Высочайшая родословная и перечисление достойных имен выдающихся предков его величества, царя царей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высочайшая родословная и перечисление достойных имен выдающихся предков его величества, царя царей.



Здесь приведены высокие имена сошедших с небес прародителей Его Величества, связанного с небесными предками 1 степенями возвышения и ступенями величия, каждый из которых пришел в этот мир как царь, Царь Царей, царетворец и даритель царств, и с дарованными Аллахом мудростью и истинной проницательностью правил миром так, как требовали справедливость и правосудие, и потому на земле остались после них отзвуки их добрых имен, и это — вторая жизнь, вернее — жизнь вечная 2.

1) Адам. Да пребудет он в мире!

2) Шис (Сиф)

3) Енос

4) Кенан [Каинан]

5) Махалаил (Малелеил)

6) Йарид (Иаред) [Ирад]

7) Ихнух (Енох)

8) Мафусал

9) Ламкан (Ламех)

10) Нух (Ной)

11) Яфис (Иафет)

12) Турк

13) Алинджа-хан 3

14) Диб Бакуи

15) Киюк-хан (Гаюк) [94]

16) Алинджа-хан

17) Мугул-хан

18) Кара-хан

19) Агуз-хан (Агур)

20) Кун-хан 4

21) Аи-хан

22) Ялдуз-хан

23) Мангали-хан (Манкали)

24) Тингиз-хан

25) Иль-хан

26) Киян

(Здесь перечисление прерывается.)

Потомки Кияна:

27) Тимур Таш

28) Мангали Ходжа

29) Ялдуз [Юлдуз-хан]

30) Джуина Бахадур

31) Аланква, дочь [Джуина Бахадура]

32) Бузанджар Каан 5, сын [Аланквы]

33) Бука Каан [Бука-хан]

34) Зутамин-хан (Дутамин)

35) Кайду-хан

36) Байсангар-хан

37) Тумана-хан

38) Качули Бахадур 6

39) Ирадам-чи Барлас

40) Сугудж-чи 7

41) Карачар Нуян 8

42) Ичал Нуян [Айджал Нуян]

43) Аланкир Бахадур (Айланьяр-хан) [Амир Айлангар-хан]

44) Амир Баркал

45) Амир Тарагай

46) Сахиб Каран Кутбу-д-дуния ва-д-дин Амир Тимур Гурган [95]

47) МиранШах 9

48) Султан Мухаммад мирза

49) Султан Абу Саид мирза

50) Умар [Омар] Шейх мирза

51) Захир-ад-дин Мухаммад Бабур Падшах 10

52) Насир-ад-дин Мухаммад Хумаюн Падшах

53) Абу-л Музаффар 11 Джалал-ад-дин МухаммадАкбар Падшах

Пусть не будет сокрыто и то, что благословенная родословная этих высокорожденных занесена на | 49 | страницы, рождающиеся из души передающих слова, записана и поведана увековечивающими языками в летописях эпох, поскольку со времен Ялдуза, являющегося двадцать пятым 12 предком Его Величества, о периоде от Иль-хана до Мангали Ходжи, насчитывающем 2000 лет 13, ничего нового не стало известно. Причина этого будет объяснена ниже.

От Адама до Иль-хана было 24 предка. Они были описаны историками, и краткий рассказ о них последует далее.

Дальновидные философы, со зрелым суждением и дарованной Богом мудростью изучившие летописи и обратившие постижение истины в святую обязанность, опиравшиеся в своих поисках только на факты, знают, что основанные на слухах и преданиях сведения о происхождении человека 7000 лет назад есть нечто не признаваемое мудрецами, которые размышляют о расцвете и закате мира и (могут судить обо всех особенностях) семи климатов 14.

На эти вопросы праведный и дальновидный разум после тщательного и беспристрастного изучения иногда дает отрицательный ответ, а иногда осмотрительность, — это пристанище спокойствия и местопребывание мудрости, — сдерживает как от признания, так и от отвержения.

Разум — слава мира — и заслуживающие доверия записи и достоверные источники сведений о мире, такие, как древние книги Индии, Катая (Хита), и другие, сохранившиеся в водоворотах событий и с которыми согласуются принципы астрономии и результаты астрономических наблюдений (а это надежные свидетельства), а также последовательный ряд биографий мудрецов тех стран и цепь мнений этих ученых (философов) убеждают, что начало мира и смертных и исток проявлений Божественных [96] свойств обнаружены не были. Либо [мир] вечен, как считали многие древние философы, либо настолько древен, что может считаться вечным. | 50 |

Секта Сиурха 15 (Джайны), известная во всех частях Индии своим аскетизмом, суровостью и ученостью, подразделяет время, называемое кала, на два периода. Первый — Авасарпини (нисходящий цикл), т.е. период, начало которого радостно, а конец печален, и второй — Утсарпини (восходящий цикл), т.е. противоположный первому. Каждый из этих периодов подразделяется на шесть частей, называемых ара 16. У каждой ары есть свое наименование в соответствии с ее особенностями.

