Развитие личности младшего школьника в условиях семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие личности младшего школьника в условиях семейного воспитания



 

Издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение и даже отдается приоритет перед образованием. А.Экзюпери писал: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание.…Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь…» [4]

Важное значение в развитии личности младшего школьника играет семейное воспитание. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает первые уроки жизни, во-вторых, семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. [4] Общепризнано, что семья - основа формирования и развития личности. С семьей связаны первые впечатления ребенка о мире и жизни, формирования его чувств, мышления, начало его жизненного пути. [18] Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль.

На протяжения развития психологической науки актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменной. В отечественной психологии исследования детско-родительских отношений носят в основном узкоприкладной характер и в большинстве случаев не выходят за рамки психотерапевтического подхода. Консультантами, психотерапевтами и клиническими психологами накоплен огромный опыт решения проблем детско-родительских отношений, который в большинстве случаев довольно эклектично интерпретируется с позиций западных направлений. Родительское отношение в разных психологических школах описывается в различных понятиях и терминах, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность или поляризацию родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает действия ребенка, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Мы полагаем, что специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Здесь родительское отношение претерпевает самый существенный признак: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, максимально уберечь его, с другой стороны, он должен не только мириться с отделением ребенка, но и желать этого, стремиться к этому.

Тип родительских отношений и соотношение его структурных компонентов определяются не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля. [16]

Можно предположить, что от характера родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, зависит стиль его поведения по отношению к ребенку и оценка ребенка родителем. По-видимому, преобладание личностного начала будет проявляться в сочувствии, желании помочь, в сопереживании ребенку и ориентации на его психологический комфорт, в отсутствии конкретных ожиданий и требований родителя к ребенку, в безоценочном отношении к ребенку. В то же время преобладание предметного начала предполагает наличие определенных требований к ребенку, внешнюю оценочную позицию родителя, достаточно жесткую стратегию его поведения, направленную на воспитание ценных с его точки зрения качеств ребенка.

Мы понимаем стиль родительского отношения не как определенную стратегию воспитания, а как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста. [15]

Разработкой критериев выделения стилей семейного воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Браумрид, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, А.Я.Варга и др.) [17]

Существует семь вариантов родительского поведения (стиля):

. Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая ребенку свое мнение, систему требований и готовые решения. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителем недостаточно зрелым, не способным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Робкий, неуверенный ребенок приучается во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.

.   Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения. Исследования показывают, что дети, родители которых придерживаются данного стиля воспитания, менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они уверенны в себе и обычно добиваются большего успеха в жизни.Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети таких родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

.   Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, представляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте. Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

.   Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку либо дать ему что-нибудь привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабых и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.

.   Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

.   Потакающий - полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Несмотря на внешнюю заботу, потакающий стиль воспитания приводит к формированию у младшего школьника тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

.   Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находиться; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся. [16]

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка младшего школьного возраста ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность.

Таким образом, можно сказать о том, что определенные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие личностных качеств младшего школьника. Так, например, при строгом стиле воспитания у ребенка может сформироваться робость и неуверенность. Самым неблагоприятным для гармоничного развития личности младшего школьника является ситуативный стиль семейного воспитания, так как отсутствие ощущения стабильности младшим школьником формирует у ребенка тревожность и импульсивность.

Очевидно, что в родительском отношении всегда присутствуют два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной, уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств. Относительная выраженность и содержание этих начал задает структуру и индивидуальные варианты родительского отношения. [15]

По общему представлению воспитание сводится к борьбе с натурой ребенка. Зол он - надо искоренять в нем злые наклонности; неряха он, беспорядочен - надо приучать его к опрятности и порядку; лжив он - надо наказывать за каждую ложь. Ради этого перевоспитания дурной натуры в хорошую стараются внести в сознание ребенка разные сдерживающие натуру мотивы: страха, стыда, боли и т.п. Понятно, что родителям ввиду такой задачи приходится прибегать к разным искусственным мерам. Изобретать средства для воздействия на ребенка, и так как выбор их невелик, то придумывать вариации на одни и те же, в сущности, темы и часто после многих неудач, разочарований и огорчений видеть, что все труды их ушли бесплодно, что дурной ребенок не исправляется, а иногда и прямо становится все невыносимее и хуже.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким. В семье может быть и порядок, или его отсутствие. Жизнь, та или иная, семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим, укрепляет или отравляет наш физический организм.[9] Семейные впечатления служат почти единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда человек наиболее восприимчив и делает приобретения на всю жизнь. В данном случае речь идет о младшем школьном возрасте.

Таким образом, можно сказать о том, что в развитии личностных качеств младшего школьника его родители играют одну из главных ролей, так как в этом возрасте ребенок является наиболее восприимчивым к отношению к нему окружающих людей. Как будет складываться личность ребенка, какие качества ребенок приобретет на данном этапе развития, во многом зависит от воспитания родителей, а именно - какой стиль является преобладающим в их отношении к ребенку. Американский писатель Торнтон Уайлдер замечал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой. Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случаев учатся пропускать мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.009 с.)