ТОП 10:

Эпос зрелого Средневековья: происхождение, поэтика, стиль.



«Песнь о Роланде».

1. Особенности классического эпоса периода становления ранней государственности:

a. историческая основа, принцип деления на «своих» и «чужих»,

b. преодоление мифологизма,

c. своеобразие героических идеалов.

2. Французский героический эпос:

a. поэтика «жесты», основные эпические циклы;

b. «Песнь о Роланде» как часть каролингского цикла.

3. Теории происхождения «Песни»:

a. историческая основа и ее переосмысление в поэме;

b. разные исторические пласты средневекового сознания в «Песни»;

c. исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии)

4. Сюжет и особенности конфликта:

a. национально-религиозная проблематика поэмы;

b. тема своих и чужих;

c. библейские мотивы;

d. мотив «Божьего суда»;

5. Роланд как героический характер: своеобразие трактовки. Сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», эпическая цельность, преобладание мотива доблести; тема вассальной верности; эпическая вина героя.

6. Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон.

7. Линейность композиции, прием параллелизма. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла).

8. Особенности стихосложения (ассонанс, лессы), синтаксис, эпический стиль;

9. Образ Роланда эпохи Возрождения (Боярдо, Ариосто).

ЛИТЕРАТУРА

1. Песнь о Роланде (в пер. Ю. Корнеева).

2. Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных // Проблема жанра в литературе Средневековья / Под ред. А.Д. Михайлова. М.: Наследие, 1994. (Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко. Вып. 1). С. 7–26.

3. Волкова З.Н. Эпос Франции. М., 1986.

4. История французской литературы / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. М.: Высшая школа, 1987. С. 21–30 (раздел «Героический эпос»).

5. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. М., 1995.

6. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. М., 1976. С. 5–24.

 

 

ГЛОССАРИЙ

АБСОЛЮТНОЕ ПРОШЛОЕ – предмет эпопеи, выбирающей в качестве объекта повествования общезначимый в истории государства и народа момент, связанный, как правило, с периодом национальной консолидации. К «абсолютному прошлому» отнесены события, описываемые в героических эпосах.

 

АБСОЛЮТНАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ – время, отделяющее исполнителей эпоса (жонглеров во Франции, хугларов в Испании, шпильманов в Германии), составителей списков для исполнителей и их слушателей от событий, описанных в эпосе.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ – принцип переноса современных событий или некоторых бытовых черт и признаков новой эпохи в период «абсолютного эпического прошлого». Например, Илья Муромец в русских былинах может называться «храбрым казаком», но действует богатырь неизменно в Киеве времен Владимира Красного Солнышка.

 

СЕНЬОР – ВАССАЛ – система отношений взаимообмена, поручительства и взаимной зависимости между феодалами разного социального и имущественного статуса, например, между крупным землевладельцем (сеньором) и мелким (вассалом), получившим от сеньора во владение земельные угодья. За это вассал был обязан был платить сеньору (сюзерену) вассальный долг, выражающийся в верной службе (в первую очередь, военной).

 

ЗАБЕГАНИЕ ВПЕРЕД – показ эпической перспективы, первоначально, чтобы поддержать интерес у слушателей. Например, Ганелон, в числе прочих пэров Франции, сразу же вводится в повествование через характеристику – «предавший всех».

 

РЕТАРДАЦИЯ – замедление или приостановка развития основного действия путем введения вставных эпизодов, например, описание сна Кримхильды в начале «Песни о Нибелунгах».

 

ПОДХВАТЫВАНИЕ – развитие в следующей строфе или эпизоде действия или события, описанного в предыдущей строфе, например, описание в нескольких строфах смерти Роланда.

 

ХРОНОТОП – литературоведческий термин, введѐнный М.М. Бахтиным в работе «Формы времени и хронотопа в романе». Под хронотопом Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». М.М. Бахтин выделя-ет несколько типов хронотопов. В общем смысле, хронотоп может быть определен как пространственно-временной континуум (например, в «Песни о Нибелунгах» А.Я. Гуревич выделяет три хроно-топа: рыцарскую современность XIII века, локализованную в Ворм-се, арахаичекий мир мифа, локализованный в королевстве Брюнхильды, и героический хронотоп времен Великого Переселения народов, локализованный в державе Этцеля. Эти хронотопы взаимо-проницаемы, но перемещение между ними без изменения статуса чревато для героя трагическими последствиями, например, Гунтер в королевстве Брюнхильды должен стать могучим героем из мифологической древности, чтобы пройти через свадебные испытания и добиться Брюнхильды. Гунтер таким стать не может, поэтому прибегает к обману, за который потом несет неизбежную расплату.

