Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декабря 1911 / 9 января 1912. Вторник
С 8-ми часов Литургия, которую тоже отслужил о. Тит Косияма. ПРИЛОЖЕНИЯ Дневниковые записи настоящего издания [1886 или 1887 гг.] Умерли: посланник Давыдов и переводчик Маленда — и туда им дорога! Господи, спаси души их, не думающие ныне зла Миссии! — Но здесь для Миссии они положительно были вредны, поэтому, вероятно, и убрались отсюда. Что может быть мерзей между людьми этого Маленды, глаголющего: «Я, хотя и маленький человек, но могу много зла сделать вам (то есть Миссии)». Эта фраза мне душу (1-2 нрзб)! А Давыдов! Путятину убрал он отсюда из-за скверного сентиментальничанья. А перевод поехал в Министерство иностранных дел без слова мне! А расстройство (2 нрзб) закладке Собора! Что за дрянные представители всегда здесь! В 1885 году: Для Миссии совсем плохо: в генваре приехали о. Владимир с о. Гедеоном и диаконом Митрофаном; после прибыл диакон Орлов. Все дрянь — уехали в этом же году. Владимир в каникулы писал мне такие грубые письма, что я еще таких скверных каникул не запомню. Двенадцать колоколов думает повесить в Тоносава: словом, сделать из Тоносава дом сумасшедших. Там поселились о. Георгий и графиня Путятина, и костят все вместе Миссию, как ад, «дьявольскоеде место». Словом, Владимир, Путятина и Георгий — враги Миссии. Пока они еще не вредят Миссии, то пусть живут. Со временем же, вероятно, придется погнать их. О. Анатолий, печеная репа, уедет — не жаль будет. (Что за мерзость! И писать-то обо всех этих личностях отвращение берет, так что приходится не писать, а пачкать, сообразно их характеру!) В 1884 году: По Миссии: о. Владимир поехал в конце марта в отпуск — еще не вернулся. Ольга Евфимовна Путятина приехала, но лежит в Посольстве больная. Тихай переведен на службу в Посольство совсем. О. Георгий с Афона приехал. По Церкви: было страшное расстройство от Савабе, Цуда, Ясуки, Камамото и прочих. Прескверный, немирный год был, особенно до Собора. Начат постройкой Собор, но еще над землей не поднялись нисколько. Напечатаны первые богослужебные книги: Часослов и Воскресный Октоих, — иконы Благовещения, Святого Апостола Павла, — из книг кое-что, как Послание к Ефессянам и прочее. В Россию, в Академию, послан Пантелеймон Сато.
Японское Правительство отменило официальное положение буддизма и синто, но для православия пока мало пользы от того. Поставлен диакон Симеон Юкава. Умер Виссарион Авано и учитель, старик Сакай. Ирина Ямасита ушла из Миссии. Oriental Bank обанкротился, и долларов десять тысяч почти пропало. В 1883 году: О. Савабе на Соборе избран благочинным — как же, нужно и это не забыть,— и теперь вот оплевывает в Церкви все зауряд, и тем терзает меня страшно, ибо что худо — не говорит, как поправить — не учит. Кёокиу-хоноо предпринято. Как же — тоже по соборному определению — и теперь вот еще глубже все запустили зубы в русские пожертвования. Аглицкий бишоп Пуль приехал, и на первых же днях звался ко мне с допросом: признает ли наша Церковь их священство и евхаристию,— и поделом же ему, не суйся с вопросами, на которые самый вежливый ответ — невежливость с их точки (а с нашей — прямая правда). Ревизором чуть не приехал некто полковник Сумароков «по высочайшему повелению». Польза была хоть та, что счеты за прежние годы свел. С сентября нынешнего. В 1883 году: Школы: здесь — Катихизаторская — шестнадцать человек всего, и то больше дрянь; в Оосака — совсем в расстройстве, все только и твердят про то. В Семинарию — принято сорок пять. В Россию посланы Мии и Ивасава. Для Женской школы куплен дом около Миссии, и она переведена туда. Розен уехал, а Давыдов приехал — радуется наше подполье! Есть кому оплевывать Россию! Граф Евфимий Игнатьевич Путятин умер. Иордан тоже. Гарат — далеко кулику до Петрова дня! Где быть православному — этому месту! Пеликаны уехали а Россию — опасно было, что оба застрелятся от срама от долгов. Доктора миссийского, Кванно, завел было, да плут и плох. К Сакаки обратились. Переведены молитвенник (и напечатан уже), Часослов и часть Октоиха. Написаны иконы: Святого Иоанна Евангелиста и Святого Матфея Евангелиста — дело Варвары. Ирина Ямасита вернулась из России и завела маленькую мастерскую. Шестьдесят девять ящиков с иконостасом пришли. Напечатаны картины Священной истории, да никто не покупает; дарим — берут. Плохой год, еще более плохой переход в 1884 год! Я почти совсем потерял бодрость и надежду на успех проповеди! Не дай Бог продолжиться или повториться этому настроению.
