ТОП 10:

Прециозность, интеллектуально-философская лирика, бурлеск



1. Барокко как важнейшее художественное направление XVII в.: социально-философские истоки, концепция мира и человека.

2. Художественное и проблемно-тематическое своеобразие поэзии французского барокко:

a. поэзия «либертенов»: интеллектуально-философская лирика Т. де Вио;

b. бурлескная поэзия: ироикомические поэмы А. де Сент-Амана и П. Скаррона;

c. прециозная лирика (В. Вуатюр, А. де Сент-Аман).

3. Значение и исторические судьбы барокко.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Западноевропейская поэзия XVII столетия. – М., 1981.

2. История всемирной литературы. Т.4. – М., 1987.

3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – М., 1981.

4. Макаров А. Світло українського бароко. – К., 1987.

5. Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977.

6. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

7. Барокко // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1983.

8. Виппер Ю. Поэзия барокко и классицизма. // Европейская поэзия XVII века. – М., 1977. – С. 5-16.

9. Гинзбург Л. Разбилось лишь сердце мое. – М., 1983

Художественные тексты для анализа

1. Теофиль де Вио. Любовное отчаянье. Виселица. Ода («Ворон каркает зловеще...»). Существа в обличье странном. Письмо к брату (Фрагменты). Аполлон. Сонет Теофиля на его изгнание. Эпиграмма («Я полностью согласен с Вами в этом...»). «Недавно, пламенем божественным объятый...». Стансы («Люблю - и в этом честь моя...»). – С. 638-649.

2. Сент-Аман А. де. Уединение (Фрагменты). Трубка. Кутилы. Альпийская зима. Попойка. Ленивец. Ариоп. Видения. – С.649-657.

3. Вуатюр В. Сонет к Урании. Рано проснувшейся красавице. Девице, у которой рукава были засучены и грязны. Песня. Песня. – С. 674-677.

4. Поль Скаррон. Тифон (Фрагменты). Стансы с зубочисткой. Надгробья пышные. Париж. – С. 682-686.

Источник:

1. Европейская поэзия XVII века. – М., 1977.

 

ГЛОССАРИЙ

 

КОНСЕПТИЗМ – возник в поэзии, его основателем считается испанский поэт Алонсо Ледесма, автор поэтической книги «Conceptos espirituales» (примерный перевод: «Интеллектуальные загадки», «Духовные озарения», «Духовные зачатки»), однако затем консептизм развивался преимущественно в прозе, в произведениях Кеведо, Гевары, Грасиана и др. «К.», в отличие от культеранизма, не стремится намеренно затемнять смысл явлений и специально усложнять поэтический язык – «смысл этот и без того темен, оккультен, сокрыт». Пафос «к.» как раз состоит в том, чтобы понять эту сложность жизни, расшифровать её «темный и трудный» смысл. Консептисты исходили из идеи внутренней сложности самой формулируемой мысли (концепта). Консептистская поэтика XVII века основывалась на игре с многозначностью слова, пародийном воспроизведении чужого дискурса и разрушении привычных словесных штампов. При этом семантическая насыщенность текста сочеталась с максимальной выразительностью предельно лаконичной формы. Язык консептистов не менее сложен, чем у культистов. В отличие от «темного стиля» культистов консептистскую манеру испанский ученый Рамон Менендес Пидаль назвал «трудным стилем». Характерные приемы «к.» – игра на буквальном и фигуральном значении слова, игра слов и каламбур, пародийное воспроизведение и разрушение словесных штампов, привычных словосочетаний. Наиболее ярко все эти черты представлены в творчестве Франсиско де Кеведо.

 

КОНЦЕПТ – образ, построенный на неожиданном соединении далеких понятий, на совмещении противоположностей. По выражению Грасиана, консепт так же услаждает наш разум, как красота — глаз, ибо позволяет мгновенно открывать связи между вещами. «К.» может быть построен на сближении реальных предметов с абстракциями, с географическими или историческими понятиями, наконец, просто на игре слов. Часто «к.» состоит в неожиданном выводе, как бы выворачивающем наизнанку привычное представление. Таковы концовки стихов Виоланты ду Сеу: «...мы можем причинить такое зло, что заставляем сочувствовать саму смерть». Вместилищем «к.» часто становится синтаксическая конструкция строфы. Консептисты экспериментируют с ритмическими и синтаксическими параллелизмами и антитезами. Во множестве употребляют они анафору, изоколон, симплоку, добиваясь искомой выразительности. В наше время экспрессия словесной антитезы или синтаксического параллелизма хорошо известна мировой поэзии, но в открытии возможностей такой экспрессии важную роль сыграла именно поэзия XVII в.