 

ЭПОС – в средние века один из литературных жанров, имеющий две основных разновидности: архаическую и героическую. Героический эпос генетически восходил к историческому факту, он соотносим с конкретными историческими источниками и в изображении героев и событий утверждает государственные и патриотические идеалы.

 


 

Практическое занятие № 2

Тристан и Изольда

1. Предания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола как источник рыцарского романа. Основные образы, хронотоп, языческие и христианские мотивы.

2. Сюжет о Тристане, его отражение в средневековой литературе.

3. Воплощение куртуазных доблестей в образе Тристана. Образ Изольды.

4. Понятие куртуазной любви и своеобразие её осмысления. Конфликт свободы любви и вассального долга в романе.

5. Особенности повествовательной формы. Аллегоризм и символика романа. Роль фантастических мотивов.

6. Дальнейшая жизнь образов романа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А.Д. История легенды о Тристане и Изольде// Легенда о Тристане и Изольде. – М.: Наука, 1976.

2. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М.: Наука, 1976.

3. Смирнов А.А. Роман о Тристане и Изольде по кельтским источникам// Смирнов А. Из истории западноевропейской литературы. – М.-Л.: А.Н. СССР, 1965.

4. Веселовский А. Женщины и старинные теории любви. – М.: СП Интербрук, 1990.

5. История всемирной литературы в 9-ти тт. – Т.2 – М.: Наука, 1984.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

 

Практические задания:

1. Назовите основные структурные элементы легенды о Тристане (ключевые этапы его личной судьбы)

2. Перечислите основных персонажей романа и определите их отношение к главному герою Тристану.

3. Найдите музыкальные и живописные произведения, в основу сюжета которых положена легенда о Тристане и Изольде.

ГЛОССАРИЙ

АВАНТЮРА – способ соединения мотивов любви и рыцарских подвигов в жанре романа путем их взаимной обусловленности: подвиги совершаются во имя любви к Прекрасной Даме, чтобы «прославить несравненную красоту и добродетели Дамы и добиться ее благосклонности».

 

ИДИЛЛИЯ – жанр литературы, использованный в рыцарском романе, обычно заканчивающийся счастливым финалом, в котором, несмотря на все злоключения, герои добиваются благополучия и счастья.

 

КОЛЛИЗИЯ – в художественном произведении интрига, столкновение героев, связанный с ним сюжетный узел.

 

КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ – этическое понятие кодекса поведения дворянина-рыцаря; сводится к проявлению утонченной любви (fin amor), форме взаимоотношений между молодым рыцарем, как правило, вассалом, и Дамой, как правило, женой сеньора. Рыцарь обязан был поклоняться Даме, демонстрировать свою влюбленность и преданность, посвящать ей победы в сражениях и на турнирах. При этом куртуазная любовь допускала телесное влечение рыцаря к Даме, но исключала его удовлетворение. Страдания от невозможности достичь желаемого должны были совершенствовать рыцаря нравственно. В лирике куртуазная любовь находила выражение в жанрах канцоны и послания. Куртуазной любви противостояла «низкая», телесная любовь, направленная на простолюдинок (fol amor), этот тип любви нашел отражение в жанре пастореллы.

 

КУРТУАЗНЫЙ (от фран. сour – двор) – определение сословного поведения рыцаря, характерного для феодалов в XII–XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал соблюдение «семи рыцарских добродетелей».

ПАМЯТЬ ЖАНРА – категория, разработанная М.М. Бахтиным, существо которой состоит в утверждении глубинной взаимосвязи произведений одного жанра как ориентированных на один «канон» (набор приемов повествования, построения характера и др.).

 

РОМАН – первоначально стихотворное произведение светского содержания на романском языке, по мере развития жанра приобретает черты большой формы эпоса, изображающей судьбы нескольких главных героев на протяжении значительного промежутка времени.

 

САМОРАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА – психологический рост героя под влиянием обстоятельств, обусловленный воздействием внешних причин, коллизий сюжета, а не произволом автора.

 

«СЕМЬ РЫЦАРСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ» – верховая езда, фехтование, владение копьем, плавание, соколиная охота, игра в шашки или шахматы, умение слагать стихи в честь дамы сердца.

 


Практическое занятие №3







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.009 с.)