Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпос зрелого Средневековья: происхождение, поэтика, стиль.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Песнь о Роланде». 1. Особенности классического эпоса периода становления ранней государственности: a. историческая основа, принцип деления на «своих» и «чужих», b. преодоление мифологизма, c. своеобразие героических идеалов. 2. Французский героический эпос: a. поэтика «жесты», основные эпические циклы; b. «Песнь о Роланде» как часть каролингского цикла. 3. Теории происхождения «Песни»: a. историческая основа и ее переосмысление в поэме; b. разные исторические пласты средневекового сознания в «Песни»; c. исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии) 4. Сюжет и особенности конфликта: a. национально-религиозная проблематика поэмы; b. тема своих и чужих; c. библейские мотивы; d. мотив «Божьего суда»; 5. Роланд как героический характер: своеобразие трактовки. Сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», эпическая цельность, преобладание мотива доблести; тема вассальной верности; эпическая вина героя. 6. Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон. 7. Линейность композиции, прием параллелизма. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла). 8. Особенности стихосложения (ассонанс, лессы), синтаксис, эпический стиль; 9. Образ Роланда эпохи Возрождения (Боярдо, Ариосто). ЛИТЕРАТУРА 1. Песнь о Роланде (в пер. Ю. Корнеева). 2. Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных // Проблема жанра в литературе Средневековья / Под ред. А.Д. Михайлова. М.: Наследие, 1994. (Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко. Вып. 1). С. 7–26. 3. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1986. 4. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. М.: Высшая школа, 1987. С. 21–30 (раздел «Героический эпос»). 5. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. М., 1995. 6. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. С. 5–24.
ГЛОССАРИЙ АБСОЛЮТНОЕ ПРОШЛОЕ – предмет эпопеи, выбирающей в качестве объекта повествования общезначимый в истории государства и народа момент, связанный, как правило, с периодом национальной консолидации. К «абсолютному прошлому» отнесены события, описываемые в героических эпосах.
АБСОЛЮТНАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ – время, отделяющее исполнителей эпоса (жонглеров во Франции, хугларов в Испании, шпильманов в Германии), составителей списков для исполнителей и их слушателей от событий, описанных в эпосе.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ – принцип переноса современных событий или некоторых бытовых черт и признаков новой эпохи в период «абсолютного эпического прошлого». Например, Илья Муромец в русских былинах может называться «храбрым казаком», но действует богатырь неизменно в Киеве времен Владимира Красного Солнышка.
СЕНЬОР – ВАССАЛ – система отношений взаимообмена, поручительства и взаимной зависимости между феодалами разного социального и имущественного статуса, например, между крупным землевладельцем (сеньором) и мелким (вассалом), получившим от сеньора во владение земельные угодья. За это вассал был обязан был платить сеньору (сюзерену) вассальный долг, выражающийся в верной службе (в первую очередь, военной).
ЗАБЕГАНИЕ ВПЕРЕД – показ эпической перспективы, первоначально, чтобы поддержать интерес у слушателей. Например, Ганелон, в числе прочих пэров Франции, сразу же вводится в повествование через характеристику – «предавший всех».
РЕТАРДАЦИЯ – замедление или приостановка развития основного действия путем введения вставных эпизодов, например, описание сна Кримхильды в начале «Песни о Нибелунгах».
ПОДХВАТЫВАНИЕ – развитие в следующей строфе или эпизоде действия или события, описанного в предыдущей строфе, например, описание в нескольких строфах смерти Роланда.
ХРОНОТОП – литературоведческий термин, введѐнный М.М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе». Под хронотопом Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». М.М. Бахтин выделя-ет несколько типов хронотопов. В общем смысле, хронотоп может быть определен как пространственно-временной континуум (например, в «Песни о Нибелунгах» А.Я. Гуревич выделяет три хроно-топа: рыцарскую современность XIII века, локализованную в Ворм-се, арахаичекий мир мифа, локализованный в королевстве Брюнхильды, и героический хронотоп времен Великого Переселения народов, локализованный в державе Этцеля. Эти хронотопы взаимо-проницаемы, но перемещение между ними без изменения статуса чревато для героя трагическими последствиями, например, Гунтер в королевстве Брюнхильды должен стать могучим героем из мифологической древности, чтобы пройти через свадебные испытания и добиться Брюнхильды. Гунтер таким стать не может, поэтому прибегает к обману, за который потом несет неизбежную расплату.
