Повышение эффективности деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение эффективности деятельности предприятия



 

Повышение эффективности деятельности ОАО «Самарский хлебозавод №9» отражает рост показателя прибыли от производственной и предпринимательской деятельности. Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо:

правильно выбрать производственную направленность предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

создать конкурентные преимущества продажи своих товаров;

наращивать объемы производства за счет полной загрузки производственных мощностей и удлинения рабочей смены производственного персонала;

принять меры по снижению издержек производства.

Бизнес-планирование является одним из первых и ключевых элементов проекта. В ходе работы над бизнес-планом исследуется рынок, потребительские свойства и преимущества создаваемого бизнеса и планируемого к продаже продукта, составляется план действий, определяются необходимые ресурсы.

Глубина и правильность бизнес-планирования, учет всех факторов, определяющих рыночную ситуацию на первом этапе реализации проекта часто определяют его успех или провал.

Прозрачность инвестиционной деятельности обеспечивается, прежде всего, подробным технико-экономическим обоснованием инвестиционного проекта и оценкой его эффективности.

Рассмотрим экономическую эффективность производства различных видов пирогов на предприятии. Для этого необходимо подготовить бизнес-план. Доля такой продукции как пирогов на рынке хлебобулочных изделий по Самарской области имеет небольшой процент.

Многие из нас, вспоминая лучшие минуты своей жизни, говорят о семейном застолье с чаем и домашними пирогами. Сейчас появилась возможность вернуть прежние воспоминания с чашечкой горячего чая с лимоном или стаканом молока и восхитительным, свежим пирогом. Суть данного проекта заключается в том, чтобы обеспечить население хорошими, качественными, всегда свежими изделиями из теста.

Мучные кондитерские изделия обычно имеют небольшой размер и пользуются популярностью у российских потребителей любого возраста. Тем не менее, с точки зрения инноваций этот сегмент остается недостаточно развитым. Можно предположить, что в период с 2012-го по 2015 год на рынке будут появляться новые виды мучных кондитерских изделий, а также новые виды начинок.

Российский рынок выпечных / зерновых изделий достиг насыщения за последние пять лет, и в период с 2012-го по 2015 год он сохранит стабильность объемных показателей.

Планируется осуществлять выпуск и реализацию выпечки очень высокого качества. По мере роста предприятия планируется существенно расширять ассортимент и увеличивать объемы производства и продаж.

Необходимо расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Проект обладает социальной и бюджетной эффективностью, состоящей в следующем:

. Расширении ассортимента и повышение качества продуктов питания.

. Увеличении налоговых отчислений в областной бюджет.

. Расширении ассортимента производства продукции обязательно сопровождается увеличением объемов продаж, увеличением имущества предприятия, вовлеченного в процесс производства, созданием новых рабочих мест. Все это непосредственным образом влияет на увеличение отчислений в бюджет области.

Экономическая эффективность проекта приведена в следующей таблице:

Период расчета показателей - 42 мес.

Название проекта - Организация предприятия по производству хлебобулочных изделий «Домашние пироги»

Дата начала проекта - 01.01.2011

Продолжительность - 42 мес. (3 года 6 месяцев)

Ставка дисконтирования - 12%

Потребность в привлеченном финансировании составляет 856 339, 18 руб.


Инфляция (Рубли )

Объект 1 год 2 год 3 год
Сбыт 7,00 9,00 11,00
Прямые издержки 7,00 9,00 11,00
Общие издержки 7,00 9,00 11,00
Зарплата 7,00 9,00 11,00

 

Предприятие применяет упрощенную систему налогообложения с налоговой базой равной доходам, уменьшенным на величину расходов, со ставкой 15%.

Инвестиционная стоимость проекта 856 339,18 рублей, в том числе:

• Приобретение в кредит оборудования - 856 339, 18 руб.

Перечень приобретаемого оборудования:

. Духовой шкаф - 5 шт., стоимость 50 000 руб.

. Тестомесильная машина - 1 шт., стоимость 50 000 руб.