В 1883 году: По болезни уехал в Россию диакон Крыжановский и увез с собой хорошее пение. О. Анатолий совсем ослабел нравственно, как будто полумертвый по службе Миссии. О. Владимиру обещал отпуск в Россию в 1884 году. Тихая чуть не прогнал за его невообразимую гордость и скотство. Львовский живет себе, только — плохое пение. Я — никогда в таком мерзейшем настроении не переходил в следующий год, как ныне: одиночество и тоска! По проповеди: все помешано на деньгах, все только просят денег. Кроме о. Павла Ниицума, не знаю ни единого христианина и служащего Церкви! Боже, с какою бы радостию бросил все и уехал, чтоб и в век не слыхать об Японии. Роман Циба и Феодор Мидзуно — поставлены диаконами, Иоанн Оно — священником. Мидзуно — жаден до денег и ленив до того, что Савабе просит убрать его куда-нибудь, а сам же настоял на его дьяконстве. Проповедь везде вяла, и четырехсот не крещено, а в прежние годы всегда набегало за полгода больше пятисот, У протестантов же в нынешнем году особенно оживление — у них Дух Святой сошел; пишут, что в нынешнем году только крещено 4000, а прежде за пятнадцать лет только 5000. В 1882-м году: Отосланы из Миссии: о. Димитрий Смирнов, о. Гавриил Чаев и Марья Александровна Черкасова. Был первый выпуск в Семинарии: послан в Академию Алек. Мацуи, оставлен учителем Виссарион Авано. В первый раз обозрены Церкви на юго-западе. В Оосака с сентября поселился о. Анатолий и открыто Катихизатор- ское училище. Налитографированы первые иконы: Божией Матери, Спасителя большая (очень дурно), Спасителя малая и Божией Матери средняя (дурно). Построен каменный вал с юго-западной стороны Миссии. Стан в Хакодате поручен японскому священнику (о. Титу. И все исправно!). Поставлен священник для Пекинской Церкви из китайцев, для чего здесь был о. Флавиан с тремя китайцами. Из священников умер о. Тимофей Хариу. Mr. Гарат, почти совсем православный, отправляется в Европу и Россию. Начато чрез Посольство хлопотать о месте для Храма; но Розен — слишком зелен. Куплен в начале г-эда еще японский дом для помещения семинаристов. Начат перевод богослужения с Павлом Накаи. Колокола пришли для миссийского храма. Поставлены, по выбору Собора, три священника: Петр Сасагава, Иоанн Кано и Тит Комацу. При окончании трети экзаменов в школах не было. Занятия в школах закончены послеобеденными классами 29-го декабря. Семинаристы просили было закончить вместе с казенными школами 24-го, по крайней мере, 27-го декабря с тем, чтобы после Нового года занятия начать 9-го генваря. Но неудобство то, что главные учителя здесь русские, которым тоже хочется встречать Новый год. В 1883 году: Нужно будет в следующем, 1884 году, сделать и в наших школах, как в правительственных: плетью обуха не перешибешь! А то и ныне занимались до вечера 28-го декабря нового стиля, а все прочие ученики гуляли с 25-го, кажется; таім — наши будут гулять, все прочие — учиться. Нехорошо. Что делать, когда правительство обезьянничает Западную Европу. Но какое же отвращение хоть в чем быть похожими, будто следуем западным! Да что делать! Да и что тут! Все кажется, ни к чему!
