ТОП 10:

Анализ результатов исследования особенностей влияния стилей семейного воспитания на формирование застенчивости в младшем школьном возрасте



застенчивость семейный воспитание школьный

Проведя исследование с участием родителей младших школьников с целью выявления стиля семейного воспитания, мы получили определенные результаты . После того, как нами были получены сырые баллы, мы перевели эти баллы с помощью специальных таблиц процентильных рангов.

Мы составили таблицу, в которой отражен общий средний показатель по каждому стилю воспитания, количество учеников, у которых родители применяют одинаковый стиль воспитания (дети находятся в группах по уровню успеваемости), а также самооценка и оценка экспертов застенчивости детей (вычислен средний показатель):

 

Таблица 1 «Соотношение различных уровней успеваемости со стилями воспитания и оценками застенчивости»

Стили семейного воспитания Средний показатель по каждому стилю

Кол-во детей с разным уровнем успеваемости

Оценка застенчивости

    низкий средний высокий самооценка Средняя оценка экспертов
Принятие-отвержение 27,5 1     44 52,5
кооперация 22,5          
симбиоз 61,2   2 6 48,6 52,2
Авторитарная гиперсоциализация 69,8   2 4 45,3 48,6
Маленький неудачник 61,62 1     62 50,4

 

Таким образом, мы видим, что наибольший балл по стилю «авторитарная гиперсоциализация», а наименьший - по стилю «кооперация». Это значит, что родители из нашей выборки в основном придерживаются стиля воспитания «авторитарная гиперсоциализация». Так как данный стиль характеризуется строгим, авторитарным отношением к ребенку, то вполне обосновано, что большинство родителей придерживаются именно такого стиля воспитания, так как данные родители - это родители младших школьников и жесткий контроль поведения детей и их деятельности связан с учебной деятельностью, с необходимостью посещать школу и регулярно выполнять домашние задания.

Стиль «кооперация» вообще не представлен у родителей из нашей выборки, несмотря на то, что он является самым благоприятным стилем семейного воспитания, так как родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.

В таблице отражено, что стиль «принятие-отвержение» наблюдается у родителей одного ребенка из нашей выборки. Так как у данных родителей высокие баллы по данной шкале, то их отношение характеризуется как «отвержение». Такие родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Таким родителям кажется, что их ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Из таблицы видно, что ребенок, воспитывающийся такими родителями - слабо успевающий ученик. Поведение родителей по отношению к ребенку отображается на общей школьной успеваемости, ведь семья по отношению к ребенку становится центрированной на учебной деятельности. В содержание традиционного общения с ребенком в семье включаются все перипетии его школьной жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка, в связи с необходимостью учится в школе, выполнять домашние задание, строго организовывать режим дня. Но что интересно, плохая успеваемость является предпосылкой такого воспитания ребенка на данном возрастном этапе, или такой стиль воспитания является предпосылкой для низкой успеваемости ребенка? Ответ на это вопрос мы сможем найти в ходе дальнейших этапов нашего исследования. Что касается самооценки застенчивости такого ребенка, то он оценивает себя средним, близким к низкому уровню застенчивости, окружающие считают его более застенчивым, чем он оценивает себя.

Мы переходим к интерпретации данных по стилю воспитания «симбиоз». В таблице № 1 отражено, что из нашей выборки такой стиль воспитания применяют оба родителя восьмерых учеников. Следовательно, можно сказать о том, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Он не самостоятелен, нерешителен, робок, застенчив, мучительно не уверен в себе.

Что касается оценивания застенчивости, то дети таких родителей склонны оценивать себя по среднему, ближе к низкому уровню застенчивости. Окружающие склонны оценивать таких детей немного более застенчивыми по сравнению с самооценкой. Из таблицы также видно, 2 ребенка, у которых родители применяют в воспитании такой стиль, среднеуспевающие. Скорее всего, эти дети не дотягивают до отличного уровня учебы в связи с особенностями их личности, отношением к учебе, и возможно - не совсем удачными отношениями с классным руководителем. Шестеро детей, родители которых используют стиль воспитания «симбиоз» - с высоким уровнем успеваемости. Это говорит о том, что данный стиль воспитания создает благоприятные предпосылки для успешного обучения младшего школьника. Интересно отметить, что при данном стиле воспитания жесткий контроль за дисциплиной и поведением ребенка, как при «авторитарной гиперсоциализации», отсутствует. Возможно, ребенок сам успешно справляется с учебой в связи с повышенным интересом и желанием учится, несмотря на отсутствие (или частичное присутствие) строгого родительского контроля.