. Холодильные шкафы - 3 шт., стоимость 25 00 руб.

. Расстоечные шкафы - 3 шт. по 16 650 руб.

Пирожковый цех занимается изготовлением изделий из сдобного дрожжевого теста. Пироги всегда были у нас традиционным блюдом.

Поэтому потребители с легкостью определят, что пироги очень высокого качества. При производстве не будут использоваться консерванты и концентраты. В любое время года - только свежие продукты.

В настоящее время покупатель стал разборчивее, чем раньше. И цена за прекрасное качество довольно невысокая.

Производимые нашим предприятием пироги будут пользоваться гораздо большей популярностью, чем хот-доги, чебуреки и пицца.

 

Перечень продукции и планируемые объемы сбыта

Наименование Ед. изм Нач. продаж 2012 год 2013 год 2014 год 1-6.2015
Пирог яблочный (2 кг) шт. 15.02.2012 165,00 240,00 600,00 300,00
Пирог с грудинкой (2 кг) шт. 15.02.2012 1 610,00 2 160,00 2 580,00 1 365,00
Пирог с луком (2 кг) шт. 15.02.2012 1 040,00 1 440,00 1 680,00 900,00
Пирог с вишней (2 кг) шт. 15.02.2012 360,00 480,00 575,00 375,00

 

Стоит задача получить максимальную прибыль, но с тем расчётом, чтобы цена товара была приемлемой для наших потребителей, и они не ушли бы от нас к нашим конкурентам. Поэтому, будем определять цену методом «средней издержки плюс прибыль», но не будем также забывать об уровне текущих цен.

Спрос на такую продукцию эластичен, так как этот товар имеет замену.

Придерживаясь общей методики расчёта цены, при её определении следует план:

. Постановка задачи ценообразования;

. Определение спроса;

. Прогноз издержек;

. Анализ цен и товаров конкурентов;

. Выбор метода ценообразования;

. Установление окончательной цены.

При определении цены, будем использовать метод «средней издержки плюс прибыль», но также не будем забывать о ценах конкурентов.

Учитывая темпы инфляции, цены на нашу продукцию будут меняться. На момент составления бизнес-плана они составили:

Продукт, Цена (руб.)

Пирог яблочный (2 кг) 650,000

Пирог с грудинкой (2 кг) 850,000

Пирог с луком (2 кг) 650,000

Пирог с вишней (2 кг) 650,000

Продукт, Описание

Пирог яблочный (2 кг) - Продажа по факту

Пирог с грудинкой (2 кг) - Продажа по факту

Пирог с луком (2 кг) - Продажа по факту

Пирог с вишней (2 кг) - Продажа по факту

Поставлены следующие основные цели:. Максимально возможная прибыль. Обеспечение и благосостояние рабочих. Занятие положения на рынке. Достижение максимальной производительности. Разработка, производство конкурентоспособного продукта и обновление технологий. Внедрение дополнительных производственных единиц

Уверены, что это позволит обеспечить и быстрый рост предприятия.

Достижение этих целей возможно лишь при быстром развитии производства. Для этого имеется достаточный первоначальный капитал, а также благоприятствующие этому условия. Все остальное зависит от руководства предприятия, от умения правильно использовать имеющиеся у фирмы ресурсы, от четкого контролирования протекающих в фирме процессов.

Производимую продукцию мы планируем распространять, прежде всего, для работников завода на его территории, на проходной, в точке реализации собственной продукции, когда работники завода могут, идя с работы домой купить к ужину (завтраку) хороший домашний кусок пирога, не тратя время на его приготовление в домашних условиях; пироги на заказ в учебные заведения, в больницы, социальные учреждения такие как, дома престарелых, по своим точкам реализации.

Планируется в течение недели со дня открытия пирожковой реализовывать продукцию со скидкой 50%. Кроме реализации порционно, планируется доставка пирогов курьером.

