Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объяснение суждений, содержащихся в этом невиданном гороскопе, который является наплечным амулетом звезд и небес и венцом-талисманом поколений и веков.

Поиск

Поскольку основания этого священного гороскопа очень прочны, необходимо дать объяснения некоторым из многочисленных поразительных суждений.

СУЖДЕНИЕ О ПЕРВОМ ДОМЕ (АХКАМ)

Куспид Первого дома находится в знаке Льва, который является домом Солнца; это указывает на возвышенный гений и превосходство, а также на то, что священное тело будет крепким и атлетическим, с крупной головой, открытым лбом, широкой грудью, [он] будет обладать силой, высоким ростом 1, мужеством, величием, серьезностью, красивыми чертами и могучим разумом. То, что большая часть Асцендента (Первого дома) находится в знаке Девы, который является домом и кульминацией Меркурия, расположенного в доме Венеры (Весах), или Втором доме гороскопа, а также рядом 2 с Юпитером и в своем терме и своем тригоне, означает, что Урожденный должен будет полагаться на свой исключительный интеллект во всех финансовых и государственных делах и осуществить важные свершения по своим собственным великолепным планам. Так как Солнце управляет благородным Восхождением вместе с Сатурном, то Урожденный будет обладать полной верховной властью во всех странах Индии и над частью четвертого климата 3. И [71] так как Солнце следует за Сатурном, то Индийская империя будет предшествовать той, что находится в четвертом климате 4. Управитель куспида Второго дома, т.е. Меркурий, находится рядом с управителем Асцендента (Солнцем), это указывает на то, что процветание и царство (мал у мулк) будут легко достигнуты. Асцендент, Часть фортуны и место предыдущего соединения Солнца и Луны принадлежат к знакам, владеющим многими планетами 5, что служит доказательством долгой жизни и длительного правления.

СУЖДЕНИЕ О ВТОРОМ ДОМЕ

Куспид Второго дома находится в знаке Девы, который является домом Меркурия, расположенного рядом с Солнцем, и большая часть [Второго дома] принадлежит Весам, дому Венеры, а Венера находится в Асценденте [Первом доме и в знаке Девы] 6, который является домом и кульминацией Меркурия; всё это указывает на то, что Урожденный обретет посредством величайшей изобретательности и совершенного разума богатство и земли и достигнет царского трона. Юпитер, находящийся в этом доме в своем терме, и Меркурий, расположенный около него, являются сильным подтверждением этого, а также того, что везиры будут управлять делами под руководством могучего разума Урожденного, а не по своим собственным планам. Наоборот, их идеи не будут выдерживать присутствия замыслов Властелина Века. И так как управитель Второго дома (Меркурий 7) находится в восхождении, то он (Урожденный) соберет несметные сокровища; а так как и Юпитер находится в этом [Втором] доме, он будет тратить свое богатство на занятия, угодные Аллаху, и идти по пути Господа, и его достояние будет увеличиваться с каждым днем. | 37 |

То, что Юпитер находится в своем терме, служит доказательством долгой жизни, и того, что у него будут благородные внуки, и эти счастливцы вырастут в его руках. Так как [знак Весов, в котором находится большей частью] Второй дом — кульминация Сатурна, никакой вред не будет причинен его (Урожденного) сокровищам. Хилег, который является местом первого соединения (возможно, соединения, предшествующего рождению?), находится в этом доме, что является [72] убедительным доказательством вышесказанного. Кадхуда (господин рождения), которым является кульминирующий [во Втором доме] Сатурн, и Юпитер, вошедший в этот дом, придают священной жизни влияние двух кадхуд. Марс является третьим (кадхудой), поэтому Урожденный превысит естественную продолжительность жизни, т.е. 120 лет 8. Луна, правящая этим домом, — еще одно подтверждение обоснованности этого благословения.

