ТОП 10:

Влияние семейного воспитания на развитие застенчивости у ребенка младшего школьного возраста



 

Что такое застенчивость? В оксфордском словаре [Oxford English Dictionary 1933] сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 л.н.э.; там оно означало «легкий испуг». «Быть застенчивым» значит быть человеком, с которым «трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости». Застенчивый человек «избегает взаимодействия с определенными лицами и предметами». «Осторожный в словах и поступках, не настаивающий на своих правах, болезненно робкий» застенчивый индивидуум может быть «необщительным и склонным к уединению» или, с иной точки зрения, «казаться подозрительным, «темным», пользующимся скверной репутацией. Эти дефиниции, однако, мало что могут прибавить к обыденному житейскому толкованию. Не существует единственного правильного определения, так как застенчивость для разных людей значит не одно и то же. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах - это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. [8] Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта;

она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;

она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожности, депрессии.

О природе застенчивости существует много различных версий. Разные специалисты выдвигают различные варианты ответа. Исследователи личности убеждены, что застенчивость передается по наследству, точно так же, как умственные способности или рост человека.

Бихевиористы (Скиннер, Уотсон, Торндайк) полагают, что застенчивым людям просто недостает социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми.- Психоаналитики (Фрейд, Адлер, Юнг) говорят, что застенчивость это не что иное, как симптом, выражение на сознательном уровне бушующих в подсознании глубинных психических противоречий.

Социологи (Г. Лебон, А. Фулье, Г. Тард) и некоторые детские психологи считают, что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок: мы смущаемся, когда речь заходит о соблюдении общественных приличий.

Социопсихологи (Мак-Дугалл, Лацарус, Кули) утверждают, что застенчивость дает о себе знать с того момента, когда человек говорит себе: «Я застенчив», «Я застенчив, потому что считаю себя таковым и потому что так думают обо мне другие».

Застенчивость чаще встречается среди школьников, нежели среди взрослых, поскольку многим взрослым, ныне не являющимися застенчивыми, просто удалось преодолеть свою детскую застенчивость. Однако нельзя сказать, что застенчивость - это исключительно детская особенность. У детей она выглядит очевиднее, так как они находятся под более пристальным вниманием, чем взрослые. Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений - от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Наибольшая часть застенчивых относится к среднему уровню; это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей.

Итак, застенчивость это сложное, комплексное состояние, которое может проявиться в самых разнообразных формах. Это может быть и просто смущение, замкнутость, неловкость, тревожность и напряженность. Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека.

По-настоящему застенчивость впервые проявляется на исходе младшего школьного возраста. Поскольку застенчивость может проявляться по-разному, а также различаться по своей динамике и интенсивности, можно допустить, что и происхождения она может быть неодинакового. Каким образом семья влияет на развитие застенчивости в ребенке? Легко сказать: «Застенчивость возникает дома». Но далеко не очевидно, какие же именно факторы семейной среды в наибольшей степени влияют на зарождение застенчивости. «Застенчивость как черта характера не передается по наследству, - утверждает Наталья Кириллина, наследуется повышенная чувствительность нервной системы. Но, конечно, дети эмоционально ранимые, боязливые, восприимчивые к влиянию внешних факторов больше других рискуют стать застенчивыми». «Для них особенно важны атмосфера в семье и стиль воспитания, - замечает Наталья Богданова. - Очень часто у ребенка с неустойчивой нервной системой тревожная мама, которая, постоянно беспокоясь за него, не дает ему обрести уверенность в себе. Жизненный опыт ребенка в данном случае важнее, чем его темперамент». Но представление, которое ребенок получает о себе из опыта общения с другими людьми, и вера в свою ценность как личности не задаются изначально. Они выстраиваются постепенно, благодаря нескольким факторам. «Верить в себя, гордиться собой легче тому, чьи родители верят в себя, - замечает Наталья Кириллина. - Не случайно часто хотя бы один родитель робкого и стеснительного ребенка тоже застенчив». Кроме того, детям необходимо ощущать, как воспринимают его родители, чувствовать, что он является для них источником радости, - это ощущение становится нарциссическим капиталом на всю жизнь. [22]

Таким образом, важным фактором, влияющим на развитие застенчивости у ребенка младшего школьного возраста, является семья и типы воспитания. В научной литературе выделяются различные типы неправильного воспитания, формирующие у ребенка проблемы в эмоциональном развитии (В.И. Гарбузов, 1990; А.И. Захаров, 1986; А.С. Спиваковская. 1988; и др.).

.   Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, или если планировалась девочка, а родился мальчик, т.е. когда ребенок не удовлетворяет полностью ожидания своих родителей. Если неявное неприятие, то в таких семьях ребенок на первый взгляд желанный, но у него нет с родителями душевного контакта. Так, например, чувство собственной нереализованности у матери в карьере, которая считает виноватым в своих проблемах ребенка и которая проецирует эти проблемы на него. Мама создает вакуум вокруг него, провоцирует на обратное неприятие. Как правило, в таких семьях дети либо агрессивны, либо чересчур забитые, робкие, застенчивые. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма.

.   Гиперсоциальное воспитание. Причина такого воспитания - в неправильной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Ребенок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно дисциплинирован, исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, агрессивная реакция или наоборот - застенчивость, отгороженность, эмоциональная холодность.

.   Тревожно-мнительное воспитание. Такой стиль воспитания наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие. Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он не самостоятелен, нерешителен, робок, застенчив, мучительно не уверен в себе.[20]

Итак, мы выяснили, что фундамент застенчивости закладывается в младшем школьном возрасте, часто из-за неправильного стиля воспитания родителей, так как воспитывающее влияние родителей и стремление ребенка к подражанию им играют немаловажную роль в формировании тенденций поведения и личностных черт у детей.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что младший школьный возраст - это период фактического склада личности, так как он обладает большими резервами для ее развития. В этом возрасте в личности ребенка закладываются предпосылки для успешного обучения и воспитания. Определенные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие личностных качеств младшего школьника. Так, например, при строгом стиле воспитания у ребенка может сформироваться робость и неуверенность. Самым неблагоприятным для гармоничного развития личности младшего школьника является ситуативный стиль семейного воспитания, так как отсутствие ощущения стабильности младшим школьником формирует у ребенка тревожность и импульсивность. Можно сказать о том, что в развитии личностных качеств младшего школьника его родители играют одну из главных ролей, так как в этом возрасте ребенок является наиболее восприимчивым к отношению к нему окружающих людей. Как будет складываться личность ребенка, какие качества ребенок приобретет на данном этапе развития, во многом зависит от воспитания родителей, а именно - какой стиль является преобладающим в их отношении к ребенку.

Таким образом, анализ литературы в теоретической части показал, что определенного стиля семейного воспитания, который формирует застенчивость в младшем школьном возрасте, нет. Исходя из этого, мы решили провести эмпирическое исследование с целью выяснить, при каком родительском воспитании у детей чаще формируется застенчивость.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.004 с.)