Первая ара в Авасарпини называется Сухман-сухман. Значение удвоения заключается в том, что эта часть приносит радость за радостью и счастье за счастьем. Продолжительность этого счастливого времени — четыре коракор-сагара. Название второй ары — Сухман, т.е. время блаженства и радости. Ее продолжительность — три коракор-сагара. Название третьей ары — Сухам (Сухман) Духман, т.е. много печали и несчастий во время радости. Ее продолжительность — два коракор-сагара. Четвертая ара называется Духман-сухман, т.е. радость и свобода от забот рождаются во время бед и печалей. Ее продолжительность менее одного коракора — 42 000 лет.

Пятая ара — Духман — противоположна второй — Сухман. Продолжительность этой ары — 21 000 лет. Шестая ара — Духман-духман — противоположна первой. Ее продолжительность также 21 000 лет. Названия ар второго периода (Утсарпини) такие же, но первая ара соответствует шестой аре первого периода, вторая — пятой, третья — четвертой, а четвертая — третьей, пятая — второй, а шестая — первой аре первого периода. Они [члены секты Сиурха] считают, что в настоящее время две с лишним тысячи лет пятой ары первого периода прошли.

Да будет известно, что арифметики Индии называют число 100 000 — лак, десять лаков — праюта, десять прают — один крор, сто кроров — один арб 17, десять арбов — один кхарб, десять кхарбов — один никхарб, десять никхарбов — один махасарадж, или падм, десять падмов — одна санкха, и десять санкх — один самудр, или коракор. [97]

Да будет известно, что они считают, что в давний период в определенном месте вначале были рождены сын и дочь, — мнение, распространенное и среди нас 18.

Эта секта считает также, что волосы младенцев в районе Дели | 51 | в 4096 раз грубее волос тех, кого они называют джугли (югала) 19. И еще они говорят, что если необычайно тонкие волосы семидневного младенца джугли разделить на мельчайшие части, наполнить ими пропасть (букв. “колодец”) в 10 миль глубиной, шириной и длиной и удалять по одной частичке в сто лет, то время, за которое пропасть будет опустошена, [составит период, который] носит название палупам (палия). И когда десять самудров — объяснение термина уже было дано — палупамов пройдут, это будет период сагар. Продолжительность вышеупомянутых циклов превышает, по их мнению, возможности расчетов или описания. Они считают также, что для управления видимым и невидимым мирами каждые шесть ар двадцать четыре достойных человека (адам) выходят из скрытого мира в проявленный, а затем уходят. Имя первого из них — Адинатх, и они называют его также Рагунатх. Власть этого избранного Богом длится 50 кроров лаков сагаров. Имя последнего Махавира. Его власть длится 20 000 лет, 2000 из которых уже прошли. Секта верит, что эти двадцать четыре приходили в наш мир уже много раз и придут еще много раз.

МНЕНИЯ БРАХМАНОВ

Индийские брахманы, учению и практике которых следуют большинство индийцев, сходятся во мнении, что мировые циклы состоят из четырех юг. Первую, продолжительностью 1 728 000 лет, они называют сат-юга. В это время каждое отдельное действие человечества правильно, а высокопоставленные и низкие, богатые и бедные, великие и малые делают истину и справедливость своим законом и являют путь и речи, угодные Богу. Естественная продолжительность жизни человека в этой юге – д100 000 лет.

Вторая юга называется трета и длится 1 296 000 лет. В это время три четверти человечества следуют путем, угодным Богу, а естественная продолжительность жизни составляет 10 000 лет. [98]

Третья юга называется двапар и длится 864 000 лет. В это время половина человечества говорит и действует справедливо, а естественная продолжительность жизни равна 1000 лет.

Четвертая — кали-юга. Ее длительность — 432 000 лет. Три четверти смертных следуют по ложному пути и пути несправедливости. Естественная продолжительность жизни — 100 лет.

Эта школа [брахманы] твердо верит, что источник жизни человечества и создатель существ время от времени из-за тайного занавеса и небытия приводит во дворец проявления и существования аскета и мудреца и делает его орудием созидания мира. Этого могущественного зовут Брахма. Они верят, что Брахма живет 100 лет, каждый его год | 52 | состоит из 360 его дней, и каждый день 20 и каждая ночь равны тысяче раз по четыре юги (махаюга). По их мнению, число Брахм, приходивших в этот мир, не может быть познано человеческим умом, но они говорят, ссылаясь на авторитеты, что настоящий, нынешний Брахма — тысяча первый, и что 50 лет и половина дня 21 жизни этого чудесного существа в настоящее время уже прошли.

