Характеристика проблемного обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика проблемного обучения.



Рассмотрим основные понятия и особенности, относящиеся к теории проблемного обучения.

Проблемное обучение представляет собой систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. В процессе проблемного обучения преподаватель не сообщает готовые знания (информацию), а ставит перед студентами проблему и путем пробуждения интереса к ней вызывает у них желание найти средство для ее разрешения. В данном случае речь идет не о решении проблем, стоящих перед наукой, а о характере передачи (изложения) известной учебной информации, хотя не исключается постановка и обсуждение вопросов, не разработанных наукой и не решенных на практике.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или другой деятельности, которые и есть источник движения и развития [7].

Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема - сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении»), у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя [20].

Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: а) проблемного изложения материала преподавателем в лекциях (так называемые проблемные лекции); б) частично-поисковой деятельности студентов при участии преподавателя во время проведения семинарских и лабораторных занятий; в) самостоятельного исследования и решения проблемной ситуации, осуществляемого студентами под руководством преподавателя при написании рефератов, курсовых работ, дипломных проектов, а также при выполнении студентами исследовательской работы в научных кружках, в отраслевых лабораториях [22].

Ключевым понятием проблемного обучения является "проблемная ситуация", которая создается преподавателем с учебной целью. Проблемная ситуация - это психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания [18]. Она включает сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, расширения, исследования в сочетании с определенными условиями и обстоятельствами, создающими ту или иную обстановку (ситуацию). Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий студента. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре проблемности: 1) уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность; 2) уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации; 3) репродуктивно-поисковый уровень; 4) творческий уровень [22].

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, характерные для познавательного процесса, могут служить:

· проблемная ситуация как следствие противоречий между имеющимися знаниями и новыми для учащихся фактами;

· понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для ее решения;

· практически доступный результат и отсутствие теоретического обоснования;

· противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

· противоречие между большим количеством фактических данных и отсутствием метода их обработки и анализа и т.д.

Все указанные противоречия возникают из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой, или наоборот.

Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача ставит вопрос или вопросы: «Как разрешить это противоречие? Чем это объяснить?» Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поисков решений, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. В классификации проблемных задач выделяют задачи с неопределенностью условий, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.004 с.)