Экзамены были: в Женской школе — о. Сато произвел, в Семинарии — для новых — о. Владимир сделал. Января 1883 г. Понедельник ен сен 62-м певчим двух хоров, по 50 сен....................................... 31 16-ти ученикам Причетнической школы, по 50 сен.... 8 Женской школе (более 30 человек) 5 Семинарии всей (более 50 человек)....................................... 5 Катихизаторской школе (более 20 человек)........................ 4 15-ти слугам — всем, без различия, по 2 ены.................... 30 Служащим Женской школы и слуге, мальцу недавнему...................................................................... 2 Слуге и служанке в Айайся по 1 ене....................................... 2 Ученикам Мидзуно и Имада по 50 сен, Григорию Такая 1 ен................................................................... 2 2- м ученикам у о. Павла Ниицума по 50 сен 1 Отцу Иакова Нива на праздник............................................... 3 Роману Комацу 30 сен, Иосии и Матрене 40 сен, племянникам Хорие 50 1 20 Ученику за воду 1 ену, сыну протестанта 50 сен............... 1........ 50 На извозчиков.............................................................................. 1 Итого:........................................................................................... 96........ 70 Утром в восемь часов была обедня и после нее молебен на Новый год, о чем извещено было вывешенным вчера «фукоку». Обедню и молебен служил о. Павел Сато. (О. Владимир уехал в Тооносава, о. Анатолий еще не приехал из Оосака). По окончании службы певчие все вместе пропели у меня тропарь и получили на кваси, затем приходили поздравлять школы и прочие. После полудня сделал визиты своим — о. Павлу Сато, в Айайся, Хорие, доктору Танесима, съездил потом в Цукидзи. Погода была прекрасная. Прозрачный воздух точно засорен был множеством змеев. Вечером приехал о. Анатолий. 2 января 1883 г. Вторник ен сен На поездку в Йокохаму издержано......................................... 3 Ездил по приглашению, чрез о. Анатолия, Мт Пеликан, чтобы повидаться у нее за завтраком с Mr. Harratt’oM, собирающимся в Америку и Австралию по болезни телесной и душевной. На запрос от меня мнения я советовал отправиться в Россию, где его отлично примут граф Путятин, Победоносцев и прочие и где он будет иметь возможность докончить изучение православия, смотря на него в осуществлении. 3 января 1883 г. Среда ен сен Якову, мальчику, прислуживающему в Церкви в Сиба.... 50 На змея Сёодзи и прочим..................................................................... 40 Посетил о. Павла Ниицума, бывшего у меня с поздравлением в первый день. Застал спевавшихся тамошних певчих и дал им, 14-ти, всем по 50 сен 7
Января 1883 г. Пятница ен сен Девочкам-певчим на хане......................................................... 2 Всенощная отслужена соборне; кроме нас были: о. Анатолий и о. Владимир, приехавший на праздник из Тооносава, хотя ему и сказано было, чтобы, если хочет, оставался там. Было благословение хлебов. «Дева днесь» пропели очень плохо — переложение Якова Дмитриевича, торопливое, как видно. Проповедь сказана мною. Января 1883 г. Суббота. Рождество Христово В десять часов началась обедня соборне: служил со мной о. Владимир, а о. Анатолий — в Посольстве. Пели пренесносно, под управлением о. диакона, вообразившего, что живость пения состоит в крике и каком-то солдатском командовании голосом во время пения. Едва я выдержал безобразничанье о. диакона. Проповедь сказал. После службы обычные поздравления христиан и школ. ен сен Дано: певчим, как и в прошлый Новый год, по 50 сен на человека, 62-м человекам............................... 31 Кроме того, исполатчикам, в первый раз сегодня певшим отдельно, по 25 сен — 6-ти человекам.................. 1........ 50 26-ти ученикам Причетнической школы, чтецу (из Катихизаторской школы) и иподиакону по 50-ти сен — 18-ти человекам.............................................. 9 Семинарии..................................................................................... 5 Женской школе............................................................................. 5 Катихизаторской школе............................................................ 4 15-ти слугам по 2 ены, как в Новый Год, Ирине и мальцу-слуге новому (по 1 ене)......................................... 32 Роману Комацу и прочим по мелочам.................................. 1 Всего............................................................................................ 88........ 50 Позавтракавши дома с о. диаконом и о. Владимиром, ибо все здесь кончилось около двух часов, поехали поздравить в Посольство. Потом здесь были Пеликаны и прочие. Вечером служена всенощная, на которой проповедь была о. Анатолия. Января 1883 г. Воскресенье Соборне отслужена Литургия с участием о. Анатолия и о. Владимира. Диакон несносно капризничал вследствие того, что я заметил ему — выжидать окончания пения «сю аваремеё» прежде говорения следующего прошения, иначе не слышно, о чем просьба. Вследствие немалого своего гнева Евангелие прочитал премерзко. Японцы даже улыбались и недоумевали: что, мол, за безобразие. Экое несчастье иметь на службе капризных и гневливых людей! Проповедь сказана. В два часа пришла с поздравлением с праздником Церковь Коодзима- ци, то есть о. Павел Ниицума со своим хором певчих, тамошние катихизаторы, сицудзи и несколько христиан. Пропели у меня, после чего все были угощены чаем, японскими апельсинами и кваси — в аудитории; о. же Павел с катихизаторами и Исивара из сицудзи — у меня в комнате рюмкой портвейну. ен сен Певчим — 16-ти человекам (и в Церкви служащим) по 50-ти сен дано 8 После того все отправились в Якову Дмитриевичу поздравить его и вместе о. Анатолия. В половине четвертого была свадьба Михея и Риммы, где, между прочим, Никита был шафером. Января 1883 г. Понедельник В восемь часов утра началась Литургия. Служил о. Анатолий, всенощной не было. О Литургии сегодня объявлено вчера вывеской оповещения. Кроме учащихся, было мало в Церкви. Проповеди не было.— После Литургии о. Анатолий сделал неловкость недопущения раздачи священного хлеба.