Автор сего Божественного шедевра написал изложение этих двух учений согласно переводу ученых и благочестивых индийцев 22, почерпнутому из их благословенных трудов. Также в сочинениях шейха Ибн Араби 23 и шейха Саад-ад-дина Хамуи 24 — великих святых и мастеров изложения и поэтического вдохновения — в объяснении Божественных (Илахи) дней и Раббани 25 дней утверждается, что каждый Раббани день составляет 1000 лет, а каждый Илахи день — 50 000 лет. Автор “Нафаис-аль-фунун” 26 рассказал, что в историях Катая написано, что со времени Адама Абу-л-башара (Отца человечества) до наших дней (т.е. времени, когда об этом писал автор “Нафаиса”), т.е. 735 г.х. (1334 г.), прошло 8863 вана (в тексте 863) 9800 лет.

Ван у них составляет 10 000 лет. Протяженность царства Аллаха так велика, что истинность этих рассказов и преданий не кажется невероятной. В нем могло быть много Адамов. Имам Джафар Садик (Да пребудет он в мире!) утверждает, что существовала тысяча тысяч Адамов до Адама, который был нашим отцом. И шейх Ибн Араби говорит как о вероятном, будто после Божественной (Раббани) недели, составляющей 7000 лет, или времени цикла правления семи планет 27, [99] прекратила пить воды жизни одна раса, и другой Адам облачился в одежды существования.

И сейчас, закончив длинную речь по незначительному вопросу, я продолжу описывать в этой славной летописи, воздерживаясь от чрезмерной пространности 28, благословенные биографии тех 52 прародителей 29, которые жили от Адама до Его Величества, Царя Царей, что может послужить приумножению знания. Поскольку я знаю, что это описание величия явится дополнением к рассказу о Его Величестве, Царе Царей, я буду говорить об этом с краткостью, украшающей автора.

Комментарии

1. Абаи алви — возвышенные отцы, то есть семь планет.

2. В оригинале список дается в другом порядке, начиная с Акбара.

3. Некоторые авторы приводят вариант Алминджа [или Илчи]. Вероятно, Алинджа — внук, а не сын Турка, и его отцом был Тутак.

4. Кун значит солнце, Аи — луна, а Ялдуз — звезда. Абу-л Фазл в своем рассказе об Огуз-хане называет их братьями и также упоминает Тангиза (море) как еще одного брата.

5. Каан — хакан, т.е. великий хан.

6. Вариант имени — Каджули. Брат-близнец Кабал-хана, предок Чингиз-хана. Стал главнокомандующим в соответствии с толкованием его (Канули Бахадура) сна отцом, Тумана-ханом (см. гл. 15).

7. Пишется также Сугу-джиджан. Возможно, это означает “мудрый”.

8. Пишется также Ну-йин [Нойон]. Слово означает на монгольском “царский сын” или “принц”, а также “вождь” или “полководец”.

9. [Миран Шах Султан мирза, третий сын Тимура.]

10. Гульбадан упоминает, что Бабур принял титул Падшах после рождения Хумаюна.

11. В предисловии к персидскому переводу “Махабхараты” (Британский музей, № 5638, л. 8.) Абу-л Фазл называет его Абу-л Фатх, и это же имя приводится в документе, составленном отцом Абу-л Фазла Мубараком. Там он также назван Гази. Полное имя правителя, приводимое во вступительных стихах “Тафсир-и-Акбари”, или “Великом комментарии”, который он преподнес Акбару в 982 г.х. (1574 г.), — Абу-л Фатх Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар Шах Аль-Гази. С другой стороны, Файзи (Нал у Даман. Калькутта, 1831. 24) называет Акбара Абу-л Музаффар Джамал-ад-даула у Джалал-ад-дин Мухаммад Акбар. Возможно, Музаффар — первоначальное имя, измененное на Фатх после побед в Бенгалии и для соединения его с названием любимой резиденции Акбара, Фатхпур Сикри. Слова “Музаффар” и “Фатх” синонимичны, одно означает “победа” или “победоносный”, а другое — “победа”. Название “Акбар-наме” имеет двойное значение; оно может означать как “История Акбара”, так и “Великая (или Величайшая) Книга”. Возможно, имеет значение, что и Абу-л Фазл, и его брат опустили титул Гази, присвоенный молодому Акбару после [нанесения] поражения Хему.

12. Список, приведенный автором, начинается с Акбара, и Ялдуз — это его двадцать четвертый джадд, или предок.

13. Впоследствии будет отмечено, что Абу-л Фазл сильно преувеличил время пребывания мугулов в Ирганакуне. Оценки других историков колеблются между 400 и 500 лет.

