Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика проявления знаков искусства
В эстетике прочно установилось представление о том, что содержанием произведения искусства являются мысли, эмоции, а форма – это вся его материальная сторона. Большинство исследователей (Н.Гартман, А.Ингарден, Э.Пановский, С.Т.Махлина и др.) считают план выражения (знак) и план содержания (денотат) многослойным явлением. В художественном содержании выделяются три уровня. Первый слой, глубинный, образует авторская идея (или система идей). Это идейно- 56 проблемная основа содержания. Второй слой составляют мысли, переживания действующих лиц, черты их личности, обстоятельства, события, составляющие содержание. Третий, верхний слой – сюжет, структура произведения Элементы художественной формы обладают четырьмя из восьми свойств знака: 1. знак обладает значением, 2. информирует адресата о чем то, находящемся вне его, 3. употребляются для передачи информации (хотя и не обычной, а эмоционально окрашенной), 4. функционирует в знаковой ситуации (пока произведение не воспринято, оно не существует для нас как произведение искусства) Остальные четыре свойства знака отличают «обычный» знак от художественного знака. Во-первых, каждое средство в искусстве весьма многозначно, в то время как знак должен быть однозначен и устойчив в своем значении. Многозначность каждого из выразительных средств искусства имеет двоякую природу. С одной стороны, его различные значения зависят от ситуации и контекста, в которых оно применено, а с другой стороны – от его истолкования воспринимающим индивидом. Оба эти вида многозначности (полисемия) не являются целиком произвольными. Семантика произведения искусства во многом определяется обществом и, в значительно меньшей степени, зависит от индивида. Таким образом, в искусстве, помимо индивидуализированного («речевого») значения имеется и относительно устойчивое социальное и общезначимое. Тем не менее, многозначность выразительных средств искусства остается неоспоримым фактом. Содержание значения, которое вкладывает адресант в произведение искусства не всегда полно и адекватно прочитывается адресатом. В частности, специфика музыки заключена и в том, что большое значение для восприятия имеет исполнение. Хорошо известны случаи, когда первое исполнение решало судьбу произведения. Второе отличие художественного знака состоит в том, что он не может быть выделен из данного контекста и использован в другом контексте (без специального намерения – цитация), как это бывает с другими знаками. Наконец, самое главное отличие художественного знака – это большая самостоятельная роль формы художественного знака и ее соотношение с содержанием. В обычных знаках материальная форма произвольна по отношению к значению. В искусстве даже при небольшом изменении формы изменяется и содержание. Нельзя без ущерба для смысла стихотворения переставить в нем слова или заменить какое-либо слово синонимом.
Одна из причин невозможности получить полное представление о живописном полотне по репродукции – в частичном изменении всех элементов формы, цвета, фактуры и т.д. Понятие «художественного знака» в силу названных причин можно применять только метафорически. Поскольку нас интересует характер соответствия знака реальным явлениям или предметам, из всех существующих классификаций знаков семиотике культуры подходит классификация, основанная на соотношении с денотатом: иконические знаки, знаки-признаки, условные знаки. По аналогии с этим можно выделить три 52 основных типа художественных знаков: 1. художественные изображения, которые близки к классическим знакам-изображениям, 2. художественные выразительные приемы (включая и интонационные знаки), 3. художественные символические средства. Термин «символ» многозначен и в разных сферах имеет различный смысл. Здесь он употреблен как обозначение элементов художественной формы аналогичный условному знаку. Семиотика скульптуры, в отличие от живописи и графики, моделирует представления о значительном, характерном, выразительном в трехмерной и, зачастую, внеконтекстной форме. Семиотические возможности скульптуры связаны с рядом факторов: выбор прототипа изображения, художественноизобразительные возможности. «Легко видеть, что возможности искусства скульптуры не удается так же легко обозреть и перечислить, как все значения, представленные в дорожных знаках. Возможности искусства принципиально не ограничены: талантливый скульптор, создавая новое произведение, не только выбирает и соединяет те элементы языка скульптуры, которые существовали до него, но и открывает и вырабатывает новые, тем самым, расширяя содержательные возможности данного искусства» Билет 3
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.59.20 (0.006 с.) |