Внутренняя среда предприятия и ее роль в обеспечении продовольственными ресурсами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя среда предприятия и ее роль в обеспечении продовольственными ресурсами



Введение

 

Каждое предприятие имеет как внешнюю, так и внутреннюю среду. Внутренняя среда предприятия объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели.

Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и быстрого принятия решений.

Для обеспечения своевременности принятия решения и реализации потенциала организации руководство компании должно четко представлять внутреннюю среду, ее составляющие, их показатели в текущий момент и на ближайшую перспективу. Именно внутренние ресурсы предприятия определяют его возможности, задают ориентиры для дальнейшего развития бизнеса.

Особая актуальность исследования внутренней среды организации характерная для предприятий пищевой промышленности. Ведь от состояния данной отрасли хозяйства напрямую зависит здоровье нации.

Быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству пищевой продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.

Актуальность темы такова, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности.

Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития.

Внутренняя среда и внешнее окружение изучаются для того, чтобы вскрыть угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении. Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его внутренних возможностях, которые, в свою очередь, влияют на экономическую деятельность предприятия.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Среди факторов внутренней среды, нельзя выделить более или менее значимые - каждый из них в той или иной ситуации, на той или иной стадии развития организации может стать решающим. Из них, наиболее восприимчивой к управленческим решениям, является структура, которая играет роль несущей конструкции организации. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Именно поэтому организационная структура является одним из ключевых

Важна роль человеческого фактора на предприятии. Учитываются психологические особенности работников организации, проблемы групповой динамики и лидерства, личностные способности подчиненных.

Это особенно актуально в настоящее время, поскольку именно работник организации - главный фактор ее конкурентоспособности.

Также необходимо отметить роль финансовых показателей деятельности предприятия, ведь именно только постоянный контроль за финансовыми показателями и внедрение современных систем планирования и учета могут обеспечить финансовую стабильность предприятия и получение максимально возможной прибыли.

Но не менее важным фактором внутренней среды выступает производственная мощность, ведь для предприятий, выпускающих продукцию, рациональная организация способствует уменьшению простоев оборудования и персонала, снижения количества бракованной продукции, совершенствование качества продукции, что приводит к снижению себестоимости единицы продукта. Избранная тема исследования, исходя из вышеизложенного, очень актуальна.

Для организованной и бесперебойной работы предприятия необходимо взаимодействие всех факторов его внутренней среды, что невозможно без диагностики и рекомендаций по каждому элементу внутренней среды предприятия как в отдельности, так и в целом с помощью различных методик анализа состояния предприятия и выявления неэффективно работающих элементов среды.

Объектом исследования дипломной работы выступает внутренняя среда предприятия пищевой промышленности Самарской области ОАО «Самарский хлебозавод №9».

 


Характеристика предприятия

 

Завод был создан в 1939 г. и преобразован в Открытое акционерное общество «Самарский хлебозавод №9» 18 ноября 1993 г. Полное фирменное наименование Открытое акционерное общество «Самарский хлебозавод №9». Место нахождения общества ОАО «Самарский хлебозавод №9»: 443013 Россия г. Самара, Московское шоссе, 15.

Общество является юридическим лицом и является правопреемником муниципального предприятия «Самарский хлебозавод №9», действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Устав утвержден решением общего собрания акционеров - Протокол №1 от 25.04.2002 года. ОАО создано без ограничения срока его деятельности и в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и

Гражданским кодексом РФ. Деятельность предприятия как хозяйствующего субъекта регламентируется Конституцией, Гражданским, Трудовым, Налоговым кодексами, постановлениями Правительства РФ, законами, письмами и распоряжениями Росимущества об акционерных обществах и др. При приватизации предприятия основная часть акций была выкуплена работниками завода.

Вступление предприятия в систему рыночных отношений, Генеральным директором которого был избран Петр Николаевич Воронов, возглавляющий завод с 1974 года, дало свободу действий на рынке и право выбора путей развития производства. Тогда же была разработана и внедрена маркетинговая политика предприятия.

