Декабря 1911 / 9 января 1912. Вторник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декабря 1911 / 9 января 1912. Вторник



С 8-ми часов Литургия, которую тоже отслужил о. Тит Косияма.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Дневниковые записи
за 1883-1894 гг.,
не вошедшие во 11 и 111 тт.

настоящего издания

[1886 или 1887 гг.]

Умерли: посланник Давыдов и переводчик Маленда — и туда им дорога! Господи, спаси души их, не думающие ныне зла Миссии! — Но здесь для Миссии они положительно были вредны, поэтому, вероятно, и убра­лись отсюда. Что может быть мерзей между людьми этого Маленды, глаголющего: «Я, хотя и маленький человек, но могу много зла сделать вам (то есть Миссии)». Эта фраза мне душу (1-2 нрзб)! А Давыдов! Путя­тину убрал он отсюда из-за скверного сентиментальничанья. А перевод поехал в Министерство иностранных дел без слова мне! А расстройство (2 нрзб) закладке Собора!

Что за дрянные представители всегда здесь!

В 1885 году:

Для Миссии совсем плохо: в генваре приехали о. Владимир с о. Геде­оном и диаконом Митрофаном; после прибыл диакон Орлов. Все дрянь — уехали в этом же году.

Владимир в каникулы писал мне такие грубые письма, что я еще таких скверных каникул не запомню. Двенадцать колоколов думает по­весить в Тоносава: словом, сделать из Тоносава дом сумасшедших. Там поселились о. Георгий и графиня Путятина, и костят все вместе Мис­сию, как ад, «дьявольскоеде место». Словом, Владимир, Путятина и Ге­оргий — враги Миссии. Пока они еще не вредят Миссии, то пусть живут. Со временем же, вероятно, придется погнать их.

О. Анатолий, печеная репа, уедет — не жаль будет. (Что за мерзость! И писать-то обо всех этих личностях отвращение берет, так что прихо­дится не писать, а пачкать, сообразно их характеру!)


В 1884 году:

По Миссии: о. Владимир поехал в конце марта в отпуск — еще не вернулся.

Ольга Евфимовна Путятина приехала, но лежит в Посольстве больная.

Тихай переведен на службу в Посольство совсем.

О. Георгий с Афона приехал.

По Церкви: было страшное расстройство от Савабе, Цуда, Ясуки, Камамото и прочих.

Прескверный, немирный год был, особенно до Собора.

Начат постройкой Собор, но еще над землей не поднялись нисколько.

Напечатаны первые богослужебные книги: Часослов и Воскресный Октоих,

— иконы Благовещения, Святого Апостола Павла,

— из книг кое-что, как Послание к Ефессянам и прочее.

В Россию, в Академию, послан Пантелеймон Сато.

Японское Правительство отменило официальное положение буддизма и синто, но для православия пока мало пользы от того.

Поставлен диакон Симеон Юкава.

Умер Виссарион Авано и учитель, старик Сакай.

Ирина Ямасита ушла из Миссии.

Oriental Bank обанкротился, и долларов десять тысяч почти пропало.

В 1883 году:

О. Савабе на Соборе избран благочинным — как же, нужно и это не забыть,— и теперь вот оплевывает в Церкви все зауряд, и тем терзает меня страшно, ибо что худо — не говорит, как поправить — не учит.

Кёокиу-хоноо предпринято. Как же — тоже по соборному определе­нию — и теперь вот еще глубже все запустили зубы в русские пожертво­вания.

Аглицкий бишоп Пуль приехал, и на первых же днях звался ко мне с допросом: признает ли наша Церковь их священство и евхаристию,— и поделом же ему, не суйся с вопросами, на которые самый вежливый ответ — невежливость с их точки (а с нашей — прямая правда).

Ревизором чуть не приехал некто полковник Сумароков «по высочай­шему повелению». Польза была хоть та, что счеты за прежние годы свел.

С сентября нынешнего.

В 1883 году:

Школы: здесь — Катихизаторская — шестнадцать человек всего, и то больше дрянь; в Оосака — совсем в расстройстве, все только и твердят про то.

В Семинарию — принято сорок пять.

В Россию посланы Мии и Ивасава.