СУЖДЕНИЕ О ТРЕТЬЕМ ДОМЕ

Управитель Асцендента (Солнце) находится в Третьем доме; это говорит о безупречной умеренности, спокойствии, постоянстве и почтении, а также о помощи родственников. Но этот род по недальновидности своей не будет всецело преданным. Однако, так как центром (марказ), где находится управитель Асцендента, является дом Марса (Скорпион), его тригон, терм, декан, адарджан и дариджан, а также потому, что он сам [Марс] находится в Пятом доме, в кульминации 9, в месте его радости (фарах), в тригоне и лике Юпитера и адарджане управителя Асцендента, нечестивые мысли этих людей послужат возрастанию славы и усилению власти Урожденного. Начало Третьего дома, связанного с братьями, является местом величия 10 Солнца; это означает, что братья не будут иметь отношения к славе священного существа (Акбара), и что они осушат чашу страданий до дна. Средняя и последняя части Третьего дома, который отвечает за союзников и помощников 11, согласно Птолемею, являются Частью фортуны и ликом Солнца, а оно находится в союзе с кадхудой (Сатурном). Это указывает на то, что друзья и верноподданные пребудут на ковре единения (букв. “одного цвета”) и преданности и будут непоколебимы в уважении, возвышены Урожденным до процветания и богатства. И так как это место Третьего дома связано с Марсом, который кульминирует, и это дом радости, и дом Сатурна, который является первейшим кадхудой и находится в кульминации, то друзья всегда будут в почете и славе. То, что Сатурн, являющийся кадхудой и находящийся в кульминации, правит этим домом, доказывает все эти обстоятельства. И управитель Третьего дома, Марс, находясь в Пятом, подтверждает появление [73] благородных детей, а также указывает, что будут путешествия и короткие 12 поездки, которые будут приносить радость. Одно из удивительных обстоятельств, что Часть иного мира, согласно всем астрологам, и Часть фортуны, согласно Птолемею и Мухий-ад-дину Магриби, находятся в одном месте 13, а именно в 18° Скорпиона в Третьем доме. Это редко встречается в гороскопах и явно указывает, что благая судьба будет следовать за благой судьбой в преемственности с иным миром, что является также подтверждением сведений о скрытых материях, так что просветленный ум Урожденного будет местом встречи тайн.

СУЖДЕНИЕ О ЧЕТВЕРТОМ ДОМЕ

Марс — управитель куспида (марказ) этого дома, и находится в кульминации 14, своем лике и своем | 38 | тригоне (мусалласа), и правит этим домом, и это терм Юпитера, который указывает, что в начале своего жизненного пути он (Урожденный) будет приобретать территории усилиями своих военачальников. И так как этот дом находится в неподвижном знаке, а его управитель (Марс) кульминирует и находится в благоприятном аспекте 15, территории будут постоянно поступать во владение слуг Царя 16 и навсегда останутся в их собственности.

Восьмой и четвертый градусы, принадлежащие к началу Скорпиона, находятся в знаке Близнецов (Джауза), чей управитель, Меркурий, скрыт в лучах Солнца, это означает, что, когда Урожденный достигнет совершеннолетия, его интеллект расправит крылья, а его почтенный отец 17 в это время обратит свое лицо к тайному и сокровенному миру и отбудет в вечный город. Так как большая часть этого дома принадлежит знаку Стрельца, а управитель терма (Юпитер) находится во Втором доме гороскопа, то Урожденный будет любящим и благодарным своему отцу и получит удел 18 из его владений.

СУЖДЕНИЕ О ПЯТОМ ДОМЕ

Управитель большей части Третьего дома, который связан с любящими и искренними друзьями и помощниками, т.е. Марс, расположен в Пятом доме и кульминирует; это указывает на славное [74] положение сыновей Урожденного, их искренность и любовь. И так как управитель этого дома, Сатурн, кульминирует, находится в своем тригоне и является кадхудой, а Юпитер находится в своем лике и тригоне и связан с кадхудой (Сатурном) и является управителем куспида этого дома, то сыновья Урожденного будут удачливы, и будут защитниками государства, и не отвернут головы уважения от долины добронравия. Созвездие Орла, схожее по воздействию с Марсом и Юпитером, а также созвездие Лебедя, схожее по воздействию с Юпитером и Венерой 19, находятся в одном доме и явно указывают на обильную добычу (саид) удовольствия и благополучия.

СУЖДЕНИЕ О ШЕСТОМ ДОМЕ

Управитель (Сатурн) этого дома (Козерога) находится в кульминации 20, Голова дракона — в этом доме; это указывает на долгое правление Урожденного, и на приобретение большого богатства и собственности, и на непреходящее природное здоровье, а также на уравновешенность характера. Если малейшая болезнь приблизится к его священному телу, то она быстро завершится совершенным здоровьем. И так как Марс правит этим домом в союзе с Сатурном, и оба они находятся в кульминации, у него будет множество благожелательных слуг 21 и придворных.