Также из таблицы мы видим, что стиль семейного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» используют оба родителя у каждого из 6 учеников младшего школьного возраста. При высоком балле по шкале «авторитарная гиперсоциализация» в родительском отношении данных родителей отчетливо просматривается авторитаризм. За проявленное своеволие ребенка сурово наказывают. Такие родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Как мы отмечали раннее, при таком типе воспитания у ребенка формируется либо эмоциональная холодность, тревожность, отгороженность, либо его поведение становится агрессивным, неуправляемым. Двое учеников, родители которых применяют в воспитании именно такой стиль, среднеуспевающие, у четверых - высокий уровень школьной успеваемости. Высокую успеваемость в данном случае обеспечивает жесткий контроль и авторитаризм родителей. Немаловажное значение, конечно, имеет стремление ребенка к овладению знаниями. Что касается застенчивости младших школьников, то можно сказать, что дети в целом адекватно оценивают себя как умеренно, но окружающие оценивают немного более застенчивыми по сравнению с самооценкой.

В нашей таблице также отражены данные по стилю воспитания «маленький неудачник». У одного ребенка из нашей выборки родители обоюдно придерживаются такого стиля воспитания. Это значит, что родители, воспитывающие своего ребенка данным стилем семейного воспитания, приписывают своему ребенку личную и социальную несостоятельность. При высоких значениях по данной шкале в родительском отношении данных родителей имеются стремления инфантилизировать ребенка. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель ограждает ребенка от трудностей жизни и пытается строго контролировать его действия. Такой ребенок оценивает себя близким к высокому уровнем застенчивости, в то время как окружающие считают его менее застенчивым.

Школьная успеваемость у такого ребенка низкая. Можно сказать, что стиль воспитания «маленький неудачник» создает не совсем благоприятные предпосылки для развития личности младшего школьника, что в данном случае сказывается на плохой успеваемости ребенка.

Мы переходим к следующему этапу исследования, касающегося выделения учеников, которых родители воспитывают разными стилями воспитания. Для этого мы составим аналогичную таблицу, в которой будет отражены варианты сочетания стилей родительского воспитания. Также в таблице будут отражено количество учеников, у которых родители применяют разные стили воспитания, уровень успеваемости таких учеников, самооценка застенчивости и оценка застенчивости окружающими:

 

Таблица 2 «Соотношение различных сочетаний родительских стилей воспитания с уровнем успеваемости и оценками застенчивости».

Варианты Кол-во учеников Уровень успеваемости Самооценка Оценка экспертов
         
«симбиоз» + «маленький неудачник» 1 средний 32 35,2
«симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация» 1 средний 36 50,9
«симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация» 1 низкий 40 45,5
«авторитарная гиперсоциализация» + «маленький неудачник» 1 низкий 32 42,3

 


 

Из таблицы 2 мы видим, что у двоих детей из нашей выборки родители придерживаются такого сочетания стилей в воспитании, как «симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация», у одного ребенка - «авторитарная гиперсоциализация» + «маленький неудачник», и у другого одного ребенка - «симбиоз» + «маленький неудачник».

Теперь рассмотрим подробнее каждое сочетание стилей семейного воспитания, и каким образом такая родительские позиции будет оказывать влияние на развитие личности младшего школьника.

Сначала рассмотрим такой вариант сочетания стилей воспитания, как «авторитарная гиперсоциализация» + «симбиоз». Как мы говорили ранее, такого сочетания придерживаются родители двоих детей. Для того, чтобы было понятно, какой стиль использует каждый родитель, мы составили диаграмму:

 

Диаграмма 1 «Показатели по стилю воспитания отца и матери»

 

Из диаграммы 1 видно, что у первого ребенка мама применяет стиль воспитания «симбиоз», а отец - «авторитарную гиперсоциализацию». Также мы видим, что позиции матери в этом случае значительнее отцовских.