 

КУЛЬТЕРАНИЗМ (в Португалии – культизм) – называется также гонгоризмом по имени одного из основоположников этого направления Луиса де Гонгоры. Противопоставлял неприемлемой для него реальности прекрасный и совершенный мир искусства, постижение которого доступно лишь немногим «избранным». В отличие от всей остальной литературы XVII века, не вводит новые темы или сюжеты, которые принципиально отличались бы от ренессансной поэзии, зато предлагает их новое стилистическое решение. Культеранисты используют в своей поэзии сложный метафорический («темный») стиль, как бы пытаясь ухватить с помощью аллегорий, необычных тропов изменчивую суть жизненных событий. «К.» не был однородным: у наиболее талантливых поэтов этот стиль осознавался как новый способ художественного постижения мира (Гонгора, Тасис), у других авторов превращался в пустой маньеризм (Фарависино). Лучшим образцом культеранизма считается поэзия Гонгоры, название его стиля – «гонгоризм» – стало, по сути, синонимом термина «к.».

 

ЛИБЕРТИНАЖ – (от франц. liberté – свобода) – форма оппозиционного поведения. Во Франции слово «л.» имело в XVII в. двойное значение: с одной стороны – «вольнодумство», «свободомыслие», с другой – «игривость души», «динамика страстей», «распущенность». Обозначение одним термином двух столь различных понятий имело явно полемический характер, дискредитирующий вольнодумство. Как пишет С.С. Мокульский, «отождествление свободомыслия и половой распущенности шло из кругов, пытавшихся объяснить всякое отклонение от церковной догмы и авторитарной морали самыми низменными побуждениями и прежде всего стремлением сбросить с себя узду в области частной жизни и личных отношений. …Среди части аристократической молодежи уже в первой трети XVII в. появляется обыкновение афишировать свое презрение к религии и церкви и демонстративно кощунствовать… Такое «озорное» безбожие не имело ничего общего с настоящим философским либертинажем, продолжавшим лучшие традиции ренессансного вольнодумства».

«Л.» проникает также и в Англию в н. XVII в. с творчеством популярного в дворянско-аристократических кругах французского поэта Теофиля де Вио (1590-1626). Английский «л.» обрел со временем особую специфическую форму, называемую «остроумием».

 

МАНЬЕРИЗМ – стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Название «м.» (от слова «манера») стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье в смысле обращения к недавнему прошлому и повторения его лучших достижений. «М.» характеризуется восприятием мира как соединения загадочных и ясных явлений. Он объявляет относительным противоречие между телесным и духовным, природой и человеком, признает соседство науки и оккультизма. Такое мироощущение рождено эпохой позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью. Главным элементом в стиле «м.» является взволнованность и болезненность чувства автора и персонажа. Считается, что среди популярных авторов, отдавших дань «м.», находятся Дж.Бруно, М.Монтень, Сервантес, Шекспир, Кальдерон.

 

ПРЕЦИОЗНОСТЬ – (от франц. précieux — драгоценный, изысканный, жеманный) – сложное социальное и лингвистическое явление, характеризующееся утонченностью межличностных отношений. Центром «п.» выступают светские салоны, в которых первостепенную роль играют женщины: мадам де Рамбуйе, Мадлен де Скюдери, мадам де Лонгвиль, мадам де Сабле и другие. Прециозная литература – аристократическое направление в литературе французского барокко XVII в., родственное итальянскому маринизму и испанскому гонгоризму. Возникла в светских салонах, из которых наиболее известен Отель маркизы де Рамбуйе – центр литературной фронды против абсолютизма. Поэты В. Вуатюр, И. де Бенсерад, Ф. Буаробер и др. в мадригалах, сонетах, рондо, посланиях воспевали галантную любовь и мелкие эпизоды из светской жизни, употребляя вычурные метафоры, условные аллегории, перифразы, прибегая к игре слов. Одним из жанров прециозной литературы был галантно-героический роман, сложившийся под влиянием нравственно-эстетического кодекса романа «Астрея» Оноре д'Юрфе. Авторы брали темы преимущественно из истории классической Греции, Рима и Древнего Востока, воплощая в героях прошлого идеализированные образы французской знати. Царственное происхождение героя, авантюрно-любовный сюжет, изысканность стиля составляют основные черты прециозного романа. К нему примыкают поэмы «Аларик» (1654) Жоржа Скюдери, «Хлодвиг» Д. де Сен-Сорлена, «Девственница, или освобожденная Франция» Ж. Шаплена. В драматургии «п.» представлена пьесами Ж. Скюдери и Ф. Кино. Прециозная литература была подвергнута критике Н. Буало; Мольер осмеял прециозные нравы и поэтов в комедиях «Смешные жеманницы» и «Учёные женщины».

 

ТРАГИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ – термин, введенный советским историком литературы А.А. Смирновым в статье «Шекспир, ренессанс и барокко», применительно к мироощущению Монтеня и литературной деятельности Шекспира, начиная с 1601 года, то есть со времени создания «Гамлета» (Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л., 1965). Под «т. г.» он понимал реалистически более сложное видение действительности и диалектически более углубленное истолкование соотношения между человеческой личностью и окружающим ее обществом по сравнению с более прямолинейно утопическим и «идиллическим» решением этой проблемы, которое было, по мнению ученого, свойственно самому Шекспиру в 90-х годах XVI в. и вообще литературе и общественной мысли Возрождения как такового. «Т. г.» свойственно осознание трагедии человека в обществе и в мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит «расслоение» человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.

Практическое занятие № 5

Трагедия французского классицизма:







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.007 с.)