Обоснование методов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование методов исследования



 

Исследование в контексте нашей курсовой работы проводилось на базе школы № 49. В исследовании принимало участие 20 человек - младшие школьники в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 «б» класса, родители школьников - 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) и классный руководитель 3 «б» класса.

В нашем исследовании мы применили методику диагностики родительского отношения А.Я Варга, В.В. Столина (по данной методике участвовали в тестировании родители младших школьников), а для выявления застенчивости у младших школьников мы применили метод экспертных оценок (в данном методе исследования участвовали непосредственно сами младшие школьники, их классный руководитель и родители школьников).

Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Структура опросника:

Опросник состоит из 5 шкал.

.   «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

.   «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

.   «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

.   «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявленное своеволие ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

.   «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Итак, данный опросник содержит 61 вопрос, на каждый из которых предполагается утвердительный ил отрицательный ответ. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

отвержение,

социальная желательность,

симбиоз,

гиперсоциализация,

инфантилизация (инвалидизация).

Полученные баллы обрабатываются с помощью специальных таблиц процентильных рангов.

Второй метод, который мы применили в нашем исследовании - метод экспертных оценок (метод 3-х оценок). В качестве экспертов выступают родители школьников, классный руководитель, сами школьники и их сверстники (одноклассники).

Исследование и использованием данного метода предполагает участие младших школьников, их родителей и классного руководителя. Каждому учащемуся, родителю и классному руководителю предлагаются специальные бланки, каждый из которых содержат в себе по 20 утверждений. Каждое утверждение направлено на выявление какого-либо качества, присущего застенчивости. Данные характеристики застенчивости выделял Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость» [1991]. Ниже приведены данные:

нерешительность;

неуверенность;

робость;

чувствительность;

смущение;

неловкость;

стеснительность;

скованность;

замкнутость;

скромность.

По этим качеств мы сформулировали определенные утверждения. Выбор нами данных утверждений обусловлен тем, что младший школьник включен в учебную деятельность, которая является на данном возрастном этапе ведущей деятельностью, и тем, что свои личностные качества ребенок наиболее ярко склонен проявлять именно в школе, в поведении на учебных занятиях. Ниже приведены данные утверждения (рядом в скобках указана определенная характеристика, на которую данное утверждение направлено):

) Прежде чем спросить что-либо долго думает (нерешительность);

) Неуверенно отвечает на уроках (неуверенность);

) Часто заливается краской от волнения (смущение);

) У него преобладают скованные, неуверенные движения (скованность);

) Зная ответ на вопрос, заданный учителем, предпочитает не отвечать (стеснительность);

) Очень тихий, неприметный (скромность);

) Молчаливый, имеет мало друзей (замкнутость);

) Воспринимает все близко к сердцу (чувствительность);

) Часто сомневается в правильности своего выбора (нерешительность);

) Чувствует, что ему не хватает уверенности (неуверенность);

) В отношениях с окружающими робкий и тихий (робость);

) Чувствует себя неловко, когда на него обращают внимание (неловкость);

) Робко ведет себя на занятиях (робость);

) Болезненно реагирует на замечания учителя (чувствительность);

) Легко смущается (смущение);

) Неловко чувствует себя, отвечая на уроке (неловкость);

) Стесняется задавать вопросы (стеснительность);

) Скованный, боится общения с окружающими (скованность);

) Редко общается с одноклассниками, предпочитая одиночество (замкнутость);

) Не любит быть в центре внимания (скромность);

Для оценки данных качеств испытуемым необходимо было выбрать один из приведенных ниже вариантов ответа:

а) никогда - 1балл;

б) крайне редко - 2 балла;

в) иногда - 3 балла;

г) довольно часто - 4 балла.

Родителям было необходимо оценить своего ребенка, классному руководителю - учеников, младшим школьникам - самих себя, а сверстникам - каждого своего одноклассника.

Для оценки статистической значимости различий оценок мы использовали критерий Стьюдента-Фишера, для выявления корреляции между различными стилями воспитания и оценками застенчивости младших школьников мы применили корреляционный метод (с применением компьютерной программы STADIA).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.011 с.)