Одним из рычагов может быть усиление рекламной компании и применение необычного приема маркетинга: каждому посетителю мы обеспечим возможность 5% скидки на наши пироги в течение 2 дней со дня последней покупки.

Стратегия конкурентов не агрессивна. Рекламные кампании ими не ведутся. Можно сделать вывод, что у нас есть привлекательная маркетинговая возможность выхода на рынок общественного питания.

Реализация рекламы планируется по следующим направлениям:

• Рекламные объявления в журналах и газетах

• Теле- и радиореклама

• Оформление витрины

Все это должно сформировать положительное общественное мнение о нашей продукции и способствовать продвижению нашей продукции.

Технология производства

Тесто на пироги будет изготавливаться с применением объемов тестомесильной машины.

Начинка в пироги будет закладываться вручную. Тепловую обработку изделия проходят в духовых шкафах. Далее, они размещаются в расстойных шкафах.

 

Сырье

Наименование Ед. изм. Цена (руб.)
Яйцо шт. 3,800
Мука кг 20,000
Молоко л 30,000
Сметана л 120,000
Соль кг 10,000
Сахар кг 35,000
Лук кг 20,000
Вишня кг 120,000
Копченая грудинка кг 320,000
Яблоки кг 35,000

 

Расчет производственной себестоимости. Планируется производить в ходе проекта 4 наименования пирогов. По этим видам продукции суммарные прямые издержки составят:


 

НаименованиеЕд. изм.(руб.)    
Пирог яблочный (2 кг) шт. 131,05
Пирог с грудинкой (2 кг) шт. 249,05
Пирог с луком (2 кг) шт. 109,05
Пирог с вишней (2 кг) шт. 209,05

 

Предприятие несет общие издержки по перечисленным ниже статьям

Название Сумма (руб.) Платежи
Управление    
Аренда помещения 25 000,00 Ежемесячно, весь проект
Коммунальные услуги 3 000,00 Ежемесячно, весь проект
Связь 1 000,00 Ежемесячно, весь проект
Производство    
Доставка закупаемых продуктов 2 000,00 Ежемесячно, весь проект
Маркетинг    
Реклама 3 000,00 Ежемесячно, весь проект

 

План по персоналу

Должность Кол-во Зарплата (руб.) Платежи

Производство

Повар 2 10 200,00 Ежемесячно

Технолог 1 10 200,00 Ежемесячно

Рабочий кухни 2 10 200,00 Ежемесячно

Всего: 5 чел., 51.000

Средний возраст наших работников составит 30 лет.

Наиболее ценными качествами являются:

• честность

• порядочность

• добросовестность

• ответственность.

Для реализации проекта планируется привлечь финансирование в виде кредита и финансировать проект из прибыли от деятельности. Сумма заемных средств составляет 856 339,18 руб., срок привлечения кредита - 19 месяцев, ставка 16% годовых. В качестве финансового обеспечения кредита предлагается гарантийное письмо учредителя о возврате, в качестве залога рассматривается личное недвижимое имущество учредителя.

Период окупаемости - PB, мес. 19

Дисконтированный период окупаемости - DPB, мес. 20

Средняя норма рентабельности - ARR, % 130,60

Чистый приведенный доход - NPV 2 290 775

Индекс прибыльности - PI 3,74

Внутренняя норма рентабельности - IRR, % 226,40

Модифицированная внутренняя норма рентабельности - MIRR, % 58,45

 

Показатель Рубли
Ставка дисконтирования, % 12,00

 

Эффективность инвестиций

Показатель Рубли
Ставка дисконтирования, % 12,00
Период окупаемости - PB, мес. 19
Дисконтированный период окупаемости - DPB, мес. 20
Средняя норма рентабельности - ARR, % 130,60
Чистый приведенный доход - NPV 2 290 775
Индекс прибыльности - PI 3,74

 

Период расчета интегральных показателей - 42 мес

Расчет бизнес - плана был произведен с учетом годовой ставки дисконтирования, равной 12%. Размер ставки дисконтирования установлен исходя из риска обесценения рублевых потоков проекта.