14. Букв, “наблюдают за весной и осенью четырехстороннего сада (т.е. мира) и знают диапазон семи групп, начиная с самой высокой и заканчивая самой нижней нотой — анджуман ”. Я полагаю, что имеются в виду климаты, а не планеты.

15. [Очевидно, имеется в виду название одной из подсект в джайнизме. В последующем изложении Абу-л Фазла ошибка: Утсарпини — восходящий цикл — предшествует Авасарпини — нисходящему циклу. Не совпадают с традиционными и названия юг. Вероятно, Абу-л Фазл пользовался каким-то неизвестным нам оригинальным источником.]

16. Санскритское ара — спица в колесе времени.

Ошибка в тексте: один арб равен десяти крорам.

100 000 лак

1 000 000 праюта

10 000 000 крор

100 000 000 арб

1 000 000 000 харб (кхарб)

10 000 000 000 нихарб (никхарб)

100 000 000 000 махасарадж, или падм

1 000 000 000 000 санкха

10 000 000 000 000 самудр, или коракор

20. Согласно мусульманскому преданию, Ева каждый раз производила на свет близнецов — мальчика и девочку.

19. Санскр.yugala— пара. Я не знаю, почему названо число 4096; 4696 приводится в “Аин-и-Акбари” как период, прошедший со времени правления Юдхиштхиры до сорокового года правления Акбара. Возможно, 4096 — это неверно написанное число 4696. Смысл сказанного заключается в том, что волосы, которыми предлагается заполнить пропасть, будут невыразимо тонкими, т.к. волосы ребенка югала в 4096 раз тоньше, чем у ребенка из Дели, а волосы семидневного ребенка югала еще тоньше.

20. Слово “день” используется здесь в двух значениях: как сутки и как противоположность ночи. 1000 махаюг — явно округленное число, более точная величина — 980: каждый Ману существовал 70 кальп (согласно другому источнику — 71), или махаюг, 14 Ману последовательно приходят в течение одного дня Брахмы, продолжительность которого — 70 х 14 = 980 [ кальп ].

21. В “Аин-и-Акбари” говорится, что первая половина дня полностью еще не истекла. 14 Ману проходят в течение каждого из дней Брахмы. За 50 лет прошло 50 х 360 х 14 = 252 000 Ману, Но в течение первого дня пятьдесят первого года прошли только шесть Ману и только часть времени седьмого Ману, а именно 27 кальп, 3 юги и 4700 лет четвертой юги. Если это верно, то седьмой Ману существует большую часть своего времени, т.е. 43 кальпы из своих 70.

22. В другом месте Абу-л Фазл сообщает, что получил информацию о джайнах от ученых людей из ордена шветамбара, и говорит, что не нашел точных сведений о доктринах дигамбара (небесные покровы).

23. Вероятно, автор здесь имеет в виду Мухий-ад-дина Ибн-ал-Араби, автора “Фусус ал-хикам” (“Геммы мудрости”). Он был также автором “ал-Футухат ал-маккийа” (“Мекканские откровения”) [См.: Геммы мудрости / Пер. с араб. А.В. Смирнова // Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. Приложение. М., 1987. С. 90—118; Ибн ал-Араби. Мекканские откровения / Пер. А.Д. Кныша. СПб., 1995.]

25. Вероятно, Саад-ад-дин Мухаммед Бен Аль-Муайяд Хамуи (умер в 650 г.х. [1252 г.]).

25. Раббани, рабби — форма единственного числа слова рубуб, означает “тысяча”. Во Втором послании Петра (3:8) мы находим выражение: “...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день”.

26. Это энциклопедия, созданная Мухаммадом бен Махмуд-ал-амули. Здесь сообщается, что 863 вана 9800 лет прошло со времен Адама до 735 г.х. (1334 г.). Соответственно 1003 г.х. (1594 г.) — сороковой год правления Акбара, и дата в “Аин-и-Акбари” будет соответствовать 864 ванам и 60 годам (1594 минус 1334 равно 260 годам), так что этот подсчет почти полностью согласуется с тем, о котором говорит Абу-л Фазл, для 1334 г., т.е. 8863 вана 9800 лет. Но в “Аин-и-Акбари” он утверждает, что, согласно эре Китая, 8884 вана и 60 лет прошло со времени создания его труда, т.е. после сорокового года правления Акбара.

27. Здесь, вероятно, ошибка. Цикл планет обычно насчитывает гораздо больше, чем 7000 лет. Возможно, Абу-л Фазл имеет в виду, что каждый Раббани день — 7000 лет, и, таким образом, Раббани неделя составляет 49 000 лет. Если это так, то перевод должен быть: “Через неделю Раббани дней”. [Здесь Беверидж противоречит себе, так как ранее он говорит о значении Раббани дня в 1000 лет, соответственно Раббани неделя — 7000 лет.]