Общество осуществляет следующие виды деятельности:

. производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и диетических изделий;

. Производство иной продовольственной продукции и ее реализация;

. Реализация продуктов питания и иных товаров оптом и в розницу;

. Осуществление коммерческо-посреднической деятельности;

. Оптовая и розничная торговля продуктами питания;

. Закупка сельскохозяйственной продукции;

. Создание сети торговых баз, магазинов;

. Осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других грузов на территории Самары и Самарской области;

. Реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, проведение опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.

Основная задача коллектива хлебозавода - своевременно обеспечивать покупателей вкусной и качественной продукцией, изготовленной по традиционным технологиям без применения консервантов, по доступным ценам и упрочить лидирующее положение предприятия на рынке хлебобулочных изделий.

Методы качественной конкуренции, которые уменьшают значение цены как фактора, определяющего спрос населения, связаны с гарантированием безупречного качества продукции, ее оригинальностью и неповторимостью.

Предприятия хлебопекарной промышленности России в последние годы часто сталкиваются с проблемой качества муки. За последние годы существенно изменилась структура производства зерна, муки и хлеба, а также их качество и потребление.

Для получения хлебопекарной муки, отвечающей всем требованиям государственного стандарта, необходимо в помольной партии иметь средневзвешенное содержание клейковины не менее 24%. Только в этом случае, жестко соблюдая технологический процесс размола пшеницы, можно получить хлебопекарную муку с содержанием клейковины в высшем сорте не менее 28%, в 1 сорте - не менее 30%. Если в помольной партии клейковина пшеницы менее 24%, то вырабатывается мука по техническим условиям с содержанием клейковины от 23% до 27%. За последние годы наблюдается тенденция снижения главных показателей качества пшеницы - белка и клейковины.

В данных обстоятельства мукомольные предприятия вынуждены работать в условиях ограниченного выбора, поскольку только в ряде регионов производят муку по техническим условиям. В целом по России такой муки вырабатывается примерно 30% от общего объема.

Основным сырьем на ОАО «Самарский хлебозавод №9» является мука пшеничная высшего сорта, 1 сорта, 2 сорта, ржаная обдирная.

Качество муки определяется классом зерна, из которого она изготовлена. Для хлебобулочных изделий это 2 или 3 класс зерна. Объем поставки муки зависит от выпуска, в настоящее время минимальный запас составляет 7 дней.

 

Основные виды сырья и источники его поставки ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Виды сырья Поставщик
мука ООО «Мельник», ЗАО «Самарские Мельницы», ОАО «Мукомол» (Кинель-Черкассы), ООО «Вектра», ООО «Волга-опт», ООО «Ладья»
соль ОАО «Тольятти-соль»
дрожжи Ингредиенты Поволжья, ООО «ЭкоПродукт»
масло растительное ООО «МПК»
маргарин ООО «Далимо»
сахар ООО «Поволжская сахарная компания», Русоптторг
изюм, добавки Родос-Трейд (г Волгоград), Ингредиенты Поволжья
яйца и яичный порошок Дилеры заводов-изготовителей (г. Самара, г.Н. Новгород, г. Оренбург)

 

Дрожжи для тостов закупают в Швеции. Поставки осуществляются по потребностям и в зависимости от срока хранения сырья.

Для поступающего сырья необходимы следующие документы: санитарно-эпидемиологическое заключение, качественное удостоверение, ветеринарное свидетельство.

На сырье и продукцию имеются сертификаты качества (выдаваемые соответствующими органами 1 раз в год), которые ежеквартально проходят проверку на соответствие.

Отношения с поставщиками влияют на скорость технологического процесса, качество продукции, возможности развития новых товаров, технологий производства, ассортимент, непрерывность производственного процесса.

ОАО «Самарский хлебозавод №9» производит продукцию согласно традиционным рецептам без химических добавок и консервантов, использует технологии по производству хлеба, предусматривающие полное отсутствие разрыхлителей. Все ароматизаторы и красители имеют натуральную основу.

Продукция - хлеб пшеничный из муки высшего сорта, изготовленный по уникальной рецептуре, соответствующий стандартам качества по ГОСТу, минимальный по трудозатратам и по цене.

Основные виды выпускаемой продукции ОАО «Самарский хлебозавод №9»:

1) хлеб из муки смешанной валки;

2) хлеб отрубной;

)   хлеб пшеничный из муки в/с;

)   булочные и сдобные изделия;

)   кондитерские изделия;

) квас сухой хлебный.