Вся партия поехала в Йокохаму к Пеликанам с поздравлением. Я остался дома по следующей причине: в четыре часа 8-го числа (мне сказано было) придет ко мне Сакураи — начальник по вероисповеданиям. Но, кажись, все это махинация некоего Симадзу, вообразившего, что может надуть меня насчет денег (просил 200 ен, получил — 0). Во всяком случае, хорошо хоть то, что следствия обмана не простираются далее запоздания поздравления Пеликанов на день, что тем более еще сноснее, что завтра, по условию, должен проститься у них с Mr. Harratt’o.M, едущим в Европу. Что-то будет с этим полуженственным, хоть и привлекательным существом! День был восхитительно хороший, и я половину гулял за домом, греясь на солнце. Января 1883 г. Вторник Был в Йокохаме поздравить Пеликанов с праздником Рождества Христова. Простился у них с Reverend Harratt’oM и дал ему два рекомендательных письма: в Санкт-Петербург к графу Путятину, в Москву к князю Н. П. Мещерскому. Получил от него почти все книги, которые прежде давал ему из Основной библиотеки для чтения. Получено известие из России, что Мацуи хорошо выдержал приемный экзамен и принят в Академию, а Ирина Ямасита чрезвычайно дурно рекомендует себя и мучает всех окружающих ее. Год. 1 генваря нового стиля Вчера была всенощная; были почти только ученики; пели певчие, стоя вместе на левом клиросе. Служил о. Павел Сато. О. Анатолий еще не приехал из Оосака. О. Владимир уехал в Нагано; здесь еще о. Павел Савабе, да он, когда здесь, больше хандрит и хохлится. В воскресенье поставлено было на доме объявление, что служба в Новый год будет в восемь часов. Сегодня в восемь часов и была обедня. Служил о. Павел Сато и дьякон Роман; я сказал проповедку, совершенно экспромтом и потому плохо. О том, что год — посол от нас к Богу и что время беречь нужно. О. Павел Сато с Романом отслужили молебен, после которого — крест и кропление святой водой. 1. Семинария; дано старым певчим по........................................................................... 40 сен новым певчим по............................................................................. 30 сен ученикам простым по.................................................................... 20 сен 2. Женская школа, дано певчим по................................................ 40 сен Из певчих, впрочем, не все пришли, из простых учениц — тоже не все; те так и остались ни с чем, разве после придут поздравить, тогда и получат. Р. S. Сейчас и приходили трое певчих и получили по... 40 сен (Именно Никанору, Алексею, Василию, Луке — повару у учеников, Захарию, главному слуге в Семинарии, Никите и Андрею, всего 7-ми по 1 /ч ены). Прочим по 1 ене — каждому, за исключением очень новых, а также женщин, которым: Ирине................................................................................................. 70 сен жене Монбана в Женской школе............................................... 50 сен Ольге — поварихе в Женской школе............................ 1.... ена Евдокии Кидо в Айайся................................................................ 70 сен Слуге в Айайся.................................................................... 1.... ена Всего прислуге роздано:................................................. 24.. ены 90 сен Приходившим извне мальчикам: Исидору, Александру и Ивану по............................................. 20 сен Роману, сыну о. Тита.................................................................... 30 сен Сыну учителя математики Хигуци........................................... 30 сен Итого роздано сегодня:.................................................. 66..... ен 20 сен Все вертелся отец Якова Нива, должно быть, по примеру предыдущего года, ждал подачки, но первый раз наскочил, когда я из Церкви только что — спешил схватить за подрясник — значит: «Поздравляю». «Спасибо» — и только; потом прислал, должно быть, сына за неполученной подачкой, но тоже не вовремя. Ладно, и то недавно два раза дана ему помощь — не в счет, а еще дам, коли придет на Рождество; больно уж попрошайка этот старик. После поздравлений учеников и в промежутках приходили катихизаторы, христиане, доктор Танесима, Моисей и прочие. Позавтракал в час в холодной комнате о. Анатолия, ибо не дали бы поесть. Купил на праздник вина: хересу 1 бутылку