Теоретические аспекты аргументации в СМИ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты аргументации в СМИ



Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты аргументации в СМИ

Определение понятия «аргументация», характеристика видов аргументации

Специфика языка средств массовой информации

Особенности аргументации в СМИ

Выводы

. Исследование особенностей аргументации в СМИ на материалах текстов «Российской газеты» с 2008 по 2011 гг.

Определение приемов аргументации, используемых в прессе

Лексико-синтаксический анализ аргументов, используемых в современной прессе

Выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 


Введение

 

Актуальность исследования

В жизни современного общества средства массовой информации играют значительную роль. СМИ открывают доступ к новым знаниям, знакомят с последними новостями, позволяют видеть ситуацию с различных сторон. Реализация этих функций возможна лишь при условии, если информации, которую предоставляет пресса, можно доверять. Как показывает исторический опыт СМИ, которые предоставляют неточную, ложную неаргументированную информацию, со временем теряют своего читателя, зрителя, слушателя и вымирают.

Доверие вызывает точная, правдивая и аргументированная информация. В силу этого профессиональные журналисты и профессиональная пресса обязана владеть методами и средствами аргументации, качественно и аргументировано представлять свои материалы.

Проблемами аргументации занимается философия, логика, психология. Исследованиями А.А. Ивина, А.П. Алексеева, Г.И. Рузавина, И.А. Герасимовой и др. разработана целая теория аргументации. Между тем, особенности использования аргументов в лингвистике и журналистике практически не исследованы. Можно выделить лишь некоторые работы А.Н. Баранова, Е.Н. Беловой, Е.В. Клюева. В связи с этим актуальным является исследование, посвященное анализу особенностей аргументации в СМИ.

Цель исследования: изучение особенностей аргументации в современной российской прессе.

Гипотеза исследования: аргументация в современной российской прессе строится на ссылках к авторитету, здравому смыслу, доказательстве фактов, рассуждении.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

§ раскрытие содержания понятия «аргументация»;

§ определение видов аргументации, их краткая характеристика;

§ анализ особенностей аргументации в журналистике;

§ изучение особенностей аргументации в российской прессе на примере материалов «Российской газеты» с 2008 по 2011 годы.

Объект исследования: материалы газеты «Российская газета».

Предмет исследования: методы аргументации, используемые в газете «Российская газета».

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение);

2. Метод логико-семантического анализа текстов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

 


Теоретические аспекты аргументации в СМИ

Выводы

 

В первой главе в ходе анализа научной и периодической литературы были определены теоретические аспекты аргументации в СМИ.

Существует большое количество определений понятия «аргументация». В рамках данной работы мы опирались на определение А.А. Ивина, согласно которому аргументация - это «приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны».

Структурно аргументация состоит из:

§ тезиса;

§ аргумента;

§ демонстрации.

Основными характеристиками аргументации являются:

§ аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;

§ аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

§ аргументация - это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

§ аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Наиболее распространенные способы аргументации делятся на универсальные, применяемые во всякой аудитории, и контекстуальные, эффективнее лишь в некоторых аудиториях. К универсальным способам относятся эмпирические и теоретические аргументы, к контекстуальным - ссылки на традицию, здравый смысл, вкус и т.п.

Аргументация широко применяется в средствах массовой информации.

Массовая коммуникация - это «систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

СМИ выполняют следующие основные функции:

. Оптимизация деятельности общества, обеспечение его полноценного функционирования и развития.

. Функция контакта.

. Функция социального контроля.

Ключевой для понимания особенностей аргументации в СМИ является идея тезиса, как инструмента передачи главной мысли сообщения.

Различаются тезисы фактологические, оценочные и нормативные. Фактологический тезис описывает какое-либо явление с точки зрения его бытия. Оценочный тезис выражает оценку явления, которая в дальнейшем изложении аргументируется. Нормативный тезис имеет предписывающий характер, выражает долженствование, требование.

Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики:

§ аргументы в СМИ должны быть истинными;

§ аргументы в СМИ должны являться достаточными основаниями для тезиса;

§ аргументы в СМИ должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса;

§ аргументы не должны противоречить друг другу.

 


Выводы

 

В ходе анализа материалов «Российской газеты» за 2008-2011 гг. эмпирическим путем были определены актуальные направления использования аргументации в прессе.

Анализируя материалы «Российской газеты» на предмет используемых типов аргументации, можно отметить, что наиболее распространенными способами являются доказательства с опорой на мнение авторитетных источников, здравый смысл, жизненный опыт читателей. Чуть реже используется доказательство на основе убеждений и объяснений.

Проведя лексико-синтаксический анализ текстов «Российской газеты», удалось определить, что частыми стилистическими приемами, пользующимися журналисты газеты являются аллюзии и реминисценции. Также замечено активное использование фразеологизмов в заголовках статей, использование заимствованных слов в содержании текстов.

 


Заключение

 

В первой главе в ходе анализа научной и периодической литературы были определены теоретические аспекты аргументации в СМИ.

