Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир Лафитский «Кто вы, юридическое лицо?», выпуск №5426 от 10.03.2011 г. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Уже одно это обстоятельство подчеркивает, что такой документ должен быть выверен и доведен до совершенства. Однако некоторые вопросы остаются в проекте нерешенными либо вызывают недоумение. В их числе - организационно-правовые формы юридических лиц, для которых кодекс устанавливает закрытый перечень. Проект закрепляет две основные формы юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации. Предполагается, что коммерческие организации будут создаваться и действовать в виде товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Для некоммерческих организаций допускаются только формы потребкооперативов, общественных организаций граждан, ассоциаций и союзов, фондов, учреждений и религиозных организаций. Иных форм быть не должно. Но такое «прокрустово ложе» обрекает значительную часть ныне действующих юридических лиц. Возьмем, к примеру, такое учреждение, как Российская академия наук. Когда Петр 1 создавал ее Указом от 28 января 1724 года, Гражданского кодекса еще не было. Ныне статус РАН наделяет ее правами управления своей деятельностью, а также правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом. По своему Уставу она является «некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук». Таким особым статусом обладают также академии сельскохозяйственных и медицинских наук, художеств и другие отраслевые госакадемии. Но они не вписываются в узкие рамки новой редакции ГК. Уникальный статус, закрепленный непосредственно в Конституции РФ, имеет наш Центральный банк. Он обеспечивает совместно с правительством единую денежно-кредитную политику, монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, устанавливает правила расчетов и банковских операций и много чего еще. Несомненно, он не сможет осуществлять свои задачи в рамках такой организационно-правовой формы как учреждение. Лишится возможности эффективно осуществлять свои функции такая структура, как Управление делами президента РФ. Окажется «пораженным» в правах и Агентство по страхованию вкладов, которое тоже сочетает в своей деятельности функции государственного органа и юридического лица как участника хозяйственного оборота.
Все эти примеры говорят о том, что перечень организационно-правовых форм юридических лиц новой редакции ГК неизбежно породит трудные коллизии. Решением проблем может стать введение в Гражданский кодекс института юридических лиц публичного права. Такой институт существует в большей части государств мира. Он закреплен не только в гражданских и торговых кодексах, но и в конституциях таких стран, как Испания, Португалия, Италия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария, Греция, Польша, Бразилия, Мексика, Колумбия и других. При всем многообразии юридических лиц публичного права можно выделить основные признаки, присущие этой категории. Во-первых, они создаются для решения особо значимых для государства и общества задач. Во-вторых, их статус закрепляется в специальных правовых актах. И, в-третьих, они сочетают публично-правовые и частноправовые функции. Общие нормы гражданского законодательства применяются к ним в ограниченном объеме, а собственность, закрепленная за ними, имеет целевое предназначение. За такими юрлицами закрепляются гарантии независимого осуществления их функций, не допускается либо устанавливается особый порядок их ликвидации или упразднения. В советское время гражданское законодательство исполняло идеологическую установку, сформулированную В.И. Лениным: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное". Теперь все стало с точностью до наоборот - разработчики ГК не признают ничего публичного, считая все в области хозяйства частноправовым, а не публичным. Но такая чистота правовой идеологии бывает только на бумаге, в реальной жизни она неосуществима. Юридические лица публичного права существуют у нас де-факто, этот институт все чаще находит отражение и в законодательных актах, и в международно-правовых документах. Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (Лондон, 23 марта 2001 г.), ратифицированная Россией, четко обозначает существование юридических лиц публичного и частного права (пункт 2 статьи 1). Аналогичные формулировки содержит Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года, а также ряд других многосторонних и двусторонних международно-правовых документов с участием России.
В 1992-1993 гг. автору этих строк довелось быть экспертом Конституционной комиссии и принимать непосредственное участие в разработке парламентского проекта Основного Закона. Тогда мы постоянно обращались к представителям разных правовых дисциплин - гражданского и административного, земельного и налогового, уголовного и процессуального права, сверяя с ними правовые конструкции. И прислушивались к их мнению. К сожалению, разработка новой редакции Гражданского кодекса РФ осуществляется келейно, без привлечения не только многих видных цивилистов, но и представителей других, нецивилистических правовых дисциплин. А ведь речь идет о том акте, который затрагивает все отрасли права и который, несомненно, будет определять в дальнейшем развитие российской правовой системы в целом. На наш взгляд, очень важно исключить келейность в разработке новой редакции Гражданского кодекса РФ. Недопустима и какая-либо поспешность в его принятии. Иначе нам придется «модернизировать» гражданское законодательство каждые 10-15 лет. Конечно, это занятие увлекательное, но чреватое опасными последствиями для страны.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.006 с.) |