ТОП 10:

Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей младшего школьного возраста



Введение

 

Очень важный фактор эмоционального благополучия и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, то впоследствии у таких детей может развиться множество комплексов, неуверенность в себе, проблемы в общении с окружающими, в том числе и такая черта характера, как застенчивость.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов - это характер семейного воспитания, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Изучение зависимости между семейным воспитанием и формированием застенчивости у младших школьников сосредоточено на выявлении стиля семейного воспитания, при котором возможно формирование застенчивости у ребенка.

В отечественной литературе вопрос о влиянии стиля семейного воспитания на формирование различных личностных качеств ребенка младшего школьного возраста изучен недостаточно, поэтому нами было проведено исследование с целью выявить это влияние на формирование такого личностного качества, как застенчивость. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель исследования: выявить связь между стилем семейного воспитания и формированием застенчивости в младшем школьном возрасте.

Объект: личность младших школьников.

Предмет: застенчивость младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

.   Анализ литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста и влияния семейного воспитания на ее развитие.

.   Рассмотреть различные стили семейного воспитания.

.   Выделить особенности оценивания застенчивости младших школьников с разным уровнем успеваемости.

.   Выявить связь между стилями семейного воспитания с самооценкой застенчивости младших школьников и оценками экспертов.

Гипотеза: «Между стилем семейного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует устойчивая положительная связь».

Методологическая база исследования: В своей работе мы опирались на работы таких ученых, как Л.Л.Выгодский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Сапогова, В.С.Мухина, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович и других отечественных психологов.

Наше исследование проводилось на базе школы № 12. В исследовании принимали участие младшие школьники, в возрасте 8-9 лет, их родители и классный руководитель. В данном исследовании нами были применены 2 методики: методика на выявление родительского отношения Варга - Столина и метод экспертных оценок, в качестве экспертов выступают родители младших школьников, сверстники (одноклассники) и классный руководитель. Таким образом, нашу выборку составили 61 человек, 20 из которых являются младшими школьниками, 40 - родителями младших школьников, и 1 человек - классный руководитель (компетентность которого обусловлена постоянной работой с данным классом учеников).

 


Заключение

 

Исследование нашей курсовой работы строилось на предположении о том, что определенные стили семейного воспитания младшего школьного возраста влияют на формирование застенчивости в младшем школьном возрасте. В рамках данной темы мы выполнили анализ литературы и провели эмпирическое исследование.

Анализ литературы в теоретической части показал, что младший школьный возраст является возрастом фактического склада личности и обладает большими резервами для ее развития. В этом возрасте в личности ребенка закладываются предпосылки для успешного обучения и воспитания.

Затем мы выяснили, что семья становится по отношению к ребенку центрированной на учебной деятельности. Ведь в младшем школьном возрасте ребенок испытывает определенные трудности в связи с поступлением в школу и с появлением данной деятельности. Следовательно, немаловажное значение имеет тот факт, как родители относятся к ребенку и воспринимают его, а именно - какой стиль воспитания является преобладающим в их родительской позиции.

Проанализировав влияние различных стилей воспитания на развитие личности младшего школьника, мы выделили наиболее благоприятные и неблагоприятные варианты родительских позиций. Таким образом, мы выяснили, что авторитарное, тревожно-мнительное, попустительское отношение к ребенку создает не совсем удачные предпосылки для развития личности младшего школьника. А такие варианты стилей семейного воспитания, как «кооперация», объяснительный и компромиссный стиль воспитания создают все условия для гармоничного развития личности ребенка.

Итак, мы выяснили, что семейное воспитание имеет важное значение в формировании личности и качеств личности ребенка младшего школьного возраста. Что касается формирования личностных качеств у ребенка в период младшего возраста, то нами было выделено такое качество, как застенчивость, которое является характерным для данного возраста. Данное качество впервые появляется на исходе младшего школьного возраста. Итак, чтобы выявить влияние семейного воспитания на формирование застенчивости в период младшего школьного возраста, мы проанализировали возможные варианты неблагоприятного воспитания родителей. И выяснили, что гиперсоциальное, тревожно-мнительное воспитание и неприятие ребенка родителями могут оказать влияние на формирование застенчивости.

Итак, чтобы проверить на практике влияние различных стилей воспитания на формирование застенчивости, мы провели эмпирическое исследование, касающегося выявления этого влияния. В ходе нашего эмпирического исследования мы выяснили, что наиболее благоприятным для успешного обучения является стиль воспитания «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация», а самыми неблагоприятными оказались стили воспитания «принятие-отвержение» и «маленький неудачник». Дети из нашей выборки оценили сами себя как умеренно застенчивых. Родители, и сверстники оценили каждого ребенка таким же образом. Небольшие различия наблюдаются между оценками застенчивости школьников учителем и оценками сверстников и родителей. В ходе исследования наша гипотеза «между стилем семейного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует устойчивая положительная связь» не получила подтверждения. Но мы выявили влияние других стилей воспитания на формирование застенчивости, это такие стили, как «отвержение» и «симбиоз».

Таким образом, после анализа литературы, посвященной данной теме, и проведения эмпирического исследования, мы приходим к выводу о том, что вопрос влияния стилей семейного воспитания на формирование личностных качеств ребенка младшего школьного возраста изучен недостаточно и требует дальнейшей разработки.

Введение

 

Очень важный фактор эмоционального благополучия и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, то впоследствии у таких детей может развиться множество комплексов, неуверенность в себе, проблемы в общении с окружающими, в том числе и такая черта характера, как застенчивость.

Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов - это характер семейного воспитания, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Изучение зависимости между семейным воспитанием и формированием застенчивости у младших школьников сосредоточено на выявлении стиля семейного воспитания, при котором возможно формирование застенчивости у ребенка.

В отечественной литературе вопрос о влиянии стиля семейного воспитания на формирование различных личностных качеств ребенка младшего школьного возраста изучен недостаточно, поэтому нами было проведено исследование с целью выявить это влияние на формирование такого личностного качества, как застенчивость. В этом и заключается актуальность данной работы.

Цель исследования: выявить связь между стилем семейного воспитания и формированием застенчивости в младшем школьном возрасте.

Объект: личность младших школьников.

Предмет: застенчивость младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

.   Анализ литературы с целью выявления особенностей личности младшего школьного возраста и влияния семейного воспитания на ее развитие.

.   Рассмотреть различные стили семейного воспитания.

.   Выделить особенности оценивания застенчивости младших школьников с разным уровнем успеваемости.

.   Выявить связь между стилями семейного воспитания с самооценкой застенчивости младших школьников и оценками экспертов.

Гипотеза: «Между стилем семейного воспитания «авторитарная гиперсоциализация» и самооценкой застенчивости младших школьников существует устойчивая положительная связь».

Методологическая база исследования: В своей работе мы опирались на работы таких ученых, как Л.Л.Выгодский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Е.Е.Сапогова, В.С.Мухина, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович и других отечественных психологов.

Наше исследование проводилось на базе школы № 12. В исследовании принимали участие младшие школьники, в возрасте 8-9 лет, их родители и классный руководитель. В данном исследовании нами были применены 2 методики: методика на выявление родительского отношения Варга - Столина и метод экспертных оценок, в качестве экспертов выступают родители младших школьников, сверстники (одноклассники) и классный руководитель. Таким образом, нашу выборку составили 61 человек, 20 из которых являются младшими школьниками, 40 - родителями младших школьников, и 1 человек - классный руководитель (компетентность которого обусловлена постоянной работой с данным классом учеников).

 


Семейное воспитание как условие формирования застенчивости у детей младшего школьного возраста







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.005 с.)