Лексико-синтаксический анализ аргументов, используемых в современной прессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-синтаксический анализ аргументов, используемых в современной прессе



 

Анализ материалов «Российской газеты» приводит к пониманию значимости использования стилистических фигур в современной прессе.

Так, в «Российской газете» очень часто удавалось увидеть примеры аллюзий:

«Мы находимся между двумя эмисферами, западной и восточной, и стараемся принадлежать к западной, являясь на самом деле восточной. Об этом очень интересно написал Солженицын в статье «Беспощадная погоня за новизной и как она разрушила современную западную культуру», опубликованной в «Нью-Йорк Тайме» в 1983 году. Он там писал о том, что постмодернизм, стремление к новизне стали важнее, чем содержание. И этим выделил важную сторону постмодернизма: древо западной культуры разрослось на корнях античности, через Возрождение до наших дней. И эта преемственность была сознательно нарушена во времена постмодернизма» (Друид А.С., 28.09.2009).

«Бросив в огненную пасть революционному Молоху молодость, зрение и здоровье, Н.Островский никогда не пожалел об этом, испытывая к революции одну лишь сыновью благодарность» («Рожденный бурей», 29.09.2009).

«Чтобы запустить механизм конкуренции, спора за власть в России, чтобы постоянно рождалась истина жизни, требуется усилием политической воли искусственно спровоцировать волнение общества» («Взрыв по доброй воле», 16.04.2010).

На страницах газеты можно встретить примеры реминисценций:

«Впрочем, это уже стало традицией: не только хорошо владеющий «великим и могучим» Квасьневский, но и лидеры других стран Центральной и Восточной Европы все чаще козыряют своим знанием русского языка» («Не растерять, не растеряться», 20.10.2009).

«Поневоле вспомнилось: «Богатство России Сибирью прирастать будет» и еще «Жизнь на Енисее началась стоном...». Посмотрим, что же изменилось со времен пребывания на сибирской земле Антона Палыча» («Остров социализма», 28.09.2008).

В газете часто встречаются заимствованные иноязычные слова.

Несмотря на то, что газета относится к деловым изданиям, в ее материалах часто можно увидеть примеры фразеологизмов, в особенности в заголовках статей.

Часто фразеологизмы вводятся в текст без изменения их значения и формы. В этом случае авторы используют абсолютные выразительные средства русской фразеологии - образность, экспрессивность, эмоциональность. Например: «Ищите женщину» от 13.12.2008; «Хождение за три моря» от 20.12.2008; «Без суда и следствия» от 20.12.2008; «На всякий пожарный» от 20.12.2008; «А глаз как у орла» от 25.12.2009; «На нет и суда нет» от 27.12.2009; «Совет да любовь» от 28.12.2009; «Первым делом - самолеты» от 20.12.2008.

Одним из способов индивидуально-стилевой обработки фразеологизмов состоит в замене одного из слов, входящих в состав устойчивого словосочетания, другим словом. В газете «Российская газета» широкое распространение получило лексическая трансформация фразеологических единиц, т.е. замена компонента на какую-то другую языковую единицу. Это самый продуктивный тип индивидуально - авторских преобразований, который помогает быстро установить контакт с читателем.

по созвучию в исходной структуре: «Совет да корпорация» от 13.12.2010; «Держи карман уже» от 20.12.2009; «Ищите баню» от 20.12. 2009; «Из-под «галки» от 20.12.2008»,«Запретный хлеб сладок» от 22.12.2010;«Пошла коса на камень» от 24.12.2009; «Пробка» раздора от 25.12.2008; «Елки-копалки» от 25.12.2009; «Любви все должности покорны» от 25.12.2008; «Таможня дала срок» от 28.12.2009; «Инвестор попутал» от 28.12.2010; «О, спор, ты мир!» от 03.12.2008; «Трое в сугробе, не считая снеговика» от 28.12.2008; «У футбола нет плохой погоды» от 23.12.2007; «Дом, который построил Рузвельт» от 13.12.2008; «С гирей по жизни» от 20.12.2009; «Газ пишем, уголь в уме» от 20.12.2008; «Мученье-свет» от 05.12.2010.