В 90-х годах на ОАО «Самарский хлебозавод №9» были запущены линии по производству хлеба «Дарницкого», «Юбилейного», батонов. Был начат выпуск пряников, кукурузных палочек, соломки сладкой, мармелада.

В начале 21 века были разработаны оригинальные рецептуры сушек «Самарики», «Крошка» и «Маковка», сдобные изделия - плюшка Московская, сдоба Маковая, рожок обсыпной стали выпускаться на печи «Белогорье».

В 2005 году высокой столичной награды - золотой медали - были удостоены сдобная булочка «Девяточка» с различными начинками и сладкой посыпкой, и новый сорт хлеба с добавлением овсяной муки - «Английский», выпуск которого на самарском хлебозаводе начали в конце весны 2005 г.

Для более полного удовлетворения потребителей был выпущен новый вид продукции - хлеб «Новодарницкий», отличащийся от «Дарницкого» меньшим весом. Причем потребление «Дарницкого» не снизилось, то есть продукт нашел своего потребителя.

Хлебозавод также выпускает пряники, мармелад «Апельсиновые и лимонные дольки» и Трехслойный. Программа «Здоровье через хлеб» предусматривает выпечку хлебобулочных изделий, обогащенных микроэлементами, витаминами, аминокислотами, разработаны лечебно-профилактические сорта хлеб «Новинка» с расторопшей, булочка с морской капустой, сушки ахлоридные и диабетические.

Проанализировав уровень конкурентоспособности, руководство приняло решение о внедрении торговой марки «Самарики» для 4 товарных групп (сушки большие, сушки малые, пряники и соломка сладкая).

ОАО «Самарский хлебозавод №9» производит два основных вида продукции - традиционный ассортимент хлеба (белого и черного), рогалики и булочки, и новую «сладкую» линию, представленную с 1995 г. баранками, сушками, соломкой, мармеладом и пряниками.

Все это производится в бараночном цехе. Объем производства составляет около 19 тонн хлебобулочных и 4 тонн бараночных изделий в сутки. Динамика объемов производства продукции в натуральном выражении хлебозавода №9 за 2006-2010 гг. показана на рис.

 


Динамика объемов производства ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2006-2010 гг.

 

Как видно из рис., объем производства продукции значительно снизился, за исключением кондитерских изделий, объем которых на протяжении 2008 и 2010 гг. только возрос, в таблице проследим структуру объемов производства данного завода.

 

Состав и структура производства ОАО «Самарский хлебозавод №9» за 2008-2010 гг.

Виды производимой продукции

Объем выпускаемой продукции, т

Удельный вес объема производства, %

  2008 г 2009 г 2010 г 2008 г 2009 г 2010 г.
Хлебобулочные изделия 24076 10152,2 9102,3 99,8 97,5 97,8
Кондитерские изделия 41 257,6 202,3 0,2 2,5 2,2
Итого по заводу 24117 10409,8 9304,6 100 100 100

 

Удельный вес хлебобулочных изделий в 2010 г. сократился на 2% по сравнению с 2008 г.; тогда как удельный вес кондитерских изделий вырос на 2% аналогичным годам. Решающую роль в падении объемов производства, наряду с общественными факторами (снижение платежеспособного спроса населения и рост цен на хлебобулочные изделия), сыграл главный элемент рыночной экономики, разрушающий и созидающий - конкуренция.

Несмотря на стабильный спрос и популярность продукции, предприятие постоянно расширяет свой ассортимент. Ассортимент включает 67 наименований продукции в пяти ассортиментных линиях - хлебобулочные, бараночные, кондитерские пастильные и крупяные изделия.

Номенклатура выпускаемой производством продукции (приложение 2):

хлебобулочные изделия (18 тонн / сутки),

бараночные изделия (3,6 тонны / сутки),

кондитерские изделия (0,8 тонны / сутки).

 

Номенклатура выпускаемой продукции ОАО «Самарский хлебозавод №9» в удельном весе.

Основные технико-экономические показатели за 2008-2010 гг. 1

Наименование показателей Ед-ца измер.