Дисконтированный период окупаемости проекта (DPB) составил 20 месяцев.

За этот период начальные инвестиции в проект покрываются дисконтированным денежным потоком проекта. Так как срок окупаемости наступает ранее половины длительности проекта (42 месяца), то это является фактором, влияющим на положительное принятие решение о реализации проекта.

Чистый приведенный доход (NPV) составляет 2 290 775 рублей, что показывает превышение дисконтированного денежного потока проекта над инвестициями и является основным доводом в пользу принятия решения о финансировании и реализации проекта.

Индекс прибыльности (PI) составляет 3,74 и отображает окончательную величину доходности проекта. Это означает, что на каждый инвестированный рубль проект приносит прибыль в размере 3 рубля 74 копейки. Таким образом, можно констатировать высокий индекс прибыльности.

Внутренняя норма рентабельности (IRR) составляет 226,4%. Внутренняя норма рентабельности - это максимальная ставка дисконтирования проекта, при которой стоимость инвестиций равна дисконтированному денежному потоку. Показатель IRR явно выше используемой в проекте ставки дисконтирования, что является еще одним доводом в пользу принятия решения о целесообразности реализации проекта. Кроме того, показатель превышает средние показатели рентабельности по другим видам малого бизнеса и альтернативным вариантам вложения денежных средств.

В целом, все вышеперечисленные показатели эффективности инвестиций проекта являются достаточно высокими и свидетельствуют о целесообразности финансирования и реализации проекта.

Рассмотрим как может измениться ситуация на предприятии при условии сохранения показателей 2009 года (таблица).

 


Основные экономические показатели ОАО «Самарский хлебозавод №9» после внедрения проекта по производству пирогов

Наименование показателя 2009 год 2011 год 2012 год
Выручка от реализации, тыс. руб./% 9 005/100 10 319/114,6 22 075/245,14
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб./% 8 163/100 9 185/112,52 18 103/221,77
Валовая прибыль, тыс. руб./% 842/100 1 134/134,68 3 972/471,73
Чистая прибыль, тыс. руб./% 107/100 623/582,24 1641/1533,65

 

Итак, из представленного бизнес-плана видно, что производство мороженого может вывести предприятие из полосы отрицательной динамики. Для предприятия крайне важно пойти по предложенному пути развития, так как низкая рентабельность производимой на сегодняшний день молочной продукции исключает возможность погашения задолженностей предприятия и покрытия убытка.

 


Выводы и предложения

 

Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации, необходимо сделать основные выводы. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, люди и технология.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, технологии - не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения влияют отрицательно на другую переменную, например, - люди.

От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Но успех организации также зависит от ее внешнего окружения, без которого невозможен жизненный цикл любой организации.

Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающее немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы - к среде косвенного воздействия.

Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Таким образом, то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Залогом успеха организации является умение анализировать все факторы в совокупности, не упускать ни одного из виду, выделять и анализировать элементы организации, внешние факторы, и принимать верное решение.

Как показали проведенные исследования, внутренний потенциал любой организации включает в себя 5 основных элементов: производство, персонал, финансы, маркетинг, управление.

Своевременный анализ состояния этих ключевых элементов внутренней среды позволяет предприятию быть конкурентоспособным и развиваться.

Специфика пищевой отрасли определяет основные черты внутренней среды предприятий этого сектора экономики, а именно:

высокую степень непрерывности технологического процесса;

- тесную связь между отдельными составными частями технологического процесса;

ограниченные возможности создания промежуточных запасов незавершенного производства;

- четкое и сравнительно небольшое разбиение процесса по стадиям;

ограниченность срока годности сырья и готовой продукции;

широкую номенклатуру изделий отрасли;

быстро меняющуюся рецептуру;

высокие требования к персоналу предприятия со стороны санитарно эпидемиологического контроля.

Можно сформулировать следующие долгосрочные цели ОАО «Самарский хлебозавод №9»:

сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);

ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);

повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%).

