Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфические функции знаков в искусстве
На сегодняшний день существует несколько признанных научных классификаций знаков в зависимости от критерия, положенного в основу классификации. По таксономическому признаку знаки можно разделить на элементарные и неэлементарные. Элементарные знаки – это простые и первичные знаки, т.е. они не содержат в себе других знаков и не являются производными от других знаков. Сложные или неэлементарные знаки включают в себя несколько простых знаков, например запись формулы, религиозный обряд и т.д. Существует иная классификация на природные (биологические или врожденные) семиотики и небиологические (культурные) семиотики. Генеалогические связи природных и культурных семиотик проявляются в двух направлениях: в чертах общих для семиоза в поведении животных и человека, в форме и содержании знаков культурных семиотик – жестах, мимике, этикете. В культуре есть множество знаковых систем, сочетающих в себе свойства естественных и искусственных семиотик, так что соотнесеность таких систем определяется преобладанием в них черт естественного или искусственного происхождения. Такого рода двойственность характерна для человеческого языка. С одной стороны никто не сомневается в естественном 15 происхождении этнических языков. Однако, в самом их существовании в человеческом социуме есть феномены искусственного происхождения или феномены, содержащие в себе черты искусственности. Знаки-индексы (позже их стали называть знаками-симптомами). В этом типе знаков связь между означающим и означаемым мотивирована их естественной смежностью. «Индекс физически связан со своим объектом». 17 В «поэтике» Аристотеля слово «мимесис» (подражание) оказывается самым общим 18 термином, которым Аристотель называет искусство в целом и различные его области. В знаках-символах мотивированность в связи означаемого и означающего отсутствует. Например, невозможно объяснить, почему слово «рыба» обозначает этот класс водных позвоночных, почему знак «5» обозначает именно это количество, и т д. Эти три типа элементарных знаков соответствуют трем ступеням семиозиса. Они образуют градацию в направлении увеличения условности знака: наименьшая степень условности характерна для знаков-индексов, а наибольшая – для символов. Однако и внутри каждого из трех классов знаков разные знаки могут различаться по степени условности.
Кармин предлагает различать в семиотическом поле культуры 5 типов знаков и знаковых систем: 1. естественные, 2. функциональные, 3. конвенциональные, 4. вербальные, 5. знаковые системы записи. Естественными знаками являются знаки и явления природы. Чаще всего естественный знак является принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дает информацию о целом. Это знаки – признаки, симптомы. Для их понимания необходимо знать, признаками чего они являются. Приметы погоды, следы зверей, симптомы болезней и прочее – все это знаки, которые могут быть поняты, если адресат включен в данную систему знаков. Умение понимать и использовать естественные знаки являлось важнейшим условием приспособления древнего человека к окружающей среде и, следовательно, условием его выживания. С развитием цивилизации, с увеличением доли городского населения число умеющих «читать» естественные знаки резко идет на убыль. Функциональные знаки возникают в процессе человеческой деятельности и указывают на способ функционирования денотата в процессе этой деятельности. Знаки этого класса также являются признаками чего-либо, но в отличие от естественных, связь функциональных знаков с денотатом обусловлена не его объективными свойствами и не законами природы, а теми функциями, которые обозначаемое выполняет в процессе деятельности человека. Эти знаки являются предметами, имеющими какое-то прагматическое назначение. Они создаются человеком для практического использования, а не с целью превращения их в знак. Например, обнаруженное археологом в кургане оружие является знаком того, что в нем захоронен воин; лопата на плече указывает на то, что человек либо занимался, либо собирается заняться земляными работами. Здесь означаемое может выступать в качестве знака только потому, что оно включено в человеческую деятельность и вследствие этого несет в себе информацию о ней. Функциональные знаки наряду с первичными значениями, связанными с прагматическими функциями, могут принимать и вторичные значения, которые приписываются им более или менее произвольно (чаще всего на основе каких-то аналогий). Вторичные значения функциональных знаков в культуре становятся приметами, толкованиями снов и пр., например, подкова, прибитая у двери, пустое ведро у идущего на встречу. Конвенциональные (условные) знаки – это принципиально иной класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Это знаки в полном смысле слова. Если для первых двух классов знаковая функция является побочной и выполняется ими ненамеренно, то для условных знаков эта функция является главной и основной. Эти знаки создаются специально для того, чтобы обозначать определенный денотат. Различают 4 типа конвенциональных знаков:
1. сигналы – знаки извещения или предупреждения. Форма сигнала произвольна по отношению к обозначаемому и является результатом соглашения (отсюда и название этого класса). С содержанием знака в конкретной культуре люди знакомятся в результате обучения: азбука Морзе, навигационные сигналы и пр. 2. индексы – уловные обозначения каких-то предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить денотат из ряда других предметов, явлений и пр. Иногда, но не обязательно, их форма может напоминать 21 обозначаемое. Примерами индексов могут служить показания приборов, условные значки на схемах, графиках, профессиональноделовых бумагах. 3. образы. Определяющей чертой образов является сходство с тем, что они обозначают. Это сходство может быть большим или меньшим – от подобия до изоморфизма (однозначного соответствия всех элементов и отношений). Сходство может иметь внешний характер, но может касаться внутреннего содержания означающего и означаемого; оно может заключаться в полном или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и денотат, например, знаки-рисунки, изображающие пешеходные переходы, туалеты и пр. 4. символы – это знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл, т.е. в нагляднообразной форме передают абстрактные идеи и понятия, связанные с объектом. Примерами символов служат эмблемы, гербы, ордена, крест в христианстве и пр. Трудность в понимании символов вызвана несколькими факторами, в первую очередь многоуровневостью символа, включенностью многих смысловых слоев в содержание символа, абстрактностью идеи, включенной в смысловое поле знака, богатством исторической судьбы. Для примера рассмотрим герб России. Двуглавый орел, изображенный на нем – в данный период является символом страны, лежащей и в Азии и в Европе. В дореволюционный период этот символ имел добавочное значение – православие и монархия, определявшие две главные правящие ветви. На более глубоком уровне – орел символизирует могущество и царственность. Билет 4
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.006 с.) |