Семиотика культуры повседневности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиотика культуры повседневности.



Все артефакты, окружающие человека в его повседневной жизни представляют собой знаки и знаковые системы культуры. Вместе с приобретением родного языка человек с детства

приобретает знание кодов той социальной среды, в которой он воспитывается. Различные географические условия, различный социальный и экономический статус рождают разные культурные языки: пища, ритуалы, атрибуты, жилища и прочее. Приобретение знаний кодов, начавшись с рождения, продолжается в школе, вузе, обстоятельствах и условиях жизни. В итоге, во взрослую жизнь человек входит, имея индивидуальный набор кодов, индивидуальный интертекст. Но, тем не менее, существуют и обобщенные коды социальных групп – национальных, сословных, профессиональных и других. Есть черты, характерные для определенной местности или (более широко) типа местности. Манера умываться и мыть посуду в России отличается от западноевропейской – в России эти процедуры производятся под струей воды, на западе – в стоячей воде. После сытного обеда французы едят сыр, в России – сладкое. В южных широтах предпочитают вино, в северных водку

Языки культуры повседневности зависят от многих обстоятельств. В свою очередь, сами эти языки влияют на культуру повседневности. Один из важнейших типов знаковых систем культуры повседневности – семантика жилища. Дом – один из наиболее важных и семантически нагруженных объектов, место многочисленных обрядов и ритуалов. Наиболее важная символическая функция дома – защитная, стол в комнате – это сакральный центр жилища, порог – элемент дома, играющий роль его символической границы с внешним миром, окно-источник света в доме в 57 прямом и в переносном смысле, и пр. Кроме того, большое значение приобретает знаковое содержание предметов обихода, знаковость вещей, интерьера, семантика костюма. Форма вещи, ее материал, функции вызывают множество ассоциаций.

Вещь вплетена в сложную систему символических связей. Так, в северокавказских традициях (осетинской, кабардинской и т.д.) очажная цепь играла сакральную роль, аналогично, в славянской культуре печная утварь представляла в обрядах стихию огня. «Дом» имеет четко выраженное пространственное членение по горизонтали и вертикали. В большинстве традиционных культур вертикальная оппозиция выражалась в простом принципе «чем выше, тем более сакрально». Крыша определяет границу между миром людей и небом в религиозном смысле этого слова, пол входит в комплекс представлений о «низе». Горизонтальная оппозиция обладает наибольшей степенью семиотичности.

Пространство сегментируется на три зоны – почетная или сакральная (наиболее удаленная от входа), центр помещения и порожная часть (наименее сакральная). Семантика традиционного костюма - одна из важнейших составляющих семиотики повседневности. Общий силуэт одежды определялся, кроме чисто практических соображений, и ландшафтом местности и исторически сложившимися эстетическими представлениями и родом занятий и религиозными представлениями и многим другим.

Так, женская одежда на бескрайних русских равнинах породила образ широкого сарафана, преобладание вертикальных линий на Кавказе привело к возникновению утонченного и устремленного ввысь платья. Важным семиотическим элементом костюма является орнамент. Это, поистине, знаковая система, дающая информацию о эстетической и мифоэпической парадигме народного мышления. Первой и основной функцией орнамента являлась функция оберега, впоследствии добавлялись эстетические и идентификационные функции. Одним из древнейших оберегающих символов человечества был крест во многих его вариантах, и 58 он широко представлен в разных частях планеты. Орнамент является одним их культурных кодов, передавая основные специфические особенности этноса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.004 с.)