и портвейну 2 бутылки (за неимением хересу негорлидера) и 2 коробки бисквитов. Пока — вот скоро два часа — вином не нужно было угощать никого, а чаем с бисквитами угостил учителя математики с сыном и его помощника. Не лучше ли на будущий год служить в Новый год в семь часов утра и завтракать ученикам уже после обедни? Никанор находит лучшим, потому что ему приходится с трех часов ночи вставать и готовить моци, если завтракать, как теперь, до обедни. С будущего года, кажется, лучше будет — в семь обедня, тем более, что в это время, как и сегодня, например, всегда бывает довольно много причастников. Так, кстати, и по [?] бы все до после обедни. Никуда не пошел в город (пишу это в пятом часу), а обошел своих: о. Павла Сато, Оогоя, о. Павла Савабе, Авано, Алексея Савабе, Павла Накаи, Овате, Айайся, то есть переводчиков, заканчивая Хорие, у которого встретил его племянника-католика, что учился в Католической школе в Китае, мальца двадцати пяти лет, еще учащегося, которого уже не боятся отпускать в город, потому что очки, как видно, втерли, сердце вынули, зубы вставили. Истратил еще — Мурата Петру...................................... 1.. ену Больному ученику, певчему........................................................ 30 сен Итого всего сегодня вышло:........................................... 67.. ен 50 сен Вернувшись домой в три часа, напился чаю с хересом, хотел идти в город прогуляться — ветрено, хотя погода ясная, хотел идти сделать визиты докторам Сасаки и Танесима, также в Женскую школу — учебному штату, да ну их! Не стоит! Потом гулял на дворе на открытом воздухе, да и успокоился на сегодня, вечером едва ли кто будет. На дворе так и гудят змеи, пускаемые ребятами. Сергий Номура — настоящий профессор змеелогии. Когда гулял, подошли поздравить, значит — за подачкой, еще пять учениц; дал... 1 ену 60 сен Итого, за первый день японского Нового года растранжирено (а как без этого!): 69 ен 10 сен Вечером пришел Алексей Савабе, говорил, как весело вчера встретили Новый год ученики, занимаясь играми, в которых мазали рожи тушью, и все хохотали и резвились до полуночи, даже самые маленькие не спали. Стало быть, не нужно помышлять об устройстве Елки для учеников, а практичнее всего дать несколько на гостинцы и предоставить весельчакам из них занимать общество по-своему. Алешка Савабе, например, к этому способен. Рассказывал мне Алешка о сумасшествии Мурата — как оно сперва начало, проявилось и прочее. Вообще, расположение духа сегодня не очень дурное было. И это из-за того, что Оогое сказал: «Да и в прошлом году не больше к этому времени было крещенных — 310 или что-то около этого», тогда как нынче 347. Стало быть, дело Церкви и теперь не очень уж дурно идет вопреки россказням Савабе. Стало быть, мое расположение духа сообразно с состоянием Церкви, как барометр с погодой. Год. 2 генваря нового стиля Здоровье было хорошее, погода тоже; ушел гулять, за неименьем идти к кому, и прошлялся и проездил до одиннадцати. Беда в эти праздники, когда дома отвратительно быть — не дают покоя поздравлениями, а пойти не к кому. Проехал по большой улице в Сиба, с А[?] долго смотрел. Когда вернулся домой, пришел о. Анатолий, приехавший из Оосака. Как же он прокис! Ни к чему не годен! Все опротивело ему. И не только японское, но и все. Свидетельство этому было замечательное. Начал я ему рассказывать о визите Пуля, аглицкого бишопа, но в самом интересном месте, когда я только было разошелся в рассказе, да и шла самая суть («признает ли Вселенская Церковь нашу евхаристию?»), пришел Оогое, очевидно, на минутку, по делу, но о. Анатолий обрадовался случаю улизнуть от меня и ушел, не поинтересовавшись продолжением рассказа — разительно! Кажется, с него проку больше ждать нельзя. После завтрака отдыхал, гулял и был весь день дома. Расходы сегодняшнего Дня: На извозчика................................................................................. 50.. сен Пришедшим с поздравлением детям о. Павла Сато, троим по 20 сен.................................................. 60.. сен 2-м певчим девочкам, вчера не бывшим.................................. 80.. сен Всего....................................................................................... 1 ена 90 сен
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.069 с.) |