28. Возможно, “не удовлетворившись большими книгами”. Абу-л Фазл может иметь в виду, что известные многотомные истории не приводят факты должным образом.

29. Абу-л Фазл позднее рассказывает, что эти 52 предка не заполняют промежуток между Акбаром и Адамом. Нет никаких данных о 25 поколениях.

Глава 14

Исчисление от Адама (Мир с ним!).

Известно, что он [Адам] пришел в жизнь около 7000 лет назад благодаря совершенной мощи Аллаха, без отцовских чресел и материнского чрева, и состоял из четырех элементов в равной степени. Его душа появилась на свет из дарующего источника и в совершенстве гармонировала с телом. Он был назван человеком (инсан) и получил имя Адам.

Тогда первый градус Козерога совпал с восточным горизонтом, и Сатурн был в том же знаке, Юпитер был в Рыбах, Марс в Овне, Луна во Льве, Солнце и Меркурий в Деве и Венера в Весах 1. Еще говорят, что в то время все планеты были в своих градусах кульминации, но это явно | 53 | не согласуется с астрономией, и возникает неясность относительно Меркурия. Кульминация Солнца — Овен, Меркурия — Дева 2. Но Меркурий никогда не отдаляется от Солнца больше чем на 27°. Как же они могли одновременно находиться в кульминации? Согласно известному астрологическому принципу, Меркурий заимствует природу любой планеты, связанной с ним, и, возможно, произошло так, что Меркурий был в аппликации 3 с какой-то планетой, находившейся в кульминации.

Адам был высокого роста, с вьющимися волосами цвета пшеницы и прекрасной наружности. Имеются различные сведения о телосложении этого праотца, но большинство сходится на том, что он был ростом шестьдесят локтей. Всемогущий Бог создал Хавву (библ. Еву) из его левого ребра и дал ее ему в жены, и от нее были дети. Историки рассказывали о нем много странного и невиданного, и хотя нет никаких сомнений в беспредельности могущества Аллаха, всё же люди опыта и практики, [101] изучающие законы природы, несколько сомневаются в истинности этих сведений. Говорят, что ко времени смерти он имел 40 000 потомков, и непосредственно его был сорок один ребенок, а именно: двадцать один мальчик и двадцать девочек, но некоторые утверждают, что девочек было девятнадцать 4. Самым выдающимся из детей был Шис (библ. Сиф).

Некоторые говорили, что Адам писал об эликсирах (?) (тафинат 5) и других оккультных науках. Например, сам просвещенный Шахразури 6 заявил в своей “Жизни философов”, что Адам умер в Индии и был погребен на горе, что находится на юге (острова) Цейлон 7 и теперь известна как Кадамгах-и-адам (след Адама, или Пик Адама). Он болел двадцать один день, а Хавва умерла, согласно одному преданию, через год, согласно другому — через семь лет и согласно третьему — через три дня после него. Шис, его наследник и душеприказчик, похоронил Хавву рядом с Адамом, и сообщается, что Нух перенес их гробы на борт ковчега во время потопа и впоследствии захоронил на Абу Кубайс 8. Согласно другой истории, они были похоронены в Иерусалиме, а согласно третьей — в Наджф-Куфе 9.

ШИС — МИР С НИМ!

Самый замечательный непосредственный потомок Адама был рожден после несчастья с Хабилем (библ. Авелем). Говорится, что всякий раз, когда Хавва была беременной, она рождала сына и дочь, но Шис был рожден один. Иклимия 10 — сестра-близнец Кабила (библ. Каин) была отдана ему (Шису) в жены. Когда Адам достиг тысячелетнего возраста, он сделал Шиса своим преемником и приказал всем подчиняться ему. Как наследник Адама, Шис, благодаря своему могучему разуму, управлял светским и духовным миром. Он всегда сохранял внешнее | 54 | равновесие и внутреннюю гармонию, и его потомки были единственными, кто пережил Всемирный потоп. Он назван Первым Урией 11, что на сирийском означает “учитель”. Он занимался медициной, математикой и теологией 12 и провел большую часть жизни в Сирии. Многие его потомки отошли от мирских дел и аскетами жили в уединенных жилищах. В возрасте 912 лет Шис оставил мир. Некоторые говорят, что он был внуком Адама, а его отец — Сулха, но эти домыслы лишены основания. [102]

ЕНОС

Он родился, когда Шису было 600 лет. Многие авторы говорят, что его мать — непорочно рожденная 13 и, подобно Адаму, облачена покровом жизни без посредства отца или матери. Согласно завещанию отца, стал его преемником и первым в этом цикле заложил основы верховной власти 14. Говорят, что Енос правил 600 лет. Согласно еврейской и христианской традициям, он жил 965 лет 15, согласно Ибн Джаузи 16 — 950 и согласно Кази Байзави 17 — 600. У него было много детей.

