О недостаточно разработанных аспектах Концепции Национальной Безопасности России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О недостаточно разработанных аспектах Концепции Национальной Безопасности России



 

По мнению экспертов, в конце 90-х годов, законодательная база в области национальной безопасности РФ носила частично-фрагментарный характер, порождая локальные и разрозненные массивы правовых норм и отражая отсутствие целостного представления у органов государственной власти этого предмета. Одним из результатов такого состояния нормативной базы в области НБ РФ стала аморфная Концепция национальной безопасности РФ (далее КНБ-97), введенная Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.97 г.

Анализ официальных документов РФ в области НБ показывает отсутствие проработанности следующих ее аспектов.

1. В КНБ-97 отсутствует т.н. национальная доктрина, то есть наиболее общие представления о национальных целях и интересах, задающие “миссию страны” на значительном временном интервале. Отсутствует и геополитическая модель (место и роль России в мире), в соответствии с которой строится политика обеспечения национальной безопасности. При этом основные объекты национальной безопасности - народы России, уклад общественной и духовной жизни - подменены абстрактными "интересами личности, общества и государства".

2. Отсутствие четкой национальной доктрины не позволяет сформулировать общенациональные интересы РФ, и, как следствие, взвешенные магистральные целевые установки, что проявляется прежде всего в аморфности официальных взглядов на оптимальные модели федеративного устройства РФ, ее экономики и социальной сферы, ее обороны и внешних устремлений.

3. Остается открытым вопрос о соотношении национальных целей и триады "средства-методы-условия(угрозы)" их достижения, лежащий в основе государственной политики обеспечения НБ. Отсюда невозможность законодательно утвердить минимально необходимые уровни расходов на безопасность и оборону страны в отношении к ее ВВП. Фактически нет обоснованных нормативных критериев обеспечения безопасности, даже в экономике и экологии. Отсутствуют технологии управления и организации обеспечения национальной безопасности, а также закрепленные механизмы межведомственного взаимодействия в чрезвычайных условиях.

Если в целом деятельность государственных органов по видам безопасности регламентируются соответствующими нормативными правовыми документами, то некоторые ее подвиды и аспекты не получили еще должной разработки и развития.

4. В сфере конституционной безопасности не существует единого нормативного перечня органов, обеспечивающих национальную безопасность РФ, не определены их задачи, полномочия и механизмы взаимодействия. В области федеративного устройства страны не решена задача выравнивания прав субъектов Федерации на основе учета их интересов. Не разработаны и перечни приоритетов деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. На первый план выходят проблемы выравнивания социально-экономических диспропорций, формирования рыночной среды, мобилизации внутреннего потенциала субъектов РФ на основе единого государственного замысла.

5. В экономике ключевыми аспектами становятся обеспечение энергетической и продовольственной безопасности России, а также сохранение государственного контроля над стратегически важными ресурсами. Особую роль при этом приобретают разграничение прав собственности Федерации и ее субъектов. Крайне остро для экономической безопасности РФ (экономической независимости) стоит проблема взаимоотношений с международными финансовыми организациями, а также ТНК и МНК, на которые приходится не только большая часть долгов РФ, но и основная масса инвестиций в российскую экономику (в основном в форме кредитов). Фактически неразработанными остаются вопросы обеспечения технологической безопасности и защиты интеллектуальной собственности. Слабо проработаны и вопросы перераспределения собственности, связанные с ними социальные проблемы и обеспечение общественной безопасности.

6. В зачаточном состоянии находятся вопросы управления миграционными потоками и демографическая политика, напрямую затрагивающие не только социально-экономическую сферу, но и сферу обороны РФ (Северный Кавказ, Дальний Восток и Сибирь).

7. В области обеспечения обороны военная безопасность, касающаяся использования Вооруженных Сил РФ для защиты ее интересов, все больше отождествляется с оборонной безопасностью, определяющей общую подготовку страны к войне (в т.ч. и ВПК). Отсюда и слабые варианты Военной доктрины РФ. Не получили также освещения вопросы распределения прав и обязанностей между государством и частным сектором экономики на случай чрезвычайных ситуаций, мобилизации и военного положения.

8. Серьезным пробелом в обеспечении НБ РФ остается отсутствие четких приоритетов РФ в отношении ключевых регионов мира и разработанных на их основе региональных стратегий в отношении зон жизненно-важных интересов, необходимых партнеров и военных союзников, взаимодействия с международными организациями и выполнения международных обязательств РФ.

Таким образом, рассмотренные аспекты национальной безопасности РФ требовали дальнейшей разработки и закондательного оформления, в связи с чем была разработана концепция национальной безопасности в редакции от 10.01.2000 года.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.005 с.)