Как влияет на развитие личности ребенка то обстоятельство, когда у матери и отца ребенка наблюдаются два разных стиля воспитания? Родители, которые придерживаются различных стилей воспитания, характеризуются различным отношением к ребенку. Тот родитель, у которого присутствует стиль воспитания «авторитарная гиперсоциализация» (в данном случае отец), требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он стараются навязать своему ребенку во всем свою волю и оказываются не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка часто наказывает. Такой родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями. Ребенок у таких родителей чрезмерно дисциплинирован, исполнителен. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, агрессивная реакция или наоборот - застенчивость, отгороженность, эмоциональная холодность.

Итак, мы получили следующую ситуацию: с одной стороны авторитарное отношение к ребенку, с другой стороны - стремление к симбиотическим отношениям. Каким образом будет реагировать ребенок на такую ситуацию? Тут возможно 3 пути развития личности ребенка: он может стать либо чрезмерно тревожным, робким, застенчивым, либо эмоционально-холодным, отгороженным, либо чересчур агрессивным. Все это, конечно, зависит от индивидуально-личностных особенностей ребенка и от того, насколько родители будут успешно сочетать свои родительские позиции для гармоничного развития личности ребенка. Успеваемость у данного ребенка низкая, возможно это обусловлено тем, ребенок не проявляет интереса к учебной деятельности или той ситуацией, когда ребенка недостаточно контролируют. По застенчивости он оценивает себя как слабо застенчивого, таким же образом его оценивают окружающие (с незначительным перевесом в сторону большего уровня застенчивости).

Теперь мы рассмотрим личностные особенности ребенка, родители которого использует такой же вариант сочетания разных стилей. Из диаграммы 1 видно, что у второго ребенка отцовская авторитарная воспитательская позиция преобладает над материнской (мать в данном случае стремится к симбиотическим отношениям со своим ребенком). Школьная успеваемость у этого ребенка средняя, это связано с тем, что поведение ребенка подвергается жесткому контролю со стороны отца и присутствием интересом к учебе у ребенка. Что интересно, ребенок считает себя мало застенчивым, в то время как окружающие считают его средне-застенчивым.

Теперь мы рассмотрим такое сочетание родительских позиций, как «симбиоз» + «маленький неудачник». Родители с таким сочетанием стилей воспитания у одного ребенка из нашей выборки. Составим диаграмму, аналогичную диаграмме 1:

 

Диаграмма 2 «Показатели по стилю воспитания отца и матери»

 

Из диаграммы видно, что в воспитании ребенка отец занимает более важное место, чем мать. У отца в данном случае стиль воспитания «симбиоз», у матери - «маленький неудачник». Тут прослеживается двоякая ситуация для развития личности ребенка. Мать склонна инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную несамостоятельность, она не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Отец ощущает себя с ребенком единым целым, он постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Как будет реагировать ребенок, и по какому пути пойдет развитие его личности? Такой ребенок может вырасти робким, неуверенным в себе, несамостоятельным, потому что с родительской стороны создаются успешные предпосылки для такого развития. Уровень школьной успеваемости у данного ребенка средний. По застенчивости ребенок оценивает себя как слабо-застенчивого, также его оценивают окружающие люди.

Мы подошли к описанию последнего варианта сочетания стилей родительского воспитания, такого как «авторитарная гиперсоциализация» + «маленький неудачник». Для этого мы составим аналогичную предыдущим диаграмму распределения отцовского и материнского стилей воспитания:

 

Диаграмма 3 «Показатели по стилю воспитания отца и матери»

 


 

