Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни Насир-ад-дин Мухаммад Хумаюн Падшах-и-Гази.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Поприще великих даров; источник возвышенных вдохновении; возвышающийся на троне Халифата величия насаждающий нормы величественного правления; жалующий царства завоеватель стран; благословенный, сидящий на троне; учредитель канонов справедливости и беспристрастности; упорядочиватель проявлений величия и верховной власти; источник фонтанов славы и благотворительности; шлюз для рек знания; переполненное дождевое облако великих достоинств и чистоты; вздымающееся море щедрости и преданности; выбирающий справедливость и видящий истину; основание множества законов; одновременно царь рода дервишей 1 и дервиш с титулом царя; украшающий устроитель цветника царства и религии; плетущий венок духовных и мирских цветов; трон сферы вечных таинств; алидада астролябии 2 теории и практики; в строгости образа жизни и духовных порывов — греческий Платон 3 (Афлатун-и-Юнани); в организаторской энергии и путях предприимчивости — второй Александр (Искандар-и-сани); жемчужина семи океанов и слава четырех элементов; восходящая точка солнц и заря Юпитера; феникс (хума), взмывающий в небесную высь, — Насир-ад-дин Мухаммад Хумаюн Падшах-и-Гази. Да освятит Аллах его душу! 4 Великий Аллах! Словно чадра человечности и завеса стихий была наброшена поверх святого духа и священного света. Открытая равнина языка сужается в поиске похвал ему, а парадная площадь описаний лига за лигой отдаляется от города его добродетелей. Хвала Аллаху, подходит время, когда я могу оторвать свою руку от высокой родословной [182] и окунуться в источник моего | 121 | действительного намерения. Теперь я попытаюсь коротко поведать об изумительных деяниях Его Величества Джаханбани Джаннат-ашияни, ибо это одновременно и первые шаги приближения к моей далеко видимой цели и пояснения, составляющие часть истории моего святого и властелина (Пир у Падшах). Раскрывая отраженную Божественность в святом повелителе, я утолю жаждущие уста 5 сладкими водами знания и поднесу мое томимое жаждой сердце к берегу моря постижения святых добродетелей этого безупречно совершенного [человека]. Прочь! Прочь! Как может хвала совершенствам сей уникальной жемчужины исходить от такого, как я? Его панегиристу подобает походить на него самого, но, увы, увы! Есть ли где кто-либо, подобный этой жемчужине океана знания? Я наношу глянец на собственные слова и совершаю подвиг для себя в той мере, как я приближаю свое сердце к священному знанию и придаю своему языку ореол духовности. О искатель, узнав события, пробуди себя и услышь провозглашение о том, что благословенное рождение Его Величества Джаханбани Джаннат-ашияни случилось ночью во вторник, 4 числа месяца зу-ль-каада 913 г.х. (6 марта 1508 г.), в цитадели Кабула из святого чрева Ее благочестивого Величества Махам бегим 6. Эта непорочная происходила из благородной семьи Хорасана и была родственницей Султан Хусейн мирзы. И от надежных людей я слышал, что, поскольку почтенная мать Его Величества, Царя Царей, происходила [родом] от Его Святейшества Шейх (Ахмад) Джама, то Махам бегим также была связана с ним. Его Величество Гити-ситани Фирдус-макани взял ее в жены, когда пребывал в Герате 7 с выражением соболезнования сыновьям Султан Хусейн мирзы. Маулана Маснади нашел дату рождения Его Величества как Султан Хумаюн хан; и Шах-и-фируз-кадр (Победоносный принц), и Падшах-и-саф-шикан (Разбивающий армии царь), и фраза Хуш бад (Да будет он счастлив!) сообщают дату этой счастливой эпохи, как обнаружено учеными века 8. Ходжа Килан Самани 9 сказал: Год его благословенного (хумайунаш) рождения заключен в словах: “Да увеличит Всемогущий Аллах его славу!” [183] Вступление Его Величества на трон совершилось в Агре 9 джумада ал-аввала 937 г.х. (29 декабря 1530 г.), и хронограмма его — Хайру-л-мулук (Лучший из царей). Спустя несколько дней он совершил поездку по реке и, поместив ладьи удовольствия в поток радости, раздал в этот день содержимое лодки 10, наполненной золотом, и этим щедрым даром заложил золотой фундамент правления. Прекрасно! Первая | 122 | милость, пожалованная тому [Хумаюну], кому дарована верховная власть над миром, — необыкновенная щедрость и великодушие. Не каждый человек возвышен. И один из ученых мужей нашел дату этой волны дарения в словах кишти-и-зар (лодка, или поднос золота = 937). С начала его жизненного пути до вступления на трон, когда он достиг 24 лет 11, на челе его судьбы были заметны знаки успеха и удачи, и лучи славы и власти струились от скрижалей его