КЕНАН [библ. КАИНАН]

Кенан был самым просвещенным, удачливым и проницательным из сыновей Еноса. После смерти отца он, в соответствии с завещанием, управлял делами человечества и шел по пути своих прославленных предков. Он воздвиг здания Вавилона и основал город Сус 18. Ему приписывают устроение первых зданий и садов.

Численность человечества значительно возросла в его времена. Он мудро распределил людей (по земле), а сам с потомками Шиса обосновался в Вавилоне. Он жил 926 лет, но некоторые говорят, что он пил воды жизни (т.е. жил) 640 лет, а одна школа утверждает, что он утешал печали мира (т.е. правил) около века.

МАХАЛАИЛ [библ. МАЛЕЛЕИЛ]

Махалаил был лучшим из сыновей Кенана. Отец передал ему власть, | 55 | достигнув 900-летнего возраста. Он правил в течение 300 лет. А жил то ли 928, то ли 840, то ли 895 лет.

ИРАД (библ. ИАРЕД)

Ирад был наиболее разумным из сыновей Махалаила и по указаниям своего уважаемого отца управлял делами мира. Он построил каналы и водоводы и достиг возраста 962 или, по другим источникам, 967 лет.

Все эти патриархи семейства счастья жили при Адаме. [103]

ИХНУХ (библ. ЕНОХ)

Ихнух, в основном известный как Идрис, был выдающимся сыном Ирада, рожденным после смерти Адама. Он являлся младшим из сыновей Ирада, а по мудрости и уму [оказался] старше и превосходил всех в щедрости и отзывчивости. Он — первый законодатель после Шиса. Одни говорят, что Идрису было 100 лет, когда умер Адам, а другие — 360. Он был непревзойден в знании науки управления и в изяществе замыслов. Хотя некоторые приписывают все науки и искусства Адаму, всё же, согласно большинству, астрономия, письменность, прядение, ткачество и шитье были привнесены Ихнухом. Он познал мудрость от Агазимуна 19 из Египта, которого звали Вторым Урией.

Среди его высоких званий — Хармасу-л-Харамаса (Гермес Гермесов, или Гермес Трисмегист), и он также назывался Третьим Урией. Он достиг высокого положения в познании Бога и призвал человечество произносить молитву на семидесяти двух 20 языках. Он основал 100 городов 21, наименьший из которых Мадина-и-роха 22. Этот город находится в Месопотамии (Джазаир), хотя некоторые помещают его в Хиджазе (Petroea Arabia) 23. Населенный еще до времен Хулаку-хана, он, как говорят, разрушен им ради чести страны и благополучия людей 24.

Он (Идрис) обучал каждое племя и народ в соответствии с их способностями. Говорят, что он вел людей к почитанию Великого Света (Солнца), так как большинство из них, до его времени, существовали без его неиссякаемой мудрости и не приносили благодарности за этот огонь огней. Он рассматривал Солнце как источник зримого и незримого счастья и учредил большой праздник во время его перехода из одного знака Зодиака в другой 25, что является особым временем славы, и более всего — когда Солнце входит в знак Овна.

И всякий раз, когда планеты, которые кормятся со стола изобилия | 56 | его [Солнца] лучей, вступали в свои дома или достигали своих кульминаций, он [Ихнух] считал это [знаком] особого достоинства и благодарил Создателя за чудеса творения. Он рассматривал такие события как проявления благосклонности Аллаха и проводил все дни в служении святому духу и чистым формам. [104]

Он также построил египетские пирамиды, которые известны как Древние своды (Гумбаз-и-хараман). И в тех высоких строениях все искусства и их инструменты были изображены так, что, если знание о них будет утеряно, его возможно восстановить. Написано, что он поручил одному из своих знатных подданных заложить основание этих пирамид в то время, пока сам он пересекал весь мир, в конце пути возвратившись в Египет.

Абу Машар 26 из Балха рассказывает, что было много Гермесов, но наиболее выдающиеся — трое: 1) Хармасу-л-Харамаса (Гермес Гермесов), или Идрис, которого персы называют внуком Кайумарса; 2) Гермес Вавилонский, который построил Вавилон после потопа. Пифагор был одним из его учеников. Усилиями Гермеса Вавилонского науки, утерянные во время Всемирного потопа, были восстановлены. Он жил в городе халдеев (Калданин), называвшемся городом мудрецов Востока (Мадина-и-филасафа-и-машрик); 3) Гермес Египетский — учитель Асклинуса (Эскулапа) 27. Он был непревзойден во всех науках, особенно в медицине и химии, и провел много времени в путешествиях. Место рождения Хармасу-л-Харамаса (Идриса) — Маниф (Мемфис), теперь известный как Мануф 28 на земле Египта. До основания Александрии его называли городом философов. Когда Искандер (Александр) построил этот город [Александрию], он привлек сюда философов из Мемфиса и других мест.