без созвучия в исходной структуре. Например: «Журавль в небе или «Форд» в руках» от 04.12.2009; «Трое в лодке и без охраны» от 27.12.2008.

Надо заметить, что в газетах в качестве автономных (независимых от контекста) высказываний, то есть как самостоятельный комический речевой жанр, используются также шутливые трансформации разных устойчивых выражений непредикативного типа, например, названия кинофильмов, литературных произведений, произведений живописи: «Любви все должности покорны» от 25.12.2008; - Любви все возрасты покорны, «Таможня дала срок» от 28.12.2008 - Таможня дала добро.

 

Выводы

 

В ходе анализа материалов «Российской газеты» за 2008-2011 гг. эмпирическим путем были определены актуальные направления использования аргументации в прессе.

Анализируя материалы «Российской газеты» на предмет используемых типов аргументации, можно отметить, что наиболее распространенными способами являются доказательства с опорой на мнение авторитетных источников, здравый смысл, жизненный опыт читателей. Чуть реже используется доказательство на основе убеждений и объяснений.

Проведя лексико-синтаксический анализ текстов «Российской газеты», удалось определить, что частыми стилистическими приемами, пользующимися журналисты газеты являются аллюзии и реминисценции. Также замечено активное использование фразеологизмов в заголовках статей, использование заимствованных слов в содержании текстов.

 


Заключение

 

В первой главе в ходе анализа научной и периодической литературы были определены теоретические аспекты аргументации в СМИ.

Существует большое количество определений понятия «аргументация». В рамках данной работы мы опирались на определение А.А. Ивина, согласно которому аргументация - это «приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны».

Структурно аргументация состоит из:

§ тезиса;

§ аргумента;

§ демонстрации.

Основными характеристиками аргументации являются:

§ аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;

§ аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

§ аргументация - это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

§ аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Наиболее распространенные способы аргументации делятся на универсальные, применяемые во всякой аудитории, и контекстуальные, эффективнее лишь в некоторых аудиториях. К универсальным способам относятся эмпирические и теоретические аргументы, к контекстуальным - ссылки на традицию, здравый смысл, вкус и т.п.

Аргументация широко применяется в средствах массовой информации.

Массовая коммуникация - это «систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

СМИ выполняют следующие основные функции:

. Оптимизация деятельности общества, обеспечение его полноценного функционирования и развития.

. Функция контакта.

. Функция социального контроля.

Ключевой для понимания особенностей аргументации в СМИ является идея тезиса, как инструмента передачи главной мысли сообщения.

Различаются тезисы фактологические, оценочные и нормативные. Фактологический тезис описывает какое-либо явление с точки зрения его бытия. Оценочный тезис выражает оценку явления, которая в дальнейшем изложении аргументируется. Нормативный тезис имеет предписывающий характер, выражает долженствование, требование.

Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики:

§ аргументы в СМИ должны быть истинными;

§ аргументы в СМИ должны являться достаточными основаниями для тезиса;

§ аргументы в СМИ должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса;

§ аргументы не должны противоречить друг другу.

В ходе анализа материалов «Российской газеты» за 2008-2011 гг. эмпирическим путем были определены актуальные направления использования аргументации в прессе.

Анализируя материалы «Российской газеты» на предмет используемых типов аргументации, можно отметить, что наиболее распространенными способами являются доказательства с опорой на мнение авторитетных источников, здравый смысл, жизненный опыт читателей. Чуть реже используется доказательство на основе убеждений и объяснений.

Проведя лексико-синтаксический анализ текстов «Российской газеты», удалось определить, что частыми стилистическими приемами, пользующимися журналисты газеты являются аллюзии и реминисценции. Также замечено активное использование фразеологизмов в заголовках статей, использование заимствованных слов в содержании текстов.

Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи решены, а гипотеза доказана.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.011 с.)