СУЖДЕНИЕ О СЕДЬМОМ ДОМЕ

Управитель Седьмого дома 22, Сатурн, находится в кульминации 23, значит, Урожденный в молодости женится 24 на целомудренных, сокрытых чадрой из правящих семей Индии. И так как Сатурн находится во Втором доме 25, это может означать, что эти непорочные, скрытые и священные будут принадлежать его платящим долг и увеличивающим богатство принцам. То, что Часть дружбы и любви находится в этом доме, означает возрастающее наслаждение дружбы и любви, особенно оттого, что Часть привязанности находится в знаке Рыб, который является домом Юпитера и кульминацией Венеры.

[75] СУЖДЕНИЕ О ВОСЬМОМ ДОМЕ

Куспид этого дома принадлежит знаку Рыб, управитель которого, Юпитер, находится во Втором доме, в своем терме и тригоне, Часть совершенства находится здесь же, а Венера правит этим домом вместе с Марсом, находящимся в кульминации; это указывает на отсутствие страха 26 и угроз и безопасную жизнь под защитой и покровительством Господа.

СУЖДЕНИЕ О ДЕВЯТОМ ДОМЕ

Куспид этого дома — в знаке Овна, а его управитель, Марс, кульминирует, находится в радости | 39 | (фарах) и правит этим домом; следовательно, Урожденный будет извлекать пользу из путешествий 27, и его поездки будут сопровождаться присоединением территорий.

СУЖДЕНИЕ О ДЕСЯТОМ ДОМЕ

Куспид этого дома принадлежит Тельцу, который является домом Венеры, она правит им и находится в Асценденте [Первом доме]; это указывает на совершенное счастье и всеобщее превосходство, что является выражением для обозначения великого царствования. Это возвышенное качество долгое время будет достоянием Урожденного, особенно потому, что этот дом [Телец] — кульминация Луны. И Луна находится в аспекте к этому дому и к Асценденту [Первому дому, в котором находится большая часть знака Девы], что образует полное сочетание. То, что Часть фортуны, по мнению большинства, находится в этом доме, означает совершенное счастье, увеличение государства и то, что Урожденный посвятит большую часть своих дней управлению и упорядочению сил церкви и государства. Часть разума и речи находится в этом доме; это указывает на то, что его разум будет царить над умами, а речь главенствовать над речами. Большинство свойств Венеры, которая является повелительницей удовольствий и радости, будут подарены ему.

[76] СУЖДЕНИЕ ОБ ОДИННАДЦАТОМ ДОМЕ

Куспид этого дома принадлежит знаку Близнецов, управитель которого, Меркурий, находится во Втором доме, доме богатства. Это указывает на то, что надежды на удачу и присоединение территорий будут реализованы по желанию его сердца. Это также показывает, что у него будут искренние друзья, и что учителя мудрости и знаний достигнут высокого положения при его дворе. Часть результатов действий находится в этом доме; это означает, что его надежды и желания 28 счастливо осуществятся.

СУЖДЕНИЕ О ДВЕНАДЦАТОМ ДОМЕ

Куспид этого дома принадлежит Раку, управитель которого, Луна, находится в изгнании и радости (фарах) 29; это показывает, что врагов государства будут постоянно преследовать несчастья и бедствия — столько, сколько может быть угодно Урожденному. И то, что Хвост дракона 30 (Катабибазон, или Занаб) находится здесь в первом градусе, служит доказательством этого. Часть знаний и милосердия находится в этом доме, значит, Урожденный, наделенный от природы проницательностью, будет милосердным и снисходительным к недальновидным и упрямым. И терпение, широта взглядов и общая благожелательность будут его непременными качествами.

Да продлит Всемогущий Аллах жизнь Властелина счастья на поколения и века, так как атрибуты величия, — которые являются корнем и цветком всеобщей власти и украшением мира, и служат причиной пленения сердец друзей и врагов, притягивают души и связывают вместе высокие и низкие мысли, — раскрылись во всем своем совершенстве на свободном пути (Да славится милостивый Аллах за это!) в соединении утонченных качеств этого Ученого мужа Высшей Школы Единства и сделали его, по его складу ума и врожденным свойствам, единственным обладателем возвышенных достоинств и особого благоволения. И безусловно, все эти замечательные качества и свойства без усилий или хвастовства стали благословенным владением этого небесного существа, и они были распределены из главного источника справедливости властителями 31 великодушия. [77]

Навечно, так долго, пока звезды находятся на небесном своде,
Навечно, так долго, пока у тел есть души,
Не может быть никакого вращения сфер без твоего соизволения,
Никакого движения небесных тел без твоего желания.

Таково краткое изложение суждений о благоприятном гороскопе. | 40 | Но если бы дары звезд, благословенные аспекты и указания домов были полностью определены далее, то записи были бы составлены, а книги написаны.