Как видно из диаграммы отец занимает более значимые позиции в воспитании данного ребенка. Мать использует в воспитании своего ребенка стиль «авторитарная гиперсоциализация», а отец - «маленький неудачник». Эти стили воспитания, казалось бы, абсолютно разные в корне, но если подробно разобраться в каждом из них можно найти довольно много сходств в родительской позиции. Так, например, при авторитарной гиперсоциализация» наблюдается строгий контроль поведения ребенка, ребенок воспринимается родителями не как самостоятельная индивидуальная личность, которой позволено проявлять своеволие. За любые самостоятельные действия ребенка сурово наказывают, поведение ребенка должно быть в такой семье строго дисциплинированным, иначе его сурово наказывают родители. При стиле воспитания «маленький неудачник» ребенка также воспринимают как несамостоятельную личность, но родитель, придерживающийся данного стиля воспитания, строго не наказывает ребенка за проявленное своеволие и свободное выражение каких-либо чувств и желаний. Они попросту кажутся родителю детскими и несерьезными. Такой родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется родителю неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Итак, в стиле воспитания «маленький неудачник» также наблюдается строгий контроль за поведением ребенка, но отношение к ребенку более лояльное, его сурово не наказывают, как при стиле «авторитарная гиперсоциализация».

Что касается школьной успеваемости, то можно сказать, что у данного ребенка она низкая. Это связано с тем, что у обоих родителей неблагоприятная воспитательская позиция по отношению к ребенку. Ребенок оценивает себя умеренно застенчивым, также как и окружающие.

Итак, после проведения данного этапа нашего эмпирического исследования мы выяснили, что самыми популярными стилями воспитания у родителей из нашей выборки оказались стили «авторитарная гиперсоциализация» и «симбиоз». Наименее распространенный стиль воспитания - «принятие отвержение». Стиля «кооперация» не придерживается ни один родитель из нашей выборки, несмотря на то, что это социально - желательный стиль воспитания. Кроме того, мы также отметили то обстоятельство, что у некоторых учеников родители используют разные стили воспитания. Родители из нашей выборки в основном придерживаются такого сочетания стилей, как «авторитарная гиперсоциализация» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация». Также мы выяснили, что наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник».

После проведения исследования методом экспертных оценок мы получили определенные результаты . Данные из таблицы этого приложения выражены в баллах. Следует привести некоторые условные обозначения, которыми мы пользовались при составлении таблицы:

А - нерешительность; Е - неловкость;

Б - неуверенность; Ж - стеснительность;

В - робость; З - скованность;

Г - чувствительность; И - замкнутость;

Д - смущение; К - скромность.

Максимальный балл, который может набрать ребенок, считающий себя застенчивым - 100. Исходя из этого количества баллов, можно сказать, что большинство учеников считают себя умеренно застенчивыми.

После подсчета среднеарифметического значения в целом по выборке младших школьников для каждого качества, присущего застенчивости, мы составили таблицу, где отражены данные средние показатели:

 


 

Таблица 3 «Средний показатель по каждому качеству, присущего застенчивости в целом по всей выборке младших школьников»

качества А Б В Г Д Е Ж З И К
Ср. показатель по выборке 7,8 5 3,6 3,6 4,5 4,6 3,8 2,7 3,4 6,3

 

Из данной таблицы мы видим, что большинству детей из нашей выборки присуще такое качество, как «нерешительность». Это связано с тем, что дети осваивают новый для них вид деятельности - учебный и не все ребята успешно справляются со своей нерешительностью во время школьного обучения. Наименее всего в данной группе детей выражено качество «скованность» и «скромность». В общем можно сказать, что детям из данной выборки не свойственна застенчивость как таковая, имеют место быть нормальные для данного возраста проявления нерешительности и неуверенности.

Выясним то, насколько застенчивыми считают младших школьников родители, учитель и сверстники. Для этого мы составим небольшую таблицу, где будет отражены средние показатели по оценкам застенчивости младших школьников каждого из троих экспертов:

 

Таблица 4 «Средние показатели оценок застенчивости младших школьников»

  Родители Учитель Сверстники
Средний показатель 43,2 53,8 50,9

 

Из данной таблицы мы видим, что родители считают младших школьников умеренно застенчивыми. Сверстники оценивают также друг друга средним уровнем застенчивости. Учитель считает младших школьников более застенчивыми по сравнению с оценками других экспертов.

