного в этом нет. Во-первых, ученики, которые вначале отстают, постепенно втягиваются в работу, - одни раньше, другие позже, - и выправляются, если только их не оставлять на второй год. Во-вторых, ученик реально получает то, что заработал, и его состояние дел зависит только от него самого. На основании многолетнего опыта по составлению индивидуальных заданий были выработаны принципы составления этих заданий. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, упомяну только об одном из них. На уроке ученик получает незнакомый материал. Если ему сразу дать задание даже средней трудности, то он с ним, конечно, не справится; поэтому все первые задания любой темы просты и практически повторяют разобранные в параграфе. И ученик, получив такое задание, обычно без труда его выполняет. При этом создается ситуация успеха, у ученика появляется уверенность в собственных силах, он рад. "Я смог сам!", "Я могу, я умею!". Ученики обычно на урок приходят до звонка, садятся и начинают работать. После звонка почти все уже работают. По окончании урока ученики закрывают тетрадь и уходят. Работа будет продолжена на следующем уроке. Если уроки проходят в паре, то многие ученики не хотят уходить на перемену и продолжают работать. По сути, идет один урок, который начался в сентябре и закончится в мае. Заболев, ученик не выключается из учебного процесса. Вернувшись в класс, он продолжает работу с того вопроса, на котором остановился до начала болезни. Ученики обычно на уроке работают так интенсивно, что нет нужды в задании на дом, хотя обычно многие ученики сами просят дать им задание на дом как с целью догнать упущенное время, так и просто потому, что им это нравится.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.011 с.) |