Его совершенные возвышения не могут быть подсчитаны,
Звездочеты могут лишь предвещать их 32.

Комментарии

1. Джахангир в своих мемуарах утверждает, что его отец был высокого роста и отличался длинными руками и широкой грудью.

2. Муттасил. Это слово, которое снова встречается несколькими строками ниже, вероятно, имеет специальное значение, указывающее на то, что планета находится во власти лучей другой планеты.

3. Предполагалось, что Солнце обладает особой властью над четвертым климатом [ иклима ], к которому принадлежат Кашмир, Кабул и Бадахшан. Сатурн правит первым климатом и Индией. Индия расположена в основном во втором и третьем климате, хотя Абу-л Фазл говорит, что она — совокупность первых четырех климатов. Первые четыре климата находятся от 12° 42' до 39° северной широты. В Индию Абу-л Фазл включает Цейлон, Молуккские острова, Малакку и др. [Климатос (греч.) означает не только устойчивую совокупность метеорологических условий, свойственных данной местности, но и “пояс” (в геогр. смысле), “область”.]

4. Значение явно заключается в том, что поскольку в этом гороскопе Солнце движется [относительно звездного неба] вслед за Сатурном, то Индийская империя [Акбара] распространится до четвертого климата.

5. Перевод сомнителен; букв. “знаки, обладающие многими восходами”. Асцендент — в знаке Льва, Часть фортуны — в Десятом доме, т.е. в 9° 22' Близнецов, а градусы предыдущего соединения — в знаке Весов. Так как, согласно Птолемею и Мухий-ад-дину Магриби, Часть фортуны — 18° 9' Скорпиона и находится, таким образом, в Третьем доме, Абу-л Фазл мог иметь в виду, что три точки, о которых идет речь, расположены в первых домах гороскопа.

6. Венера находится в 26° 23' 37" Девы, но так как эта часть знака Девы приходится на Первый дом гороскопа, то о Венере говорят, что она в Асценденте [Первом доме гороскопа].

7. Возможно, имеется в виду Сатурн; его кульминация — Весы. Если это так, то слово тали должно означать не “восхождение”, а “гороскоп”. Оно может также означать “Луна”, так как ей приписывают главенство во Втором доме.

8. В те времена астрологи и врачи полагали, что 120 лет — естественная продолжительность человеческой жизни. Абу-л Фазл явно надеялся, что Акбар проживет более 120 лет, а он сам будет удостоен чести увековечить события этого периода. На самом деле Акбар прожил всего 70 лет.

9. Кульминация Марса — Козерог, в котором расположен Пятый дом.

10. Маурид-и-сатват-и-наийир-и-азам. Третий дом начинается в 28° 1' Весов, но имеется в виду, вероятно, то, что Солнце находится в первом градусе, в 0° 45' 57" Скорпиона; т.к. вступление планеты в новый знак — время особой власти и благополучия.

11. Все авторитеты читают ихван — братья, но как вариант возможно аван — союзники или помощники, и, без сомнения, это верное прочтение.

12. Накл означает также “жар вина”.

13. Это представляется не вполне точным. В предыдущем рассказе о домах говорится, что Часть иного мира — в 17° 50' Скорпиона, а Часть фортуны, согласно Птолемею и Мухий-ад-дину, — в 18° 9' Скорпиона.

14. Марс расположен в 10° 48' 23" Козерога, который является его кульминацией. Четвертый дом начинается в 27° 21' Скорпиона, который является домом Марса.

15. Имеется в виду, вероятно, что Марс расположен в Пятом доме, в Козероге, и, таким образом, находится в благоприятном аспекте (трине) к Первому дому, дому жизни.

16. Аулийя-и-даулат. Это, вероятно, почтительное название самого царя, но может также означать, что Акбар был тогда несовершеннолетним, и у власти был регент, Байрам-хан.

17. Хумаюн погиб случайно, когда Акбару было 13 лет. Я полагаю, имеется в виду, что, когда Акбар родился, его интеллект, обозначенный Меркурием, был подчинен отцу, но, когда он достиг зрелости, интеллект проявился. [Хумаюн умер в 1556 г. Он разбился, упав с лестницы своей библиотеки в Дели.]

18. Хумаюн выделил Акбару Джалалабад. Этот город обычно называли Джуи Шахи, букв. “шахское место”.

19. [Возможна ошибка. Согласно Птолемею, звезды Лебедя воздействуют подобно Меркурию и Венере.]