Год

 
    2008 2009 2010
Выручка от продаж Тыс. руб. 230718 207357 203159
Товарная продукция Тыс. руб. 236336 215258 209650
Валовая прибыль Тыс. руб. 69375 70292 62713
Нераспределенная прибыль Тыс. руб. 21541 17188 14104
Прибыль до налогообожания Тыс. руб 7992 573 114
Прибыль от продаж Тыс. руб. 7142 3792 1955
Себестоимость Тыс. руб. 161343 137065 140446
Постоянные затраты Тыс. руб 223576 203565 205114
Затраты на 1 руб. товарной продукции Коп 69,9 66,1 64,9
Фонд оплаты труда Тыс. руб. 67882 65279 64034
Численность всего Чел. 511 455 446
В том числе работники основного производства Чел. 458 399 393
Рентабельность 1. Рпродаж 2. Рпродукции 3. Рпредприятия %  3,10 4,43 88,91  1,83 2,77 87,37  0,96 1,39 71,66
Ср.год. стоимость основных фондов Тыс. руб. 54736 58387 61370
Ср.год. стоимость оборотных средств Тыс. руб. 23288 22067 26138
Фондоотдача руб 4,3 3,7 3,4
Фондовооруженность руб. 119,51 140,35 156,16
Фондоемкость руб. 23,16 27,12 29,27
Производительность труда тыс. руб. /чел 503,7 519,7 516,9

 

По представленным технико-экономическим показателям уровень отчетного года предприятия снижен по сравнению с предыдущим годами.

Показатели доходности снижены по сравнению с базовым периодом 2008 г.: рентабельность - на 2,14%, прибыль - на 5187 тыс. руб. При спаде продукции с объемом реализации в 209650 тыс. руб. за отчетный период переменные затраты сокращаются пропорционально - сумма постоянных затрат осталась почти неизменной, что привело к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Предприятию более выгодно, если б на единицу продукции 64,9 коп. приходилась меньшая сумма постоянных затрат (в данном случае, идет увеличение на 1549 тыс. руб. за отчетный период по сравнению с предыдущим), что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях.

Увеличилась абсолютная величина основных средств - приобретено технологическое оборудование в хлебобулочный и кондитерские цеха; приобретен земельный участок, технологическое оборудование в хлебобулочный и кондитерские цеха, печь ППЦ.

Изменение численности работников основного производства повлияло на объем производимой продукции. Производительность труда - это отношение объема продукции в стоимостном выражении к затратам труда:

 

ПТ= V /ЗТ (ПТ (2010 г.) = 230718 т.р./458 чел. = 503,7 т.р./чел.

 

Фондоотдача показывает, сколько продукции произведено на 1 рубль затраченных ресурсов, и этот показатель составил 3,4 руб./руб. за отчетный год, наблюдается его снижение, что связано в первую очередь, с увеличением основных фондов. Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что за последний год обеспеченность предприятия основными средствами возросла на 2983 тыс. руб., что является положительной тенденцией, так как увеличивается и фондовооруженность основными средствами на 1 рабочего завода, которая в 2010 г. составила 156,16 рублей.

 

Выводы и предложения

 

Рассмотрев и проанализировав внутреннюю среду организации, необходимо сделать основные выводы. Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации, которые являются контролируемыми и регулируемыми. Основными переменными внутренней среды организации, которые требуют внимания руководства, являются: цели, структура, задачи, люди и технология.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. Совершенствование одной переменной, например, технологии - не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения влияют отрицательно на другую переменную, например, - люди.

От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Но успех организации также зависит от ее внешнего окружения, без которого невозможен жизненный цикл любой организации.

Руководитель должен учитывать внешнее окружение. Факторы, оказывающее немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия, остальные факторы - к среде косвенного воздействия.

Так же как и внутренние переменные, факторы внешнего окружения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности.

Таким образом, то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Залогом успеха организации является умение анализировать все факторы в совокупности, не упускать ни одного из виду, выделять и анализировать элементы организации, внешние факторы, и принимать верное решение.

Как показали проведенные исследования, внутренний потенциал любой организации включает в себя 5 основных элементов: производство, персонал, финансы, маркетинг, управление.

Своевременный анализ состояния этих ключевых элементов внутренней среды позволяет предприятию быть конкурентоспособным и развиваться.