величия и славы. Да и как его сияющему лику не излучать величие и великодушие, когда он нес свет Царя Царей и был хранителем житницы Божественного знания? Это был тот же свет, который ощущался в победах Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани и великолепно проявлялся в рассвете мирозавоевательных лучей Его Величества Сахиб Карани. И был это тот же свет, что со времен жемчужной раковины океана — Аланквы — являл себя из царских раковин и жемчужин под чадрами женщин в родовых муках. Это был тот свет, чьим великолепием прославился Угаз-хан, и тот свет, что подготавливался и усиливался от Адама до Ноя. Тайны раскрытия этого света и странные обстоятельства его обнаружения — вне круга замкнутости и ограниченности, и никто не способен познать эту тайную сущность или постичь ее тонкости. Итак, Его Величество Джаханбани озарял мир силой того Божественного света, который на протяжении [184] многих циклов и эпох был скрыт под различными одеяниями, но теперь время его проявления приближалось. Поэтому знамение духовного и мирского величия излучалось с сияющего чела Его Величества. В его священной натуре сочетались подлинная скромность и чрезвычайная отвага, и вся его возвышенная энергия была целиком отдана осуществлению стремлений его великого отца; обладая высочайшим бесстрашием вкупе с совершенным величием и благородством, великодушием и возвышенностью взглядов, он не считался с собой и не сосредоточивал на себе внимания. Впоследствии он славился справедливостью мысли и высокой отвагой в каждом начинании, которое намечал, и в каждой службе, которую принимал на себя. Всю свою благословенную жизнь он украшал мир, соединяя знание с силой, а силу — с состраданием и милосердием. Во многих науках, и особенно в математике, не было ему ни соперника, ни равного. Его благородная натура была отмечена | 123 | сочетанием энергии Александра и знаниями Аристотеля. Он проявлял великую справедливость в вынесении решений о распределении территорий и проявлял полную беспристрастность или, скорее, даже невероятную доброту и благотворительность в этом отношении. Но превосходство в духовном совершенстве (которое есть действительная верховная власть) было у него по милости Аллаха; ни один из его братьев не разделил лакомства с этого стола наследственности. Каждый имевший отношение ко двору получил место на службе и содержание. Камран мирза получил Кабул и Кандагар в качестве поместья; Аскари мирза — Самбал; Хиндал мирза — саркар Алвар. Бадахшан передали и доверили Сулейман мирзе; а вельможи, великие военачальники и вся победоносная армия были приведены в подчинение надлежащими мерами. Каждый, кто проявлял недружелюбие, например, Мухаммад Заман мирза, сын Бади-аз-Заман мирзы, сына Султан Хусейн мирзы (бывший на службе у Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани и удостоенный чести стать его зятем 12, но по недальновидности и недостатку разума засучивший рукава неповиновения), повязал пояс служения на талию послушания. Спустя пять или шесть месяцев Его Величество занялся завоеванием Калинджара и осаждал эту крепость приблизительно месяц. Когда народ, находившийся внутри, начал испытывать страдания, правитель подчинился и послал 12 манов 13 золота с [185] другими дарами. Его Величество был тронут его мольбами и просьбами и помиловал его. Оттуда он направился к Чунару 14 и осадил его. Да не будет секретом, что эта высоко расположенная крепость являлась владением Султан Ибрахима и была дана им Джамал-хану Хассахайль Сарангхани. После гибели Султан Ибрахима жизнь Джамал-хана оборвалась из-за злого умысла недостойного сына, и Шер-хан добился от вдовы (ее звали Лад Мулк, она славилась красотой и очарованием) согласия стать его женой и, благодаря этому плану, завладел крепостью. Когда Шер-хан услышал о подходе завоевательной армии, он оставил в крепости своего сына Джалал-хана 15 со многими доверенными лицами, а сам ушел. Он отправил ловких послов и сплел [паутину] хитрых речей. Его Величество, рассмотрев обстоятельства, принял его предложения, и Шер-хан отправил своего сына Абд-ар-Рашида 16 на службу к Его Величеству Джаханбани, так чтобы самому остаться защищенным от ударов падишахской армии и пожинать плоды гордости и высокомерия. Его сын долгое время находился на службе, но когда Его Величество | 124 | отправился в Малву, чтобы укротить Султан Бахадура, этот недостойный бежал из армии падишаха. В 939 г.