20. [Кульминация Сатурна — Весы. Абу-л Фазл весьма точно указывает положение Сатурна — 10° 40' 33" Скорпиона. Следовательно, Сатурн не был в кульминации в момент рождения Акбара.]

21. Шестой дом — дом слуг.

22. Седьмой дом — дом брака.

23. Сатурн правит Индией. [См. примеч. 20 к этой главе.]

24. В 969 г.х. (1562 г.), т.е. когда Акбару было около 20 лет, он женился на дочери Бихари Мала. Мы не знаем о каких-либо других его браках с индийскими женщинами в ранней юности.

25. Второй дом — дом богатства. [Утверждение, что Сатурн находился во Втором доме, сомнительно. Абу-л Фазл указывает положение куспидов (начал) Второго (28° 43' Девы) и Третьего (28° 1' Весов) домов, а также Сатурна (10° 40' 33" Скорпиона). Таким образом, Сатурн находится в Третьем доме. Это же видно из диаграммы III. Возможно, имеется в виду, что большая часть знака Весов, кульминации Сатурна, находится во Втором доме, и этим объясняется его влияние на Седьмой дом.]

26. Восьмой дом — дом несчастий, смерти и т.п.

27. Девятый дом — дом путешествий [а также религии и философии. См. примеч. 25 к гл. 3].

28. Одиннадцатый дом — дом надежд.

29. Луна находится в Пятом доме, в 19° 48' 14" Козерога, и, таким образом, пребывает в изгнании — в знаке, противоположном ее дому (Раку). Двенадцатый дом — дом личных врагов и дом несчастий. Если бы Луна была там, то это было бы плохим знаком. Я не понимаю, как Луна может быть в фарах, т.е. радости; автор, вероятно, подразумевает, что враги будут подавлены, и Урожденный будет радоваться. Возможно, это неверно написанное слово фарг — пустота.

30. Хвост дракона является причиной несчастии и усиливает вредоносное влияние. Вероятно, аввал (первый) ошибочно написано вместо ахир (последний), т.к. Хвост дракона находится в последнем градусе Двенадцатого дома, т.е. в 27° 29' 13" Льва. [См. примеч. 45 к гл. 3.]

31. Арбаб — форма множественного числа слова рабб, используется в персидском языке в единственном числе для обозначения главы или судьи. Возможно, тогда выражение арбаб-и-истифаза относится к самому Акбару или к его министрам.

32. Двустишие принадлежит Файзи и приводится с небольшими изменениями в предисловии к его “Лилавати”.

Глава 7

Священный гороскоп, составленный мауланой Алийасом из Ардебиля 1 в согласии с Илъханскими таблицами 2.

В то время, когда писались эти страницы, увенчивающие благополучие, мне на глаза попался один гороскоп, созданный ученым мауланой Алийасом из Ардебиля, величайшим среди математиков и одним из придворных Его Величества Джаханбани Джаннат-ашияни.

Этот гороскоп воспроизведен в общих чертах 3, без подробностей влияния домов и суждений. Он приведен отчасти из-за известности его составителя 4, а отчасти потому, что, в отличие от других, он основан на Ильханских таблицах.

Комментарии

1. Город в Иране, к западу от Каспийского моря. Он был столицей провинции Азербайджан. Естественно, маулана Алийас пользовался Ильханскими таблицами, т.к. он был из Мараги, где находилась обсерватория Насир-ад-дина Туси.

2. [Ильханские таблицы составлены астрономом Насир-ад-дином Туси (1202— 1274), работавшим при дворе ильхана исмаилитов, а затем в столице монгольского хана Хулагу в Мераге (южный Азербайджан).]

3. Баджинс, вероятно, означает “в общем” или “в целом”, т.е. без деталей. [В английском издании на диаграмме IV не указано положение Юпитера и Меркурия. В настоящем издании этот пробел восполнен.]

4. Мустахридж — букв, “извлекатель”.

Глава 8

| 41 | Описание замысла Провидения (Хикмат) в различии методов греческих философов и индийских астрологов, использованных при составлении благоприятного гороскопа Его Величества.

Некоторые ученые мужи считали, что расхождение [в методах] индийских и греческих астрологов, заключающееся в том, что первые помещают Асцендент в знак Льва, а последние — в знак Девы, произошло из-за различия представлений о движении Зодиакального неба. Многие 1 древние философы, включая Аристотеля, соглашались с тем, что Восьмое небо было неподвижным. Философ Гиппарх утверждал, что оно двигалось, но не установил скорость движения. Птолемей полагал скорость движения равной одному градусу в столетие, тогда оборот будет завершен в 36 000 лет. Большинство философов считали эту скорость равной одному градусу в 70 лет, в этом случае оборот завершится через 25 200 лет. Одна школа утверждала, что смещение на один градус происходит за 63 года 2, и цикл завершается через 22 680 лет. Причиной таких расхождений являются различия в оборудовании и инструментах обсерваторий, а также в тщательности и точности наблюдений.