На основе долгосрочных, определить краткосрочные цели ОАО «Хлебозавод №9» по функциональным подразделениям.

Разработать план производства и реализации на будущий год.

Составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области. Подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу: сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта.

Подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.

Провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;

составить положение об отделе стратегического развития;

определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;

определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.

Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;

составить программу модернизации оборудования. На ОАО «Самарский хлебозавод №9» необходимо менять стратегию развития - учитывать потребности самого клиента. Целью необходимо сделать не просто удовлетворение сегодняшней потребности клиента в разнообразном, качественном, свежем, безопасном, питательном и разнообразном продукте, а желание клиента купить продукт хлебозавода в будущем.

Вообще для любого предприятия разработка и реализации целей будут значимой частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации с учетом возможных сопротивлений изменениям.

Сформулирована миссия ОАО «Самарский хлебозавод №9» и на ее основе предложены цели, достижение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

От внутренней среды предприятия зависит направление стратегических целей и выполнения их в будущем.

 


Список используемой литературы

 

1. Закон Самарской области от 16 марта 2010 г. №19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» - СПС Гарант, 2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2004 г. №117-ФЗ (с изменениями) - СПС Гарант, 2009.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Г.В. Савицкая. - 7 - е изд, - Мн.: Новое знание, 2002;

4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.   Баранчеев В.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М: ИНФРА-М, 2005.

.   Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - М.: «Финансы и статистика», 2004.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009 г.

.   Герасимова В.Д. Курс анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учеб. Пособие. - Самара: Изд-во Самар. Гос.экон. ун-та, 2006;

.   Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

.   Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб.: СпецЛит, 2004.

12. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. - СПб: Питер, 2008.

13. Гнатовская Ю.С. Региональные особенности размещения и развития предприятий пищевой промышленности в Российской Федерации - М.: ИНФО-М, 2009.

14. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. - М., 2008.

15. Журнал «Пищевая промышленность», под ред. Брызгунова Г.М. №12 - М.: Пищевая промышленность, 2010.

.   Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2006.

17. Зотов В.Б. Продовольственная безопасность России. - М.: Издательский Дом НП, 2006.

18. Ковалев А.И., Привалов С.А. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

19. Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. / Под ред. С.Дж. Брауна. - М.: ИНФРА - М, 2007.

.   Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.

21. Кантер Е.Л. Экономика предприятия. - М: Дело, 2007.

.   Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия/ Г. Клейнер // Вопросы экономики. - 2002. - №10

.   Магомедов М.Д., Заздравных А.В., Афанасьева Г.А. Экономика пищевой промышленности: Учебник - М: Дашков и К, 2010.

.   Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2003.

.   Наумов С.Г. Роль предприятия в современной России. - М.: ИНФРА-М, 2009.

26. Нуреев Р.М. Современная экономика. - М.: «Дело», 2007.

27. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: «Норма», 2006.

.   Романенко И.В. Экономика предприятия. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.   Оценка предприятия: Учебное пособие /Под ред. Григорьева К.М. - М.: Финансы и статистика, 2002.

.   Планирование на предприятии; Учебник/ А.И Ильин. - Мн.: Новое издание, 2003. - 4-е изд;

.   Планирование на предприятии: учеб. Пособие. 2-е изд., Т.Г. Крайкова, З.Н. Семашкина, Самара: Изд-во Самар. Гос.экон. ун-та, 2008;

.   Полушкин О.А. Стратегический менеджмент: конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2007.

.   Румянцева З.П. Менеджмент организации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005.

35. Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учебник - http://www.cfin.ru (Сайт «Корпоративные финансы»).

36. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2004.

.   Современное развитие пищевой промышленности в России\\ Пищевая промышленность, №3, 2009.

.   Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.   Финансы в управлении предприятием. /Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.   Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009

.   Экономика предприятия И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004

.   www.samariki.ru Материалы ОАО «Самарский хлебозавод №9» [электронный ресурс] // режим доступа.

.   http://www.lagolit.com/analyst/detail.phpID=2532



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.098 с.)