ТОП 10:

Ф. Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»



1. Возрождение во Франции и его особенности. Ф. Рабле и французское Возрождение (формирование писательского таланта).

2. Источники и история создания романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Традиции жанра лубочных книг и городской литературы. Основные части романа, место действия и главные герои.

3. Основные жанровые модели в структуре романа. Элементы пародийного эпоса, фаблио, литературы о путешествиях.

4. Проблематика и система конфликтов в произведении Рабле. Гуманистические идеалы:

a. тема воспитания в романе (кн. I, гл. ХХIII-ХХIV; письмо Гаргантюа Пантагрюэлю: кн. II, гл. VIII). Различные методы воспитания (схоластическое воспитание Олоферна, гуманистическое воспитание Понократа). Письмо Гаргантюа Пантагрюэлю (кн. I, гл. VIII) как выражение идей французского гуманизма (восхваление разума, наук, программа гуманистического воспитания);

b. образ идеального правителя; два типа правителя-монарха Пикрохоль как воплощение жестокости, деспотизма и авантюризма (гл. XXIII); Грангузье и Гаргантюа как олицетворение гуманистических представлений о монархе-философе (миролюбие, разумная защита национальных интересов, добросердечность: гл. I, XI и др.);

c. утопический идеал Рабле, его отражение в образе монаха Жана и в укладе Телемской обители (гл. II-VII).

5. Пантагрюэль как идеал человека в представлении Рабле. Философия пантагрюэлизма.

6. Эволюция представлений о судьбе гуманизма, отраженной в образной системе: Гаргантюа – Пантагрюэль – Панург.

7. Особенности хронотопа в романе: проблема подвижности пространственных пропорций (мир во рту Пантагрюэля). Совмещение линейной и циклической модели времени в романе. Мотив путешествия как способ организации повествования.

8. Образ мира в романе. Способы его комического воплощения (гротеск, ирония, пародия, языковая игра). Основные приемы языковой игры (синонимические ряды, вымышленные слова, неологизмы, иностранные слова, заимствования из греческого и латыни диалектизмы, скатологическая (непристойная, копрологическая) лексика).

9. Рабле и народная смеховая культура: «карнавальные» мотивы в романе. Подчеркнутая «материальность» предметного мира в пространстве романа. Образы материально-телесного низа и ритуальные традиции народной культуры. Гротеск как ведущий стилевой прием и способ видения предмета.

10. Природа смеха у Рабле (концепция М. Бахтина). Уточнение некоторых положений «карнавальной» теории М.М. Бахтина в современной науке (С.С. Аверинцев и др.).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1973 (или др. изд-е перевода Н. Любимова).

2. Ауэрбах Э. Мир во рту Пантагрюэля // Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе: В 2 т. – Благовещенск, 1999. Т. 1. – С. 265-284.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

4. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. М.: Высш. шк., 1987. С. 87–140 (раздел «Литература эпохи Возрождения»).

5. Пинский Л.Е. Смех Рабле // Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

 

Обязательное конспектирование:

1.  Глава пятая «Гротескный образ тела у Рабле и его источники» и Глава шестая «Образы материально-телесного низа в романе Рабле» (в книге: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса или http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Baht/index.php ).

 

ГЛОССАРИЙ

 

АБСУРД – бессмыслица, нелепость, достигаемая совмещением несовместимого, искажением здравого смысла.

 

ГРОТЕСК – художественный прием, суть которого состоит в соединении явлений, принадлежащих к разным «смысловым рядам», по определению С. Эйзенштейна, построение сочетаний, не встречающихся в действительности (частей тела человека и животного, человека и растения, человека и неживой природы). Форма фантастического. Сатирическое или комическое значение гротескные образы получают в контексте.

 

ГИПЕРБОЛА – преувеличение изначально присущих явлению или предмету качеств и свойств. Как и гротеск, тоже форма фантастического.

 

КАРНАВАЛЬНОСТЬ – особое качество художественного произведения, открытое М.М. Бахтиным при анализе романа Ф. Рабле. Означает связь литературного произведения с народно-праздничной карнавальной традицией, обнаруживающей себя в формах создания всеобщности, пародировании официальной культуры, утверждении круговорота жизненных форм, реабилитации образов материально – телесного низа и соответствующей им лексики.

 

РАБЛЕЗИАНСКИЙ – эпитет, применяемый к образам и ситуациям, напоминающим те, которые были созданы и введены в художественный обиход в романе Ф. Рабле.

 

ЭЛОГИУМ – понятие, относящиеся к прозаическому произведению, включающему в себя стихотворные фрагменты. Применялся элогиум в античном красноречии, так первоначально определяли речь, содержащую стихотворные вставки, после Апулея стало применяться к художественным, литературным произведениям.

 


Практическое занятие № 4

Барочная поэзия:







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.248.103 (0.004 с.)