Среди высказываний Ихнуха есть следующее: “Три наипревосходнейшие вещи — это правдивость в гневе, щедрость в бедности и милосердие в силе” 29.

Удивительные предания о его уходе из этого мира содержат хроники, но мудрецы не решаются принять их на веру. По одному преданию, ему было тогда 865, по другому — 405, а согласно третьему — 365 лет.

МАФУСАЛ

Мафусал — сын Ихнуха. У него было так много детей, что их трудно перечислить. После смерти отца он стал вождем племени и призвал людей к почитанию Аллаха. В возрасте 900 лет он родил сына, которого назвал Ламкан. После этого жил еще 290 лет. [105]

ЛАМКАН (библ. ЛАМЕХ) | 57 |

Ламкану в его время не было равных в возвышенности нрава, благородстве и добродетельности. После смерти отца он твердо взял власть в свои руки. Прожил 780 лет. Некоторые называют его Ламкан, а иные — Ламак или Ламах.

НУХ (библ. НОЙ)

Нух, сын Ламкана, рожден под знаком Льва через 126 лет после смерти Адама. Он был силен в путях религии и неизменно опирался на справедливость. История о призвании им человечества к почитанию Господа 30, о неповиновении народа, о потопе и т.д. хорошо известна. Историки упоминают три потопа. Первый произошел прежде существования нашего Адама. Просвещенный Шахразури говорит: “Адам принадлежит к первому циклу, который начался после того, как мир был опустошен первым потопом” 31. Второй потоп случился во времена Нуха и начался из печи 32 его дома в Куфе. Он продолжался шесть месяцев, и восемьдесят человек пребывали в ковчеге (кишти). Поэтому место, где они высадились и обосновались, называлось Рынок восьмидесяти (Суку-с-саманин) 33. Третий потоп 34 совершился во времена Мусы (Моисея) и был ограничен пределами Египта. Римские историки, рассматривая потопы, причисляют последние два также к мировым 35, но это явно не соответствует истине, поскольку в Индии, где хранятся книги тысячелетней давности, нет даже упоминаний об этих двух наводнениях 36. Чтобы не быть многословным, скажу лишь, что в самое короткое время умерли все спасшиеся на ковчеге, кроме семерых: Нуха, трех его сыновей — Яфиса (Иафета), Шама (Сима) и Иама (Хама) — и их жен. Нух поручил Сирию, Месопотамию, Ирак и Хорасан Шаму; Западные страны, Абиссинию, Индию, Синд и Судан 37 — Иаму; Китай, Склавонию 38 и Туркестан — Яфису. И по мнению историков, нынешние коренные жители тех стран являются потомками этих трех, и человечество со времен потопа происходит от них. Нух умер, когда ему было 1600 или 1300 лет. Имеются другие точки зрения относительно его возраста, в частности, что он жил 250 или 350 лет после потопа, и родился через 126 лет [106] после смерти Адама или в последний день жизни Адама, и сел на трон | 58 | водительства (т.е. стал пророком), когда ему было то ли 50, то ли 150, то ли 250, а может быть, 350 лет, а также, что он направлял простых смертных в течение 950 лет.

У Иама было девять 39 сыновей: Хинд, Синд, Зандж (Занзибар), Нуба, Канаан, Куш, Кабт (Копт) 40, Бербер, Хабш (Абиссиния), но некоторые писали, что Иам имел шестерых сыновей. Они опускают Синда и Канаана и называют Нубу сыном Хабша.

У Шама тоже было девять сыновей: (1) Арфахшад 41, (2) Кайумарс, который был прародителем царей Персии, (3) Асуд 42, который основал Мадаин (соединившиеся города Селевкия и Ктесифон) и т.д., Ахваз и Пахлу (Пелег (?) — его сыновья, и Фарс — сын Пахлу, (4) Иган 43, отец Шама (Сирия) и Рума (Малая Азия), (5) Бурадж 44, про которого историки не сообщают ничего, кроме имени, (6) Лауз (Луд (?), от которого происходят египетские фараоны, (7) Элам, который построил города Хузистана; Хорасан и Тамбал 45 — его сыновья, и Ирак — сын Хорасана, а Кирман (Кермания) и Макран 46 — сыновья Тамбала, (8) Арам, от которого происходит племя Ад, (9) Бузар, сыновьями которого были Азербайджан, Аран, Арман и Фарган.