Теперь мы охарактеризуем особенности уровня застенчивости детей, которых мы разделили на группы по уровню успеваемости. Всего таких групп получилось 3. Данные по каждой группе учеников отражены в следующей таблице

 

Таблица 5 «Характеристика детей с разным уровнем школьной успеваемости»

Уровень успеваемости Кол-во учеников Кол-во учеников в % Самооценка застенчивости Оценка родителями Оценка сверстниками Оценка учителем
Низкий 4 20 44,5 40,2 49,7 53
Средний 6 30 48,6 40,4 51,2 53,8
Высокий 10 50 43,7 46,11 51,2 54,1
Всего 20          

 

Из таблицы № 5 мы видим, что меньше всего детей с низким уровнем успеваемости. Детей с высоким уровнем успеваемости больше всего. Это связано с тем, что учебная деятельность на данном возрастном этапе является ведущей деятельностью - этим фактом и обуславливается преобладающее количество учеников с высоким уровнем успеваемости. Дети с низким уровнем застенчивости склонны оценивать себя средним, близким к низкому уровню застенчивости, родители и сверстники оценивают их таким же образом, в то время как учитель оценивает данных детей более застенчивыми по сравнению с остальными оценками. Дети со средним уровнем успеваемости оценивают себя как умеренно застенчивых, так же их оценивают родители и сверстники, но учитель их считает более застенчивыми. Такой же тип оценивания наблюдается у детей с высоким уровнем успеваемости. Как мы видим, наиболее значимые различия наблюдаются между самооценкой всех детей, оценкой родителей, сверстниками с оценками учителя. Это связано с тем, что дети участвуют в разных видах деятельности в школе и дома. В школе у ребенка с учителем деловые взаимоотношения, который опосредствуют поведение школьника в учебной деятельности. Учитель выступает авторитетом для младших школьников: они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. На уроках и в общении с одноклассниками дети склонны ярче проявлять вышеперечисленные качества, которые являются характеристиками застенчивости, чем дома, в общении и взаимодействии с родителями. Возможно, это связано в неоднозначном оценивании одного и того же ребенка разными людьми. Что касается самооценки младших школьников, то тут можно выделять то, что ребенок в этом возрасте начинает руководствоваться не только оценкой взрослых, но и своей собственной. У детей в этом возрасте должна быть сформирована адекватная самооценка. Однако стоит отметить то, что такая оценка складывается под влиянием оценки (в том числе и отметки как оценки знаний), которую дают учителя, родители, сверстники. Поэтому окружающие должны объективно оценивать деятельность ребенка, помогая ему правильно ориентироваться в своих возможностях. Иначе у детей формируется заниженная и завышенная самооценка, что может привести к неуверенности в своих силах или, напротив, к излишней самоуверенности. В нашей выборке у младших школьников в целом адекватная самооценка, несмотря на небольшие различия в оценивании их окружающими людьми и самооценкой. Различия в оценке окружающих и самооценке по нашему мнению несущественны.

Итак, мы подошли к заключительной части нашего эмпирического исследования, в котором собираемся выявить, каким образом коррелируют оценки трех экспертов и самооценки с различными вариантами стиля семейного воспитания.

Для этого мы будем исследовать, каким образом оказывает влияние стиль воспитания матери каждого ребенка на уровень его застенчивости. Мы составили таблицу, в которой будет отражено соотношение стиля материнского и отцовского воспитания «принятие-отвержение» оценкой застенчивости ребенка окружающими и самооценкой.

Для выявления коэффициентов корреляции мы применили корреляционный метод. Итак, мы получили следующие данные о корреляции: коэффициент корреляции между стилем воспитания матери «принятие-отвержение» и самооценкой положительный и составляет 0,25. Это говорит о влиянии, хоть и низком на самооценку застенчивости ребенком. Данное влияние выражается в принятии ребенка таким, какой он есть. Такие матери уважают индивидуальность своего ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. Такое отношение матери к ребенку обеспечивает адекватность его самооценки. Если родитель не принимает, отвергает своего ребенка, то возможно оценивание себя ребенком как сильно застенчивого, но так как большинство детей оценивают себя как умеренно застенчивых, то можно сказать о принятии матерью своего ребенка. Корреляция между стилем воспитания матери и оценкой застенчивости ребенка также положительная, прямая, но очень низкая, близкая к нулю и составляет 0,06. Это говорит о том, что данный стиль воспитания почти не влияет на оценки окружающих (сверстников, родителей, учителя).

