Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виталий Дымарский «Россия, назад?», выпуск №5334 от 11.11.2010
Путешествия во времени - любимое занятие лучших интеллектуальных сил страны. Очередную такую публичную турпоездку в прошлое совершил Никита Михалков, человек с тысячью лиц - актер, режиссер, продюсер, бизнесмен, общественный деятель. А теперь еще и мыслитель, выпустивший в свет документ под названием "Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма". (Полностью текст документа можно прочитать в Интернете) Не скажу, что 4-дневные каникулы, дарованные нам по случаю нового, еще не усвоенного праздника, целиком ушли на изучение трактата, но какое-то время пришлось на него потратить. Дело в том, что, посчитав публикацию документа событием достаточно неординарным для нашей небогатой на умные разговоры общественной жизни, я попросил написать комментарии к нему своих студентов. И хочу предоставить слово именно им - людям, к которым в первую очередь должны быть обращены все проекты будущего. Примечание: все приведенные ниже мнения отражают исключительно позицию их авторов и высказаны без какого-либо принуждения или давления со стороны преподавателя. «Когда читаешь манифест, - пишет Настя, - невольно ловишь себя на мысли: а в каком веке это написано, в 19? Между строк читается преклонение перед властью, интеллигенцией, о простых людях мало что сказано. Михалков называет свою идеологию просвещенным консерватизмом, который строится на духовных основах православия. Конечно, он упоминает и другие традиционные для России религии, но православная церковь в его рассуждениях находится наравне с президентом. Не думайте, что я не верю в Бога, но какая может быть речь о господстве православия в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия? Зачем строить государство, которое развалилось всего век назад, ведь форма правления, описанная в манифесте, больше всего близка к монархии. Нужно учитывать ошибки прошлого, а не наступать на одни и те же грабли. Ведь обязательно найдутся те, кто будет недоволен новым государством и новым монархом, в таком случае Россию будет ждать еще одна кровавая революция». Ей вторит Ольга: «Мне кажется, 21 век - наименее подходящее время для пропаганды проекта государства, основанного на религии. Еще пару сотен лет назад высказывались мысли о том, что со временем религия станет вызывать большую часть вооруженных конфликтов. О третьей мировой войне между исламистами и христианами пока говорить не приходится, но одна реакция французских мусульман на запрет ношения никаба в общественных местах уже заставляет задуматься. Неоднократно говорить о равенстве конфессий в стране и ссылаться на (православного) Бога чуть ли не в каждой главе - не опрометчиво ли?»
По мнению Нины, главное место в рассуждениях Михалкова занимает власть: «Здесь она - главная уполномоченная сила в государстве. Она решает, она постановляет, она изменяет или оставляет неизменным. Без каких-либо советов, без настоящих демократических свобод, как при монархии. Чем это, по сути, и будет являться». «На понятии «свобода», - продолжает уже знакомая нам Ольга, - основан весь манифест. Но смогут ли быть свободными граждане страны, во главе которой стоит единоличный правитель? Показательна фраза из манифеста: «Наряду с верховной президентской властью в России существует власть высшая, управляющая. Она конституционно разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную». Говорит ли это о том, что президент - верховный правитель государства, не ответствен ни перед кем? Да. Похожа ли такая схема на схему правового государства, одним из условий существования которого является разделение властей? Нет». Настя в связи с этим задается риторическим вопросом: «А где найдутся люди, которые заслужат доверие всего народа?» И отвечает: «Сколько я ни думала над этим, ответа так и не нашла». А вот первой реакцией Михаила на манифест было «недоумение, связанное в первую очередь с образом Михалкова как этакого барина, «радеющего за Рассею». Нарочито старорежимное название, «клюквенное» содержание, являющееся суррогатом громких слов и ностальгии по славным временам Империи, отсутствие революционно новых мыслей - все это создавало впечатление некоего лубка, за глянцем которого пустота». Однако Михаил ставит в заслугу автору манифеста то обстоятельство, что «поставлен вопрос наиболее, пожалуй, актуальный на государственном уровне на данный момент: вот уже два десятилетия в России фактически отсутствует национальная идеология. Так и не найден спасительный концепт, за которым потянулся бы весь народ, а ведь с закрытыми глазами далеко не пройдешь, пустыми словами о величии здесь не поможешь. В современных реалиях государство не может полноценно развиваться, постоянно озираясь назад, невозможно только ориентироваться на ценности прошлого, не видя перед собой глобальной цели».
«Манифест Михалкова, - продолжает Катя, - очень богат различного рода лозунгами, призывающими граждан вести себя определенным образом: «Мы не должны и не можем допустить этого!»; «С теми, кто этого не понимает и не признает, нам не по пути!»; «Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело!». Соглашаться с ними или не соглашаться, следовать или нет - личное дело каждого. Но вопрос о том, что ждет нашу страну через несколько десятилетий и как следует развиваться России, остается до сих пор поднятым. Интересно, кто еще всем нам осмелится дать прямой ответ на него?» «Сегодня, думаю, у многих людей существуют в голове такие идеи, которые Михалков выложил в своем манифесте, - пишет Эмиль. - Но в наше время это все реализовать просто нереально по нескольким причинам. В первую очередь хочу сразу сказать что, мне не нравится политический взгляд Михалкова, так как консерватизм затормаживает процесс развития государства в целом. Михалков предлагает то, чего давно нет, 100 лет уже нет. Все разрушено до основания. Корни отрезаны, их уже не вернешь, не вырастишь заново. Михалков под видом «просвещенного консерватизма» и критики современной экономики и проблем современного российского общества, по сути, создает подмену понятий. Я считаю, что этот манифест является некой саморекламой». Завершу студенческие размышления зарисовкой Нины: "Представьте себе флотилию маленьких уютных лодок, плывущих посреди океана. Все вокруг вроде бы прекрасно, солнце ласково, вода плещется тихо и приятно, неумолимо неся людей туда, куда ей, воде, нужно. Только из лодки выйти нельзя. Посреди океан, а вёсел нет в комплекте. Попробуешь - и власть (она же - вода), вездесущая и могучая, вмиг утопит своевольника. И перечить ей было бы как-то странно. Она же и великая, и могучая. Да и вообще, это же Океан, Стихия, божественная (и, бывает, совсем непостижимая) сила, а не объединение людей, она на человеческом языке не разговаривает, у нее свой язык, особый, и все проблемы она решит как-нибудь сама, без вашей помощи. Такая власть не дает людям свободы - плыви, куда везу, тебе ведь не на что жаловаться, да и традиция же. Лодка у тебя комфортная, на месте мы не стоим, вперед двигаемся, новое познаем, старое не забываем, чем же плохо?.. Вот такая добрая сказка. В ней и власть- владычица, и человек-щепка, и свобода-репка. Всего понемногу».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.006 с.) |