Адаптация Концепции Национальной Безопасности РФ на микроуровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптация Концепции Национальной Безопасности РФ на микроуровне



 

Интеграция в мировое сообщество, глобальный экономи­ческий и экологический кризис, информатизация и переход к постиндуст­риальным формам развития ставит новые цели и задачи для Российской Федерации. В последние годы ведется интенсивная работа по исследова­нию и разработке концептуальных моделей развития страны в XXI веке. При этом важно учитывать постоянно изменяющиеся международные ус­ловия и место Российской Федерации в мировом сообществе. Принятые концепции и доктрины способствуют повышению степени учета изложен­ных в них положений как в законодательных (нормативно-правовых) ак­тах, так и в обычной повседневной практике. Однако сложность реализации заложенных в таких концепциях и доктринах идей заключается в чрезвы­чайно большой разрозненности в географическом плане и в несогласован­ности действий различных регионов Российской Федерации. В конечном счете перспективы развития страны в целом зависят от возможностей ка­ждого региона в отдельности. Таким образом, особенно актуальным для каждого отдельного региона, территории становится применение доку­ментов федерального уровня через их адаптацию к собственной специфи­ке развития.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию стала первым по времени серьезным документом, охватывающим много­численные проблемы, присущие развитию общества в современную эпоху. В концепции признается, что "человечество столкнулось с противоречиями между растущими потребностями... и невозможностью биосферы обеспе­чить эти потребности". Также подчеркивается, что переход к устойчивому развитию в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех регионов страны. Думается, такую позицию лучше трактовать как необходимость стремления каждого региона к собст­венной устойчивости, которая и станет ключевым фактором в движении к устойчивому развитию всей страны. Такое стремление важно, в первую очередь, на уровне отдельных городов и регионов микроуровня. Возникает необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчиво­му развитию для каждого региона (на разных уровнях), а также интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устой­чивого развития.

В России под устойчивым развитием стали понимать одновременное достижение всевозможных благ (экономических, экологических, социаль­ных, моральных) и формирование стремлений к объединению на этом пути. Однако почти ничего не говорится о том, каким способом будут ула­живаться противоречия в процессе достижения этих благ и как конкретно можно добиться всеобщего благоденствия в стране. Думается, близки к ис­тине те ученые, которые представляют модель устойчивого развития как некий идеальный образ, который не может быть реализован в ближайшее время по политическим, экономическим причинам, в том числе из-за не­изученности многих природных и социальных явлений. Исходя из этого, целесообразной можно считать задачу не достижения цели (устойчивого развития), а организации движения по достижению цели. Нельзя также от­брасывать мировой опыт в разработке проблемы устойчивого развития. Каждая отдельная территория (в том числе и г. Волгоград) обладает собст­венной логикой развития, определяющейся уникальным сочетанием фак­торов внутренней и внешней среды. И поэтому требуется использовать имеющиеся знания о способах достижения желаемого, в данном случае устойчивого развития. Адекватный учет местных особенностей преду­сматривает, например, формирование и обеспечение функционирования регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-эко­номическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду; осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению соответ­ствующего качества санитарно-эпидемиологической обстановки; развитие сельского хозяйства и решение проблем продовольственной безопасности города, создание системы социальной защиты населения и др.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации была принята не так давно и представляет собой систему взглядов на обеспе­чение в Российской Федерации безопасности личности, общества и госу­дарства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельно­сти. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно принимают участие и формировании и реализации политики обеспечения национальной безо­пасности. Под национальными интересами России, конкретизируемыми и интересы отдельных территорий, понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, по­граничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный ха­рактер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Кроме того, очевидно, что крупный город сталкивается с проблемами реализации интересов практи­чески во всех сферах, указанных в Концепции национальной безопасности. по сути, он является одним из участников ее обеспечения. Однако в Кон­цепции указывается на одну из угроз национальной безопасности, заключающуюся в усилении напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, что, очевидно, не способствует однонаправленности и скоордини­рованности их действий. Кроме того, серьезным препятствием для сниже­ния угроз национальной безопасности является размывание единого пра­вового пространства страны вследствие несоблюдения принципа приори­тета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях. Последние две угро­зы непосредственно проявляются и в пределах Волгограда и существенно снижают возможности по обеспечению территориальной и национальной безопасности.

Многие угрозы, отмеченные в Концепции национальной безопасности, проявляются и на городском уровне. Так, например, угрозу безопасности города в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на уз­кий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в городе, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, снижение духовного, нравст­венного и творческого потенциалов населения. Обо всем этом свидетель­ствуют не только статистические данные, но и обстановка в городе. Одним из основных положений, декларируемых в Концепции национальной безо­пасности, является понимание того, что реализация национальных интере­сов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Здесь переплетаются и тесно взаимодействуют понятия "устойчивое разви­тие" и "национальная безопасность".

Условием обеспечения национальной безопасности является переход к высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономике, который должен осуществляться путем постепенного формирования опти­мальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина. Безопасность города в таком случае заключает­ся в разработке собственных в рамках национальных условий развития моделей устойчивости и учете возникающих на региональном уровне угроз с последующей их нейтрализацией совместными усилиями центра и местных властей.

Публикация Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, представляющей собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ, является существенным шагом на пути дальнейшей информатизации нашего общества. Данная Доктрина служит осно­вой для совершенствования правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ. В ней также отмечено, что информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества. В Волгограде постоянно расширяется сфера применения информационных технологий. Компьютеризация охва­тила уже практически все сферы городского хозяйства. Тем не менее, тем­пы информатизации значительно отстают не только от среднеевропейских, по и от многих городов России. Особенно настораживает отставание в при­менении систем защиты от несанкционированного доступа. В первую оче­редь это касается экономической сферы. Тем более, что Волгоград облада­ет значительными интеллектуальным и научно-техническим потенциалами. Встает задача не только его сохранения и преумножения, но и защиты от любых форм воздействия на него и недопущение его перетекания потен­циальным конкурентам, в особенности иностранным. Именно поэтому основополагающим понятием Доктрины информационной безопасности является сама информационная безопасность, под которой понимается состояние защищенности интересов РФ и ее субъектов в информацион­ной сфере. Большое значение, в том числе на микроуровне, приобретает укрепление механизма правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности. Городские власти должны взять на себя обеспечение инфраструктуры информационной безопасности на соответствующем уровне. Для этого необходима не только сама по себе компьютеризация, но и значительное количество квалифицированных ра­ботников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.006 с.)