х. (1532 г.), когда афганцы Бибан и Баязид подняли восстание, Его Величество отправился на восток. Баязида убили в сражении против воинственных героев, и сей мусор был сметен, и, даровав Джаунпур и соседние территории Султан Джунаиду Барласу, Его Величество вернулся в столицу. Поскольку эхо побед и завоеваний Его Величества громко звучало в различных королевствах, Султан Бахадур, правитель Гуджарата, в 940 г.х. (1533 г.) отправил к нему опытных послов с ценными подарками, что положило начало дружеским отношениям. Его Величество принял его предложения с царской любезностью и успокоил его сердце, послав ему свидетельства дружбы. В том же году на берегах Джамны возле Дели был основан город, получивший название Динпанах. Один из ученых эпохи составил хронограмму Шахр-и-падшах-и-динпанах (Город Царя, Защитника Веры = 940 г.х. (1533 г.) 17. После этого Мухаммад Заман мирза и Мухаммад Султан мирза со своим сыном Улуг мирзой встали на путь враждебности и бунта. Его Величество повернул поводья намерения против них и расположился лагерем на Ганге вблизи Бхуджпура. Ядгар Насир мирза был отправлен через реку с большими [186] силами против бунтовщиков и, с Божьей помощью, одержал победу. Мухаммад Заман мирза, Мухаммад Султан мирза и Вали Хуб мирза были захвачены в плен. Мухаммад Заман был отправлен в Биану, а двое других были ослеплены и тем самым свергнуты с пьедестала уважения. Мухаммад Заман мирза не оценил доброты, с которой с ним обошлись, а совершил побег, вручив фальшивый приказ 18. Затем он бежал в Гуджарат к Султан Бахадуру. Множество восхитительных земель Индии, не завоеванных во время [царствования] Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани из-за недостатка времени, были покорены его (Хумаюна) рукой власти и силой удачи. Комментарии 1. Рассказывают, что род Хумаюна, как и род его жены, происходил от знаменитого святого Ахмад-и-Джама. 2. [Астролябия — угломерный прибор, служивший до XVIII в. для определения широт и долгот в астрономии, а также горизонтальных углов при землемерных работах. Алидада — линейка с двумя диоптрами, вращающаяся вокруг оси, проходящей через центр астролябии.] Абу-л Фазл применяет термин к Хумаюну за его истинные или приписываемые ему познания в математике. 3. Восточная традиция рассматривала Платона как великого аскета. 4. Анара-ллаху бурханаху — “Да озарит Аллах его испытание” или “Аллах преподал ему его испытание”. 5. В нескольких рукописях — дилан — сердца, и это, вероятно, правильное прочтение, поскольку лишь в этом случае является антитезой к тишна-джигар — жаждущая печень — в следующей части предложения. 6. Очевидно, Махам — неполное имя. 7. [Во время пребывания в Герате Бабур был помолвлен с дочерью Султан Ахмад мирзы — Масумой Султан бегим (см.: Бабур-наме, 191 б), которая скончалась при родах дочери, получившей ее имя. Хумаюн родился спустя три-четыре месяца после свадьбы с Масумой, так что она не могла быть его матерью.] 8. Первая, вторая и четвертая хронограммы дают число 913, т.е. правильную дату, но третья — 853. Она становится верной при прочтении: падшах-и-саф-шикан-ин. 9. Видимо, он был из династии Саманидов, древней династии Мавераннахра. Его хронограмма загадочна. Вторая строка — Задака-ллаху таала кадра — дает число 914, что на год больше. Поэтому составитель и говорит, что убрал один алиф, числовой эквивалент которого — 1 (единица), напоминающая своим видом шило или острый карандаш (мил), который использовали для ослепления. Или, возможно, было бы лучше взять бурда ам, что значит “я добавил”, т.е. он добавил алиф в конце кадра, но в этом случае предлог аз создает трудности. Следует сказать, что слово “Аллах” в хронограмме считается за 66, т.к. из трех его “л” учитываются только две. 10. Кишти означает и лодку, и поднос, но здесь Абу-л Фазл, похоже, имел в виду первое. 11. По григорианскому календарю — только 22 года и 10 месяцев. 12. Он женился на дочери Бабура — Масуме. 13. [ Ман (батман) — основная единица веса больших объемов сыпучих продуктов. Варьировался в зависимости от территории — от 19 кг (малый батман) до 320 кг. Наиболее распространен был малый ман весом около 64 кг. В данном случае, несомненно, речь идет о малом мане, но вероятно и присвоение названия ман более мелкой единице веса для придания солидности полученной дани.] 14. [См.: Бабур-наме, 362 б—364 б. Чунар — город к юго-западу от Варанаси (Бенареса).] 15. [После гибели Шер-шаха Сура в 1545 г. короновался под именем Ислам-шаха (1545-1554).] 16. Именуемого также Кутб-ханом. 17. Известен рассказ Хонд-е Мира об основании этого города. Хронограмму составил Шихаб-ад-дин. 18. Он склонил на свою сторону Ядгар Тагая, который был его стражем, — правителя крепости Биана и тестя Хумаюна. Глава 21 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.012 с.) |