Специфика пищевой отрасли определяет основные черты внутренней среды предприятий этого сектора экономики, а именно:

высокую степень непрерывности технологического процесса;

- тесную связь между отдельными составными частями технологического процесса;

ограниченные возможности создания промежуточных запасов незавершенного производства;

- четкое и сравнительно небольшое разбиение процесса по стадиям;

ограниченность срока годности сырья и готовой продукции;

широкую номенклатуру изделий отрасли;

быстро меняющуюся рецептуру;

высокие требования к персоналу предприятия со стороны санитарно эпидемиологического контроля.

Можно сформулировать следующие долгосрочные цели ОАО «Самарский хлебозавод №9»:

сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (около 30 процентов);

ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией);

повысить уровень фондовооруженности труда (на 10%) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 5%).

На основе долгосрочных, определить краткосрочные цели ОАО «Хлебозавод №9» по функциональным подразделениям.

Разработать план производства и реализации на будущий год.

Составить бизнес-план по строительству торговых точек в Самарской области. Подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу: сделать анализ населенных пунктов области и районов города, где в первую очередь необходимо строить точки сбыта.

Подготовить информацию для передачи образованному маркетинговому отделу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям.

Провести мониторинг рабочей силы с точки зрения замещения вакантных должностей в образующихся отделах;

составить положение об отделе стратегического развития;

определить вопросы подчинения и сотрудничества в новой изменившейся организационной структуре;

определить количество персонала и размер оплаты труда в открываемых точках сбыта.

Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет;

составить программу модернизации оборудования. На ОАО «Самарский хлебозавод №9» необходимо менять стратегию развития - учитывать потребности самого клиента. Целью необходимо сделать не просто удовлетворение сегодняшней потребности клиента в разнообразном, качественном, свежем, безопасном, питательном и разнообразном продукте, а желание клиента купить продукт хлебозавода в будущем.

Вообще для любого предприятия разработка и реализации целей будут значимой частью процесса стратегического управления лишь в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации с учетом возможных сопротивлений изменениям.

Сформулирована миссия ОАО «Самарский хлебозавод №9» и на ее основе предложены цели, достижение которых будет способствовать повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

От внутренней среды предприятия зависит направление стратегических целей и выполнения их в будущем.

 


Список используемой литературы

 

1. Закон Самарской области от 16 марта 2010 г. №19-ГД «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» - СПС Гарант, 2009.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2004 г. №117-ФЗ (с изменениями) - СПС Гарант, 2009.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие /Г.В. Савицкая. - 7 - е изд, - Мн.: Новое знание, 2002;

4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.   Баранчеев В.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. - М: ИНФРА-М, 2005.

.   Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие - М.: «Финансы и статистика», 2004.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 4-е изд, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009 г.

.   Герасимова В.Д. Курс анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия: учеб. Пособие. - Самара: Изд-во Самар. Гос.экон. ун-та, 2006;

.   Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

.   Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. - СПб.: СпецЛит, 2004.

12. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. - СПб: Питер, 2008.

13. Гнатовская Ю.С. Региональные особенности размещения и развития предприятий пищевой промышленности в Российской Федерации - М.: ИНФО-М, 2009.

14. Гудушаури Г.В. Управление современным предприятием. - М., 2008.

15. Журнал «Пищевая промышленность», под ред. Брызгунова Г.М. №12 - М.: Пищевая промышленность, 2010.

.   Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2006.

17. Зотов В.Б. Продовольственная безопасность России. - М.: Издательский Дом НП, 2006.

18. Ковалев А.И., Привалов С.А. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.

19. Количественные методы финансового анализа: Пер. с англ. / Под ред. С.Дж. Брауна. - М.: ИНФРА - М, 2007.

.   Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005.

21. Кантер Е.Л. Экономика предприятия. - М: Дело, 2007.

.   Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия/ Г. Клейнер // Вопросы экономики. - 2002. - №10

.   Магомедов М.Д., Заздравных А.В., Афанасьева Г.А. Экономика пищевой промышленности: Учебник - М: Дашков и К, 2010.

.   Мескон М. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2003.

.   Наумов С.Г. Роль предприятия в современной России. - М.: ИНФРА-М, 2009.

26. Нуреев Р.М. Современная экономика. - М.: «Дело», 2007.

27. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: «Норма», 2006.

.   Романенко И.В. Экономика предприятия. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.   Оценка предприятия: Учебное пособие /Под ред. Григорьева К.М. - М.: Финансы и статистика, 2002.

.   Планирование на предприятии; Учебник/ А.И Ильин. - Мн.: Новое издание, 2003. - 4-е изд;

.   Планирование на предприятии: учеб. Пособие. 2-е изд., Т.Г. Крайкова, З.Н. Семашкина, Самара: Изд-во Самар. Гос.экон. ун-та, 2008;

.   Полушкин О.А. Стратегический менеджмент: конспект лекций. - М.: ЭКСМО, 2007.

.   Румянцева З.П. Менеджмент организации: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2005.

35. Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Учебник - http://www.cfin.ru (Сайт «Корпоративные финансы»).

36. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2004.

.   Современное развитие пищевой промышленности в России\\ Пищевая промышленность, №3, 2009.

.   Теория анализа хозяйственной деятельности / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.   Финансы в управлении предприятием. /Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.   Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2009

.   Экономика предприятия И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, под ред. И.А. Минакова. - М.: КолосС, 2004

.   www.samariki.ru Материалы ОАО «Самарский хлебозавод №9» [электронный ресурс] // режим доступа.

.   http://www.lagolit.com/analyst/detail.phpID=2532

Введение

 

Каждое предприятие имеет как внешнюю, так и внутреннюю среду. Внутренняя среда предприятия объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели.

Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Высокая конкурентная среда, быстрое изменение технологий производства, научно-технический прогресс требуют от руководителей предприятий мобильности и быстрого принятия решений.

Для обеспечения своевременности принятия решения и реализации потенциала организации руководство компании должно четко представлять внутреннюю среду, ее составляющие, их показатели в текущий момент и на ближайшую перспективу. Именно внутренние ресурсы предприятия определяют его возможности, задают ориентиры для дальнейшего развития бизнеса.

Особая актуальность исследования внутренней среды организации характерная для предприятий пищевой промышленности. Ведь от состояния данной отрасли хозяйства напрямую зависит здоровье нации.

Быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству пищевой продукции при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей к пониманию того, что следует искать новые, более эффективные инструменты управления организацией.

Актуальность темы такова, что современная среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности.

Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития.

Внутренняя среда и внешнее окружение изучаются для того, чтобы вскрыть угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении. Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его внутренних возможностях, которые, в свою очередь, влияют на экономическую деятельность предприятия.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Среди факторов внутренней среды, нельзя выделить более или менее значимые - каждый из них в той или иной ситуации, на той или иной стадии развития организации может стать решающим. Из них, наиболее восприимчивой к управленческим решениям, является структура, которая играет роль несущей конструкции организации. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Именно поэтому организационная структура является одним из ключевых

Важна роль человеческого фактора на предприятии. Учитываются психологические особенности работников организации, проблемы групповой динамики и лидерства, личностные способности подчиненных.

Это особенно актуально в настоящее время, поскольку именно работник организации - главный фактор ее конкурентоспособности.

Также необходимо отметить роль финансовых показателей деятельности предприятия, ведь именно только постоянный контроль за финансовыми показателями и внедрение современных систем планирования и учета могут обеспечить финансовую стабильность предприятия и получение максимально возможной прибыли.

Но не менее важным фактором внутренней среды выступает производственная мощность, ведь для предприятий, выпускающих продукцию, рациональная организация способствует уменьшению простоев оборудования и персонала, снижения количества бракованной продукции, совершенствование качества продукции, что приводит к снижению себестоимости единицы продукта. Избранная тема исследования, исходя из вышеизложенного, очень актуальна.

Для организованной и бесперебойной работы предприятия необходимо взаимодействие всех факторов его внутренней среды, что невозможно без диагностики и рекомендаций по каждому элементу внутренней среды предприятия как в отдельности, так и в целом с помощью различных методик анализа состояния предприятия и выявления неэффективно работающих элементов среды.

Объектом исследования дипломной работы выступает внутренняя среда предприятия пищевой промышленности Самарской области ОАО «Самарский хлебозавод №9».

 


Внутренняя среда предприятия и ее роль в обеспечении продовольственными ресурсами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.157 с.)