ЭПОС – в средние века один из литературных жанров, имеющий две основных разновидности: архаическую и героическую. Героический эпос генетически восходил к историческому факту, он соотносим с конкретными историческими источниками и в изображении героев и событий утверждает государственные и патриотические идеалы.
Практическое занятие № 2 Тристан и Изольда 1. Предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола как источник рыцарского романа. Основные образы, хронотоп, языческие и христианские мотивы. 2. Сюжет о Тристане, его отражение в средневековой литературе. 3. Воплощение куртуазных доблестей в образе Тристана. Образ Изольды. 4. Понятие куртуазной любви и своеобразие её осмысления. Конфликт свободы любви и вассального долга в романе. 5. Особенности повествовательной формы. Аллегоризм и символика романа. Роль фантастических мотивов. 6. Дальнейшая жизнь образов романа.
ЛИТЕРАТУРА 1. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде// Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976. 2. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М.: Наука, 1976. 3. Смирнов А.А. Роман о Тристане и Изольде по кельтским источникам// Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л.: А.Н. СССР, 1965. 4. Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. – М.: СП Интербрук, 1990. 5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.2 – М.: Наука, 1984. 6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.
Практические задания: 1. Назовите основные структурные элементы легенды о Тристане (ключевые этапы его личной судьбы) 2. Перечислите основных персонажей романа и определите их отношение к главному герою Тристану. 3. Найдите музыкальные и живописные произведения, в основу сюжета которых положена легенда о Тристане и Изольде. ГЛОССАРИЙ АВАНТЮРА – способ соединения мотивов любви и рыцарских подвигов в жанре романа путем их взаимной обусловленности: подвиги совершаются во имя любви к Прекрасной Даме, чтобы «прославить несравненную красоту и добродетели Дамы и добиться ее благосклонности».
ИДИЛЛИЯ – жанр литературы, использованный в рыцарском романе, обычно заканчивающийся счастливым финалом, в котором, несмотря на все злоключения, герои добиваются благополучия и счастья.
КОЛЛИЗИЯ – в художественном произведении интрига, столкновение героев, связанный с ним сюжетный узел.
КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – этическое понятие кодекса поведения дворянина-рыцаря; сводится к проявлению утонченной любви (fin amor), форме взаимоотношений между молодым рыцарем, как правило, вассалом, и Дамой, как правило, женой сеньора. Рыцарь обязан был поклоняться Даме, демонстрировать свою влюбленность и преданность, посвящать ей победы в сражениях и на турнирах. При этом куртуазная любовь допускала телесное влечение рыцаря к Даме, но исключала его удовлетворение. Страдания от невозможности достичь желаемого должны были совершенствовать рыцаря нравственно. В лирике куртуазная любовь находила выражение в жанрах канцоны и послания. Куртуазной любви противостояла «низкая», телесная любовь, направленная на простолюдинок (fol amor), этот тип любви нашел отражение в жанре пастореллы.
КУРТУАЗНЫЙ (от фран. сour – двор) – определение сословного поведения рыцаря, характерного для феодалов в XII–XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал соблюдение «семи рыцарских добродетелей». ПАМЯТЬ ЖАНРА – категория, разработанная М.М. Бахтиным, существо которой состоит в утверждении глубинной взаимосвязи произведений одного жанра как ориентированных на один «канон» (набор приемов повествования, построения характера и др.).
РОМАН – первоначально стихотворное произведение светского содержания на романском языке, по мере развития жанра приобретает черты большой формы эпоса, изображающей судьбы нескольких главных героев на протяжении значительного промежутка времени.
САМОРАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА – психологический рост героя под влиянием обстоятельств, обусловленный воздействием внешних причин, коллизий сюжета, а не произволом автора.
«СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» – верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца.
Практическое занятие №3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.009 с.) |