Существует большое количество определений понятия «аргументация». В рамках данной работы мы опирались на определение А.А. Ивина, согласно которому аргументация - это «приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны».

Структурно аргументация состоит из:

§ тезиса;

§ аргумента;

§ демонстрации.

Основными характеристиками аргументации являются:

§ аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи, мотивы, которые стоят за ними;

§ аргументация является целенаправленной деятельностью: она имеет своей задачей усиление или ослабление чьих-то убеждений;

§ аргументация - это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и, активную реакцию другой стороны на приводимые доводы;

§ аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

Наиболее распространенные способы аргументации делятся на универсальные, применяемые во всякой аудитории, и контекстуальные, эффективнее лишь в некоторых аудиториях. К универсальным способам относятся эмпирические и теоретические аргументы, к контекстуальным - ссылки на традицию, здравый смысл, вкус и т.п.

Аргументация широко применяется в средствах массовой информации.

Массовая коммуникация - это «систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, кино и телевидение, которые определяются также как средства массовой информации.

СМИ выполняют следующие основные функции:

. Оптимизация деятельности общества, обеспечение его полноценного функционирования и развития.

. Функция контакта.

. Функция социального контроля.

Ключевой для понимания особенностей аргументации в СМИ является идея тезиса, как инструмента передачи главной мысли сообщения.

Различаются тезисы фактологические, оценочные и нормативные. Фактологический тезис описывает какое-либо явление с точки зрения его бытия. Оценочный тезис выражает оценку явления, которая в дальнейшем изложении аргументируется. Нормативный тезис имеет предписывающий характер, выражает долженствование, требование.

Ценность аргументов во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют требованиям логики:

§ аргументы в СМИ должны быть истинными;

§ аргументы в СМИ должны являться достаточными основаниями для тезиса;

§ аргументы в СМИ должны быть суждениями, истинность которых доказана самостоятельно, независимо от тезиса;

§ аргументы не должны противоречить друг другу.

В ходе анализа материалов «Российской газеты» за 2008-2011 гг. эмпирическим путем были определены актуальные направления использования аргументации в прессе.

Анализируя материалы «Российской газеты» на предмет используемых типов аргументации, можно отметить, что наиболее распространенными способами являются доказательства с опорой на мнение авторитетных источников, здравый смысл, жизненный опыт читателей. Чуть реже используется доказательство на основе убеждений и объяснений.

Проведя лексико-синтаксический анализ текстов «Российской газеты», удалось определить, что частыми стилистическими приемами, пользующимися журналисты газеты являются аллюзии и реминисценции. Также замечено активное использование фразеологизмов в заголовках статей, использование заимствованных слов в содержании текстов.

Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи решены, а гипотеза доказана.

 


Приложение

 

Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты аргументации в СМИ

Определение понятия «аргументация», характеристика видов аргументации

Специфика языка средств массовой информации

Особенности аргументации в СМИ

Выводы

. Исследование особенностей аргументации в СМИ на материалах текстов «Российской газеты» с 2008 по 2011 гг.

Определение приемов аргументации, используемых в прессе

Лексико-синтаксический анализ аргументов, используемых в современной прессе

Выводы

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 


Введение

 

Актуальность исследования

В жизни современного общества средства массовой информации играют значительную роль. СМИ открывают доступ к новым знаниям, знакомят с последними новостями, позволяют видеть ситуацию с различных сторон. Реализация этих функций возможна лишь при условии, если информации, которую предоставляет пресса, можно доверять. Как показывает исторический опыт СМИ, которые предоставляют неточную, ложную неаргументированную информацию, со временем теряют своего читателя, зрителя, слушателя и вымирают.

Доверие вызывает точная, правдивая и аргументированная информация. В силу этого профессиональные журналисты и профессиональная пресса обязана владеть методами и средствами аргументации, качественно и аргументировано представлять свои материалы.

Проблемами аргументации занимается философия, логика, психология. Исследованиями А.А. Ивина, А.П. Алексеева, Г.И. Рузавина, И.А. Герасимовой и др. разработана целая теория аргументации. Между тем, особенности использования аргументов в лингвистике и журналистике практически не исследованы. Можно выделить лишь некоторые работы А.Н. Баранова, Е.Н. Беловой, Е.В. Клюева. В связи с этим актуальным является исследование, посвященное анализу особенностей аргументации в СМИ.

Цель исследования: изучение особенностей аргументации в современной российской прессе.

Гипотеза исследования: аргументация в современной российской прессе строится на ссылках к авторитету, здравому смыслу, доказательстве фактов, рассуждении.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

§ раскрытие содержания понятия «аргументация»;

§ определение видов аргументации, их краткая характеристика;

§ анализ особенностей аргументации в журналистике;

§ изучение особенностей аргументации в российской прессе на примере материалов «Российской газеты» с 2008 по 2011 годы.

Объект исследования: материалы газеты «Российская газета».

Предмет исследования: методы аргументации, используемые в газете «Российская газета».

Методы исследования:

1. Методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение);

2. Метод логико-семантического анализа текстов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

 


Теоретические аспекты аргументации в СМИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.034 с.)