Дело в том, что самые ранние философы не подозревали о движении [Неба] неподвижных звезд, поскольку оно происходит очень медленно; продолжительность наблюдений была недостаточной, чтобы заметить это 3.

В то время, когда границы знаков Зодиака были приняты, созвездие Льва, которое считалось группой нескольких неподвижных звезд, [81] было расположено перед (определенной) частью Неба Небес 4, но вследствие прецессии оно переместилось относительно этой части и находится напротив [знака] Девы. Точно так же Дева [созвездие] сдвинулась на место [знака] Весов, Весы [созвездие] — на место [знака] Скорпиона и т.д., до последнего знака. И сейчас расчеты индийских астрологов находятся в согласии с наблюдениями древних философов, не знавших о движении [Неба] неподвижных звезд 5. В расчетах [по результатам] новых наблюдений 6 учитывалось движение Зодиакального неба, причиной чего было движение созвездия Льва в знак Девы. Различие в результатах расчетов равно 17°, каждый знак сдвинулся на 17° от своего места 7. Из этого можно сделать вывод, что 1190 лет прошло со времени наблюдений индийских философов до новых наблюдений, допуская, что каждые 70 лет происходит смещение на один градус, и большинство философов согласны, что надо умножить 17 на 70. Исходя из мнения Птолемея, что движение происходит на один градус в столетие [получаем, что] промежуток между двумя сериями наблюдений равен 1700 лет.

Проницательных искателей истины и искусных открывателей тайн небес эти расхождения привели в долину смятения. Сейчас, когда образец философов века Азд-ад-даулах Амир Фатх-ал-лах из Шираза показал, используя греческий канон и персидские правила, что благоприятный гороскоп Его Величества [имеет Асцендент] во Льве, как было указано | 42 | выше, становится ясно, что причина разногласий не в том, что индийские философы отрицают существование сфер, а в том, что Божественная мудрость (хикмат-и-илахи) и Божественная ревность требовали, чтобы описание этого всадника 8 равнины величия и наперсника возвышенного правления осталось скрытым от взгляда зорких, проницательных, усердных искателей, а также от глаз злобных и внутренне слепых.

Именно поэтому Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни, который в науках о светилах и в изучении астрономических таблиц был главой царственных 9 в проницательном знании и являлся вторым Искандером, несмотря на свои совершенные труды и усилия в вопросах гороскопа Властелина Века, не достиг истины. И точно так же все другие, кто был сведущ в секретах астрологии, остались за занавесом противоречий и не достигли совершенного знания этой тайны. И, несмотря на одинаковость правил подсчетов и поисков верно мыслящих, так как настоящие [82] философы несущественно расходятся в мнениях по этому вопросу, благодаря заботе Аллаха, истина священного рождения осталась под покровом тайны и была сокрыта за занавесом противоречий. Но в целом, если взглянуть на все эти гороскопы глазами рассудительности, а обзор каждого из них был уже дан, становится ясно, что в вопросе власти, достоинства и величия, внешнего и внутреннего, они не одинаковы. Хотя гороскопы не совпадают, они согласуются во внешнем и внутреннем великолепии, поздравляют Урожденного с превосходством над видимым и невидимым мирами. И те близкие друзья Его Величества Джаханбани Джаннат-ашияни, чья внешняя и внутренняя суть облачена в одежды истины и правоты, рассказывали, что когда Его Величеству был показан благоприятный гороскоп и он рассмотрел его, то несколько раз, находясь в своих личных покоях за запертыми дверями, он начинал танцевать и кружиться от восторга. И почему бы находящимся в первых рядах шатра истинной славы и пробователям подносов вечного знания, кто отведал сладость экстаза и познания Аллаха, не окунуться в поток радости этого откровения, и почему бы им не петь мелодии восторга? Так как эти совершенства являются шагами или ступенями возвышения, а также сутью Божественного знания, Его Величество Джаханбани Джаннат-ашияни был совершенной личностью, просветленной вспышками грядущих событий и проблесками будущего, а его чувства были согреты благополучным приходом Его Величества, Царя Царей. И все эти огни были видны до их воплощения в ряды действий в зеркале чудесного гороскопа. И он много раз говорил тем, кто обладал привилегией беседовать с ним, что гороскоп этого Света Счастья превосходит в некотором отношении и по различным градусам гороскоп Его Величества, Господина Соединения 10 | 43 | (Тимура), что на самом деле понятно внимательно изучающим предсказания. И когда эти благоприятные документы будут собраны, а дары планет и благословения небес взвешены на весах размышления, станет ясно, каким было сообщение гороскопа Господина Соединения и сообщение этого священного гороскопа. Да славится Аллах! Хотя гороскопы составлялись в разные времена, в разных местах, условиях и по различным правилам, все эти замечательные построения сходятся, как это было показано, в том, что Урожденный достигнет возвышенного духовного и мирского положения, и его священная личность станет собранием внутренних и внешних [83] достоинств и будет обладать многими совершенными качествами и править видимым и невидимым мирами. Он обретет всевозможные виды верховной власти и степени правления и достигнет высот почитания истины и постижения Бога. Он будет другом простых и бедных, у него будет долгая жизнь, здоровое тело и ровный характер, и его будут прославлять высокие и низкие и благодарить великие и малые. Он будет обладать совершенным знанием мира, править странами и охранять пути справедливости, будет выполнять обязанности правления и руководства миром.

