Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование методов исследования
Исследование в контексте нашей курсовой работы проводилось на базе школы № 49. В исследовании принимало участие 20 человек - младшие школьники в возрасте 8-9 лет, учащиеся 3 «б» класса, родители школьников - 40 человек (20 мужчин и 20 женщин) и классный руководитель 3 «б» класса. В нашем исследовании мы применили методику диагностики родительского отношения А.Я Варга, В.В. Столина (по данной методике участвовали в тестировании родители младших школьников), а для выявления застенчивости у младших школьников мы применили метод экспертных оценок (в данном методе исследования участвовали непосредственно сами младшие школьники, их классный руководитель и родители школьников). Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Структура опросника: Опросник состоит из 5 шкал. . «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. . «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. . «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
. «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявленное своеволие ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. . «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Итак, данный опросник содержит 61 вопрос, на каждый из которых предполагается утвердительный ил отрицательный ответ. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность,
симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация). Полученные баллы обрабатываются с помощью специальных таблиц процентильных рангов. Второй метод, который мы применили в нашем исследовании - метод экспертных оценок (метод 3-х оценок). В качестве экспертов выступают родители школьников, классный руководитель, сами школьники и их сверстники (одноклассники). Исследование и использованием данного метода предполагает участие младших школьников, их родителей и классного руководителя. Каждому учащемуся, родителю и классному руководителю предлагаются специальные бланки, каждый из которых содержат в себе по 20 утверждений. Каждое утверждение направлено на выявление какого-либо качества, присущего застенчивости. Данные характеристики застенчивости выделял Ф. Зимбардо в своей работе «Застенчивость» [1991]. Ниже приведены данные: нерешительность; неуверенность; робость; чувствительность; смущение; неловкость; стеснительность; скованность; замкнутость; скромность. По этим качеств мы сформулировали определенные утверждения. Выбор нами данных утверждений обусловлен тем, что младший школьник включен в учебную деятельность, которая является на данном возрастном этапе ведущей деятельностью, и тем, что свои личностные качества ребенок наиболее ярко склонен проявлять именно в школе, в поведении на учебных занятиях. Ниже приведены данные утверждения (рядом в скобках указана определенная характеристика, на которую данное утверждение направлено): ) Прежде чем спросить что-либо долго думает (нерешительность); ) Неуверенно отвечает на уроках (неуверенность); ) Часто заливается краской от волнения (смущение); ) У него преобладают скованные, неуверенные движения (скованность); ) Зная ответ на вопрос, заданный учителем, предпочитает не отвечать (стеснительность); ) Очень тихий, неприметный (скромность); ) Молчаливый, имеет мало друзей (замкнутость); ) Воспринимает все близко к сердцу (чувствительность); ) Часто сомневается в правильности своего выбора (нерешительность); ) Чувствует, что ему не хватает уверенности (неуверенность); ) В отношениях с окружающими робкий и тихий (робость); ) Чувствует себя неловко, когда на него обращают внимание (неловкость); ) Робко ведет себя на занятиях (робость); ) Болезненно реагирует на замечания учителя (чувствительность); ) Легко смущается (смущение); ) Неловко чувствует себя, отвечая на уроке (неловкость); ) Стесняется задавать вопросы (стеснительность); ) Скованный, боится общения с окружающими (скованность); ) Редко общается с одноклассниками, предпочитая одиночество (замкнутость); ) Не любит быть в центре внимания (скромность); Для оценки данных качеств испытуемым необходимо было выбрать один из приведенных ниже вариантов ответа: а) никогда - 1балл; б) крайне редко - 2 балла; в) иногда - 3 балла; г) довольно часто - 4 балла. Родителям было необходимо оценить своего ребенка, классному руководителю - учеников, младшим школьникам - самих себя, а сверстникам - каждого своего одноклассника. Для оценки статистической значимости различий оценок мы использовали критерий Стьюдента-Фишера, для выявления корреляции между различными стилями воспитания и оценками застенчивости младших школьников мы применили корреляционный метод (с применением компьютерной программы STADIA).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.011 с.) |