Что касается влияния стиля отцовского воспитания «принятие-отвержение» на самооценку школьниками своей застенчивости, то можно сказать о том, что влияние это минимально, так как корреляция хоть и присутствует, но она очень низкая = 0,02. Это говорит о том, что роль отца в воспитании личностных качеств минимальна. Так как мальчиков и девочек присутствует равное количество в нашей выборке равное количество, то нельзя говорить о влияющей роли матери в воспитании дочери, а отца - в воспитании сыны, можно лишь говорить об общих тенденциях влияния отца или матери на осознанность своих личностных качеств (в данном случае, застенчивости). Влияние стиля отцовского воспитания «принятие-отвержение» на оценку окружающими людьми застенчивости каждого младшего школьника также минимально и практически сведено к нулю (корреляция очень низкая и составляет = 0,08).

Теперь переходим к выявлению корреляции между стилем семейного воспитания «симбиоз», самооценкой и оценкой экспертов. Для этого мы составим аналогичную таблицу .

Применив корреляционный метод, мы выявили, что материнский стиль воспитания «симбиоз» влияет на самооценку застенчивости ребенком, корреляция прямая, положительная, но низкая = 0,23. Можно сказать о том, что при таком стиле воспитания матери у ребенка мало шансов на формирование застенчивости, так как влияние минимально и дети оценивают себя соответствующе. Влияние матери на оценку застенчивости ребенка экспертами очень низкое и отображено в уровне корреляции = 0,1. Это говорит о том, что эксперты ориентируются на собственное независимое мнение о личностных качествах каждого ребенка.

Влияние отца на самооценку застенчивости ребенком очень мало (корреляция = 0,08). Это также говорит о том, что отцы принимают немного меньше времени и сил в воспитании своих детей, что возможно обусловлено индивидуальными особенностями каждого мужчины и особенностями его места работы (мало уделяет времени ребенку в силу определенных обстоятельств на работе). Влияние стиля отцовского воспитания «симбиоз» на оценки экспертов почти нулевое.

Теперь мы переходим к выявлению корреляции между стилем воспитания «авторитарная гиперсоциализация», самооценкой и оценкой экспертами застенчивости младших школьников.

Для этого мы так же, как в предыдущих случаях, составим таблицу .

После применения корреляционного метода мы выяснили, что стиль воспитания матери «авторитарная гиперсоциализация» не имеет влияния на самооценку застенчивости ребенком и на оценку окружающих, так как корреляция в обоих случаях обратная и составляет в первом случае -0.12 и во втором - 0,16. Влияние такого же стиля воспитания отца на самооценку и оценку экспертов также не выявлено (-0,52; -0,39). Возможно, это связано с тем, что если исходить из возможных путей развития личности при таком стиле родительского воспитания, то можно выделить 2 тенденции развития личность: у ребенка может развиться либо агрессия, либо напротив - чрезмерная замкнутость, эмоциональная холодность, застенчивость. Так как влияние данного стиля на формирование застенчивости не прослеживается, то возможно в ребенке могут развиться другие вышеперечисленные качества.

Итак, мы переходим к выявлению влияния стиля воспитания «маленький неудачник» на самооценку и оценку экспертов застенчивости младших школьников. Для этого мы составили таблицу, аналогичную предыдущим.

После применения корреляционного метода мы выяснили, что влияние отцовского и материнского стиля «маленький неудачник» на самооценку и оценку экспертов отсутствует, так как корреляция в обоих случаях отрицательная. Это говорит о том, что данный стиль не формирует застенчивости у ребенка. Следует отметить то обстоятельство, что воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок. В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Вполне возможно, что большинство детей из нашей выборки имеют отменное здоровье, и так как возможная причина беспокойств родителя снимается, то родитель может адекватно воспринимать своего ребенка, постоянно не волнуясь за него и предоставляя ему все условия для эффективного личностного роста.

