Семинар №3 И.-В. Гете «Фауст» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар №3 И.-В. Гете «Фауст»



План

1. Истоки сюжета. История создания.

2. Жанр произведения и его структура. Роль прологов.

3. Основная тема «Фауста» и способы ее развития. Этапы поисков Фауста: философские, эмоциональные, социальные аспекты. Фауст и Вагнер. Функции женских образов. Мефистофель и его роль в сюжете.

4. Художественные отличия І и ІІ частей произведения. Фантастика, аллегория, символика в «Фаусте».

5. Судьба фаустианской темы в искусстве.

 

Конспектирование

1. И. Шайтанов. Плоды Просвещения: Гете http://lit.1september.ru/article.php?ID=200104403

2.  А.А Аникст. Гете и Фауст: от замысла к свершению (С. 117-257). Выборочное конспектирование.

http://imwerden.de/pdf/anikst_goethe_i_faust_1983.pdf

 

Практические задания

1. К кому обращается автор в «Посвящении»? В чем заключается его эстетический смысл?

2. Какими идейными и художественными задачами обусловлен «Пролог в театре»? В чем заключается эстетическая позиция Гете?

3. Поясните суть спора Бога и Мефистофеля в «Прологе на небесах». Аргументируйте свою точку зрения цитатами из текста.

4. Чем недоволен Фауст в начале произведения и почему? Какую роль в осмыслении Фаустом своего жизненного пути играет встреча с Духом Земли (Сцена 1. Ночь)?

5. В чем смысл договора между Фаустом и Мефиистофелем? Кто предлагает условия договора и почему?

6. Как вы понимаете характеристику, данную Мефистофелем самому себе: «Часть вечной силы я, / Всегда желавшей зла, творившей лишь благое»? Приведите примеры из текста, когда злые намерения Мефистофеля обращаются, в конечном итоге, благом.

7. Какой философский смысл кроется в словах Фауста: «Ах, две души живут в больной груди моей, / Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!» (Сцена 2. У городских ворот)?

8. Сравните содержание раздумий Фауста перед первым разговором с Мефистофелем (Сцена 3. Кабинет Фауста) и предсмертный монолог Фауста (действие V. Большой двор перед дворцом). Какую истину обретает Фауст в конце произведения?

9. Раскройте символическое значение эпизода о Филемоне и Бавкиде. Как он связан с просветительской идеей прогресса?

10. Какие идеи зашифрованы в антитезах «Фауст-Вагнер», «Фауст-Маргарита» и «Фауст-Елена»?

11. Какую роль играет Маргарита в поисках Фауста? С какой из четырех стихий можно соотнести образ Маргариты? Почему? Какой жизненный уклад находит отражение в описании комнаты Гретхен (Сцена 8. Вечер)?

12. В чем суть образа Гомункула? Раскройте символику его жизни и смерти. Как этот образ связан с проблематикой произведения (действие II. Лаборатория в средневековом стиле, Классическая Вальпургиева ночь)?

13. Прокомментируйте эпизод с исчезновением Елены, раскройте его аллегорическое значение. Какие эстетические идеи Гёте нашли в нем отражение (действие ІІІ. Внутренний двор замка, окруженный со всех сторон фантастическими постройками в средневековом вкусе)?

14. Поясните суть спора о человеке и смысле го существования. Прокомментируйте позиции Бога, Мефистофеля и Фауста (Пролог на небесах. Действие V. Большой двор перед дворцом (монолог Фауста «До гор болото, воздух заражая, / Стоит, весь труд испортить угрожая»)).

15. Как связаны между собой «Пролог на небесах» и «Эпилог»? Кто выиграл спор о Фаусте? Аргументируйте ответ.

16. Сколько временных пластов в произведении? Как они взаимодействуют между собой?

Литература

1. Гете. Фауст (любое издание). Пер. Н. Холодковского или Б. Пастернака (лучше оба J)

2. Аникст А. «Фауст» Гете. – М.: Просвещение, 1979.

3. Лейтес Н. От «Фауста» до наших дней. – М.: Просвещение, 1987.

4. Волков И. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М.: МГУ, 1970.

5. Легенды о докторе Фаусте. / Сер. «Литературные памятники» /. – М.: Изд-во: АН СССР, 1958.

6. Вильмонт Н. Гете: история его жизни и творчества. – М.: Гослитиздат, 1959.

7. Аникст А.А. «Фауст» Гете: литературный комментарий. – М.: Просвещение, 1979.

8. Аникст А. А.Гете и Фауст: от замысла к свершению. – М.: Книга, 1981.

9. Тураев С.В. Молодой Гете // История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 222-226.

10. Тураев С.В. Гете в Веймаре// История всемирной литературы: в 9 т. – Т.5. – М., 1987. – С. 234-241.

11. Самарин Р.М., Тураев С.В. «Фауст» Гете // История немецкой литературы: в 5 т. – Т.2. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.

12. Копелев Л. «Фауст» Гете. – М.: Худож. лит., 1962.

13. Казакова И.Б. Алхимический смысл образа Гомункула в трагедии Гете «Фауст» // Интеграция образования. – № 4. – 1999. – С. 62-65.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.006 с.)