Некоторые говорят, что Шам имел только шестерых сыновей и опускают Кайумарса, Бураджа и Лауза. Словом, имеется много несоответствий в сведениях о потомках Шама и Иама.

ЯФИС (библ. ИАФЕТ)

Яфис был самым справедливым из сыновей Нуха. Возвышенный род Его Величества, Царя Царей, связан с ним, и ханы восточных городов и Туркестана происходят от него. Его величают Отцом тюрков (Абу-л-тюрк), и некоторые историки называют его Алунджа-хан. Когда Яфис с женой и семейством оставил Суку-с-саманин, чтобы отправиться в восточные и северные страны, которые были ему предназначены, он попросил отца научить его молитве, при помощи которой мог бы вызывать дождь всякий раз, когда это нужно. Нух дал ему камень, способный вызывать дождь, сказав, что произнес над ним Святое Имя (букв. “Великое Имя”), с тем чтобы глупец не мог [107] постигнуть и нарушить его заповеди, или, возможно, он действительно произнес Невысказанное Имя над ним 47. И в настоящее время у турков много таких камней, которые они называют йедаташ. Персы называют их санг-и-яда 48, а арабы — хаджару-л-матар (камень дождя). Яфис, отправившись в отведенные ему края, стал обитателем пустыни, и всякий раз, когда он желал, под действием силы того камня облако Божественной щедрости проливало дождь. С течением времени у Яфиса родились дети, и он установил среди них совершенные законы, которые стали утешением скудоумных и радостью возвышенных умов. Он оставил одиннадцать сыновей: Турка, Сина, Саклаба, Мансаджа 49, также называемого Мансак, Камари 50, также называемого Каймал, Халаджа, Хазана, Руса, Садсана, Газа 51, Яраджа 52. Некоторые книги упоминают только восьмерых сыновей, опуская Халаджа, Садсана и Газа. | 59 |

ТУРК

Турк был старшим сыном Яфиса, и тюрки называют его Яфис Оглан 53. Он превосходил всех своих братьев в мудрости, искусстве управления и заботе о своих подданных. После смерти отца занял трон верховной власти, был добр, мужествен и помогал угнетенным. Он [Турк] обосновался на месте, которое тюрки называют Сил-ук 54, или Саликай, где били теплые и холодные источники и простирались восхитительные луга. Он строил жилища из травы и дерева и возводил шатры, шил одежду из кожи (и меха) вьючных и хищных животных. В его времена была обнаружена соль 55. Один из его законов гласил, что сын [после смерти отца] не должен наследовать ничего, кроме меча, а дочь должна получить всё, что пожелает. Говорят, что он был современником Кайумарса, а поскольку тот стал первым царем Персии, значит, Турк являлся первым султаном Туркестана. Он жил около 240 лет.

АЛИНДЖА-ХАН 56

Алинджа-хан был лучшим из сыновей Турка. Когда годы Турка истекли, Алинджа-хана возвели на трон в соответствии с желанием вождей. Он сделал дальновидную мудрость основой своего правления [108] и провел свои дни в вершении правосудия. Состарившись, он удалился от мира (т.е. стал отшельником).

ДИБ БАКУИ

Диб Бакуи в соответствии с волей своего отца стал царем после его ухода.

КИЮК-ХАН

Киюк был достойным сыном Диб Бакуи. Когда отец простился с миром, трон ханства перешел к Киюку, который, зная обязанности верховной власти, правил в соответствии с ними.

АЛИНДЖА-ХАН

Алинджа-хан был сыном Киюка и стал прямым наследником после кончины отца. Он был расточителен в своей щедрости, и во время его правления тюрки, опьяненные мирскими благами, сошли | 60 | с пути мудрости 57. Через много лет у него родились сыновья-близнецы. Одного назвали Мугулом, а другого Татаром. Когда они достигли зрелости, он [Алинджа-хан] разделил царство на две части и дал одну половину Мугулу, а другую Татару. Когда их прославленный отец умер, каждый из них правил на своей территории в согласии с другим.

Поскольку возвышенный род (Акбара) никак не связан с Татаром и его <...> ветвями (поколениями), я пропускаю их и продолжаю рассказывать историю Мугула и его благородных потомков.

МУГУЛ-ХАН

Мугул-хан был мудрым князем. Он правил так, что подданные, всем сердцем преданные ему, старались служить достойно. Всего известно девять поколений мугулов, начиная с Мугул-хана и заканчивая Иль-ханом 58. Мугулы ввели в употребление Тукуз 59 (девять) и считают это число превосходным во всех отношениях. Создатель даровал Мугул-хану четырех сыновей: Кара-хана, Азар-хана, Кар-хана и Уз-хана. [109]

КАРА-ХАН 60



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.47.250 (0.084 с.)