Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Применение логического программирования для реализации экспертных систем.
Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. [1] Обобщенная структура экспертной системы представлена на рисунке 6.
База знаний содержит знания, относящиеся к конкретной прикладной области, в том числе отдельные факты, правила, описывающие отношения или явления, а также возможно методы, эвристики и различные идеи, относящиеся к решению этих задач в этой прикладной области. Машина логического вывода умеет активно использовать информацию, содержащуюся в базе знаний. Интерфейс с пользователем отвечает за бесперебойный обмен информацией между пользователем и системой; он также дает пользователю возможность наблюдать за процессом решения задач, протекающим в машине логического вывода. Принято рассматривать машину вывода и интерфейс как один крупный модуль, обычно называемый оболочкой экспертной системы, или для краткости, просто оболочкой [1]. На самом деле реальные экспертные системы могут иметь более сложную структуру, однако блоки, изображенные на рисунке, непременно присутствуют в любой экспертной системе. Рассмотрим этапы разработки прототипа учебной экспертной системы. Объем прототипа - несколько десятков правил. При разработке прототипа учебной ЭС особое значение имеют следующие этапы: структурирование или концептуализация знаний, формализация, реализация, тестирование. При структурировании знаний выявляется структура полученных знаний о предметной области, т.е. определяются [8]: · терминология; · список основных понятий и атрибутов; · отношения между понятиями; · структура входной и выходной информации; · стратегия принятия решений и т.д. Концептуализация знаний - разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста, который отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. На этапе формализации строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления знаний. Формализация знаний - разработка базы знаний на языке, который, с одной стороны, соответствует структуре модели предметной области, а с другой - позволяет реализовать прототип системы на следующей стадии программной реализации.
Реализация - разработка программной системы, построение прототипа, включающего базу знаний, при помощи одного из способов: · программирование на традиционных языках типа Паскаль, Си и др.; · программирование на специализированных языках, применяемых в задачах ИИ: Лисп, Пролог и т.д.; · использование инструментальных средств разработки ЭС типа СПИЭС, ПИЭС: · использование "пустых" ЭС или "оболочек" типа ЭКСПЕРТ, ФИАКР и др. [8] Тестирование - выявление ошибок в подходе и реализации прототипа. Прототип проверяется на: · удобство и адекватность интерфейсов ввода-вывода; · эффективность стратегии управления; · качество проверочных примеров; · корректность базы знаний. При разработке ЭС на Прологе схему экспертной системы можно уточнить:
Примеры построения экспертных систем на Прологе приведены в учебнике И. Братко разобран пример учебной ЭС «Животные», предназначенной для идентификации животных. В базе знаний этой системы имеются правила, определяющие принадлежность животного к какому-либо классу, виду и т.д. Разработана оболочка, интерпретирующая «если-то» - правила, которая обеспечивает выдачу объяснений типа «как» и «почему» и которая запрашивает у пользователя нужную ему информацию. На вопрос «Почему» («Почему вас интересует текущая цель?») дается объяснение в виде цепочки правил и целей, соединяющих текущую цель с исходным вопросом пользователя, находящимся в верхушке дерева вопросов. Одним из подходящих способов ответить на вопрос "как" - это представить доказательство, т.е. те правила и подцели, которые использовались для достижения полученного заключения. Это доказательство имеет вид решающего дерева, составленного из имен правил и подцелей. В качестве объяснения типа "как" на выходе системы будет отобраться это дерево. Эта система состоит из следующих программ на Прологе: для процедуры «рассмотреть», являющаяся основной процедурой оболочки ЭС, которая находит ответ на заданный вопрос; для процедуры "ответ_польз", которая реализует вопросы к пользователю и ответы на вопросы "почему"; для процедуры "выдать", которая отображает окончательный результат и объяснение типа "как".
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.) |