Замечательно то, что все эти достоинства, постигнутые астрологами посредством труда и созерцания, читаются и простыми людьми, ничего не знающими о диаграммах звездных тайн, глазами их собственной интуиции на первой странице успеха Его Величества, хотя они смиренно признали неспособность языка передать это 11.

Твои достоинства сделали языки бессвязными,
Твоя величественная личность обратила определенность в предположение.

Комментарии

1. Этот отрывок повторяется в “Аин-и-Акбари”, III. 11.

2. Я не знаю, какая школа имеется в виду. В “Аин-и-Акбари” упоминается, что Ибн А (Алам) (985 г.) и Насир-ад-дин Туси (1272 г.) утверждали, что эта скорость равна одному градусу в 60 солнечных лет. Возможно, 63 — это лунные годы, но они составляют более чем 60 солнечных лет, т.к. при скорости 11 дней в год мы получаем лишь 660 дней, или неполных 2 года.

3. Я полагаю, имеется в виду, что движение было более медленным, чем 1 в год, и его нельзя было обнаружить, если не проводить наблюдение в течение периода, превышающего продолжительность жизни, и даже в течение поколений.

4. Т.е. Девятого Неба.

5. Автор не имеет в виду, что индийские астрологи не знали о движении [Неба] звезд, т.е. о прецессии. В “Аин-и-Акбари” говорится, что они считали скорость движения равной 54" в год, но полагали, что звездное небо движется к западу лишь до 27° Овна, потом к востоку до 27° Рыб, а затем снова к 27 Овна, и т.д.

6. Под новыми наблюдениями обычно подразумеваются наблюдения Улуг-бека, и они, должно быть, и имеются здесь в виду, т.к. Абу-л Фазл говорит, что гороскоп, составленный мауланой Кандом, был основан на Таблицах Гургани, т.е. Улугбека. Индийские астрологи пользовались Таблицами Викрамадитьи.

7. Точнее, немного больше 17°, т.к. далее сообщается, что Бану Арам, дочь Акбара, родилась под 19° Стрельца (или 1° 54' Стрельца, согласно методам индийских астрологов).

8. Фарис. Это также означает “лев”, и, таким образом, здесь может иметься в виду созвездие Лев. В “Аин-и-Акбари” (I. 139) Акбар назван шахсувар-и-арса-и-икбал — царственный всадник равнины удачи.

9. Автор, вероятно, имеет в виду, что среди известных астрологов были правители, например, Альфонсо Кастильский и Улугбек.

10. Гороскоп Тимура приводится в “Зафар-наме”, но без подробностей. [Тимуру посвящены два “Зафар-наме”: один труд написал Низам-ад-дин Шами, а другой — Шараф-ад-дин Али-и Йезди. Неясно, о котором из них говорит Беверидж. См. примеч. 40 к гл. 3.]

11. Имеется в виду, что подлинные факты жизни Акбара обнаруживают в нем все те удивительные качества, наличие которых астрологи обосновали путем скрупулезных исследований его гороскопа.