Таким образом, после проведения нашего эмпирического исследования, мы выяснили, что самыми популярными стилями воспитания у родителей из нашей выборки оказались стили «авторитарная гиперсоциализация» и «симбиоз». Наименее распространенный стиль воспитания - «принятие отвержение». Стиля «кооперация» не придерживается ни один родитель из нашей выборки, несмотря на то, что это социально - желательный стиль воспитания. Кроме того, мы также отметили то обстоятельство, что у некоторых учеников родители используют разные стили воспитания. Родители из нашей выборки в основном придерживаются такого сочетания стилей, как «авторитарная гиперсоциализация» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «маленький неудачник», «симбиоз» + «авторитарная гиперсоциализация». Также мы выяснили, что наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник». Что касается очередного этапа нашего исследования по выявлению застенчивости, можно сказать, что у младших школьников наблюдается адекватная самооценка, что является особенностью данного возраста. Дети оценили сами себя как умеренно застенчивых. Родители, классный руководитель и сверстники оценили каждого ребенка таким же образом. Интересно отметить, что застенчивые люди, относящиеся к среднему уровню застенчивости - это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенными типами людей, они в основном страдают застенчивостью вследствие отсутствия социальных навыков, а также недостаточной уверенностью в себе.


Заключение

 

Исследование нашей курсовой работы строилось на предположении о том, что определенные стили семейного воспитания младшего школьного возраста влияют на формирование застенчивости в младшем школьном возрасте. В рамках данной темы мы выполнили анализ литературы и провели эмпирическое исследование.

Анализ литературы в теоретической части показал, что младший школьный возраст является возрастом фактического склада личности и обладает большими резервами для ее развития. В этом возрасте в личности ребенка закладываются предпосылки для успешного обучения и воспитания.

Затем мы выяснили, что семья становится по отношению к ребенку центрированной на учебной деятельности. Ведь в младшем школьном возрасте ребенок испытывает определенные трудности в связи с поступлением в школу и с появлением данной деятельности. Следовательно, немаловажное значение имеет тот факт, как родители относятся к ребенку и воспринимают его, а именно - какой стиль воспитания является преобладающим в их родительской позиции.

Проанализировав влияние различных стилей воспитания на развитие личности младшего школьника, мы выделили наиболее благоприятные и неблагоприятные варианты родительских позиций. Таким образом, мы выяснили, что авторитарное, тревожно-мнительное, попустительское отношение к ребенку создает не совсем удачные предпосылки для развития личности младшего школьника. А такие варианты стилей семейного воспитания, как «кооперация», объяснительный и компромиссный стиль воспитания создают все условия для гармоничного развития личности ребенка.

Итак, мы выяснили, что семейное воспитание имеет важное значение в формировании личности и качеств личности ребенка младшего школьного возраста. Что касается формирования личностных качеств у ребенка в период младшего возраста, то нами было выделено такое качество, как застенчивость, которое является характерным для данного возраста. Данное качество впервые появляется на исходе младшего школьного возраста. Итак, чтобы выявить влияние семейного воспитания на формирование застенчивости в период младшего школьного возраста, мы проанализировали возможные варианты неблагоприятного воспитания родителей. И выяснили, что гиперсоциальное, тревожно-мнительное воспитание и неприятие ребенка родителями могут оказать влияние на формирование застенчивости.

Итак, чтобы проверить на практике влияние различных стилей воспитания на формирование застенчивости, мы провели эмпирическое исследование, касающегося выявления этого влияния. В ходе нашего эмпирического исследования мы выяснили, что наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник». Дети из нашей выборки оценили сами себя как умеренно застенчивых. Родители, и сверстники оценили каждого ребенка таким же образом. Небольшие различия наблюдаются между оценками застенчивости школьников учителем и оценками сверстников и родителей. В ходе исследования наша гипотеза «между стилем семейного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует устойчивая положительная связь» не получила подтверждения. Но мы выявили влияние других стилей воспитания на формирование застенчивости, это такие стили, как «отвержение» и «симбиоз».







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.015 с.)