Пояснения к гороскопам Акбара

Абу-л Фазл приводит четыре гороскопа. Первый и четвертый, однако, почти одинаковы. Оба были сделаны мусульманами — слугами Хумаюна: первый — мауланой Кандом, четвертый — мауланой Алийасом из Ардебиля. Маулана Канд составил гороскоп в соответствии с Новыми Таблицами Гургани, т.е. Таблицами Улугбека, внука Тимура. Они были рассчитаны для 1437 г. Маулана Алийас составил гороскоп согласно Ильханским таблицам, рассчитанным Насир-ад-дином Туси в Мараге — около 50 милей к юго-западу от Табриза — во время правления Хулагу-хана, примерно в 1272 г. Абу-л Фазл, писавший свой труд на сороковом году (правления) Акбара (1596 г.), сообщает, что прошло 362 года после создания обсерватории Насир-ад-дином и 156 лет со времени постройки обсерватории Улугбека в Самарканде. Это дает даты: 1440 г. — для Таблиц Улугбека и 1234 г. — для Насир-ад-дина, но последняя явно неверна, и вероятно, это ошибка переписчика. Автор второго гороскопа — Джотик Рай, астролог Акбара. Мы не знаем точной даты появления этого гороскопа, но произошло это, безусловно, через много лет после рождения Акбара и после составления, по приказу Хумаюна, первого и четвертого гороскопов. Третий гороскоп, построенный Фатх-ал-лахом из Шираза, не мог появиться раньше 991 г.х. (1583 г.), так как этот астроном прибыл ко двору Акбара лишь в этом году. В самом деле, Абу-л Фазл рассказывает нам, что именно в первый год службы Фатх-ал-лаха Акбар попросил его сравнить гороскопы и сгладить различия.

Глава 9

Изложение почтенных имен благословенных кормилиц и духовно совершенных хранительниц 1 (кавабил-и-рухани-кавалиб) Его Величества, Царя Царей.

Когда наступил светлый день его [Его Величества, Царя Царей] воплощения, небеса, опечаленные его уходом 2, позавидовали Земле, а Земля возрадовалась его царственному прибытию. Положение знаний и проницательности возвысилось, и при помощи обрядов, которые являются предметом гордости служителей внешнего ритуала, это священное существо и чистая жемчужина, — омытая и очищенная в источнике Божественного света и в океане вечного знания (марифат), — была выкупана и успокоена руками излучающих свет и благоухающих розами целомудренных дев. Доброго нрава, осененные духом кормилицы запеленали божественные формы и небесную плоть в благословенные пеленки, сияющие ярче ангельских покровов, и положили его с почтением и благоговением на священные руки и грудь чистейшей [Мириам-макани]. Его медовые 3 губы коснулись милостивой груди, рот наполнился сладостью жизнедающей жидкости.

Он пил молоко щедростью своих губ,
Молоко и сахар смешались.
И не молоко он пил из груди надежды,
То влагу солнечного источника он поглощал.

Так как принадлежащий к знатному роду Шамс-ад-дин Мухаммад из Газни сослужил хорошую службу в Канаудже 4, Его Величество [85] Джаханбани Джаннат-ашияни незадолго до восхода Света Счастья (Акбара), в качестве великого вознаграждения за его поступок, дал ему надежду на вечное блаженство, пообещав величественный дар: его возвышенная и целомудренная супруга, — отныне носительница высокого титула Джиджи 5 Анага, — будет облачена в почетный головной убор (миджар) и в одежды известности, удостоившись благословенного служения этому свежему плоду весны верховной власти и удачи, и преисполнится счастьем заботы 6 об этом цветке сада величия и славы.

Поэтому Ее Величество Мириам-макани, Кадази-аркани (Оплот Чистоты), призвав ту, что украшает небесный стол, в благословенную минуту приложила драгоценное чадо к ее томимой надеждой груди. Но так как срок беременности этой чистой кормилицы еще не завершился 7, Ее Величество повелела Дайя Бхавал, этому сосуду добродетельности, избранной служанке Его Величества Джаханбани, известной своими достоинствами и чистотой, кормить младенца. Таким образом, прежде всего он принял молоко своей царственной матери. Затем Фахри Ниса 8, жена Надима Коки, была удостоена чести кормить ребенка, а потом Бхавал Анага, а после нее жена Ходжа Гази 9, а за ней Хакима. После этого непорочная Джиджи Анага, согласно своему желанию, обрела телесное и духовное блаженство. Вслед за ней была Коки Анага, жена Тог Беги 10, а после нее это благословенное служение выпало Биби Рупе 11. Затем Халдар (отмеченная родинкой) Анага, мать Саадат Яра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.151.211 (0.015 с.)