Для Женской школы куплен дом около Миссии, и она переведена туда.

Розен уехал, а Давыдов приехал — радуется наше подполье! Есть кому оплевывать Россию!

Граф Евфимий Игнатьевич Путятин умер. Иордан тоже. Гарат — да­леко кулику до Петрова дня! Где быть православному — этому месту!

Пеликаны уехали а Россию — опасно было, что оба застрелятся от срама от долгов.

Доктора миссийского, Кванно, завел было, да плут и плох. К Сакаки обратились.

Переведены молитвенник (и напечатан уже), Часослов и часть Ок­тоиха.

Написаны иконы: Святого Иоанна Евангелиста и Святого Матфея Евангелиста — дело Варвары.

Ирина Ямасита вернулась из России и завела маленькую мастерскую.

Шестьдесят девять ящиков с иконостасом пришли.

Напечатаны картины Священной истории, да никто не покупает; дарим — берут.

Плохой год, еще более плохой переход в 1884 год! Я почти совсем потерял бодрость и надежду на успех проповеди! Не дай Бог продол­житься или повториться этому настроению.

В 1883 году:

По болезни уехал в Россию диакон Крыжановский и увез с собой хорошее пение.

О. Анатолий совсем ослабел нравственно, как будто полумертвый по службе Миссии.

О. Владимиру обещал отпуск в Россию в 1884 году.

Тихая чуть не прогнал за его невообразимую гордость и скотство.

Львовский живет себе, только — плохое пение.

Я — никогда в таком мерзейшем настроении не переходил в следую­щий год, как ныне: одиночество и тоска!

По проповеди: все помешано на деньгах, все только просят денег. Кроме о. Павла Ниицума, не знаю ни единого христианина и служащего Церкви! Боже, с какою бы радостию бросил все и уехал, чтоб и в век не слыхать об Японии.

Роман Циба и Феодор Мидзуно — поставлены диаконами, Иоанн Оно — священником.

Мидзуно — жаден до денег и ленив до того, что Савабе просит убрать его куда-нибудь, а сам же настоял на его дьяконстве.

Проповедь везде вяла, и четырехсот не крещено, а в прежние годы всегда набегало за полгода больше пятисот, У протестантов же в нынешнем году особенно оживление — у них Дух Святой сошел; пишут, что в ны­нешнем году только крещено 4000, а прежде за пятнадцать лет только 5000.

В 1882-м году:

Отосланы из Миссии: о. Димитрий Смирнов, о. Гавриил Чаев и Марья Александровна Черкасова.

Был первый выпуск в Семинарии: послан в Академию Алек. Мацуи, оставлен учителем Виссарион Авано.

В первый раз обозрены Церкви на юго-западе.

В Оосака с сентября поселился о. Анатолий и открыто Катихизатор- ское училище.

Налитографированы первые иконы: Божией Матери, Спасителя большая (очень дурно), Спасителя малая и Божией Матери средняя (дурно).

Построен каменный вал с юго-западной стороны Миссии.

Стан в Хакодате поручен японскому священнику (о. Титу. И все ис­правно!).

Поставлен священник для Пекинской Церкви из китайцев, для чего здесь был о. Флавиан с тремя китайцами.

Из священников умер о. Тимофей Хариу.

Mr. Гарат, почти совсем православный, отправляется в Европу и Россию.

Начато чрез Посольство хлопотать о месте для Храма; но Розен — слишком зелен.

Куплен в начале г-эда еще японский дом для помещения семинаристов.

Начат перевод богослужения с Павлом Накаи.

Колокола пришли для миссийского храма.

Поставлены, по выбору Собора, три священника: Петр Сасагава, Иоанн Кано и Тит Комацу.

При окончании трети экзаменов в школах не было. Занятия в школах закончены послеобеденными классами 29-го декабря. Семинаристы просили было закончить вместе с казенными школами 24-го, по крайней мере, 27-го декабря с тем, чтобы после Нового года занятия начать 9-го генваря. Но неудобство то, что главные учителя здесь русские, которым тоже хочется встречать Новый год.

В 1883 году:

Нужно будет в следующем, 1884 году, сделать и в наших школах, как в правительственных: плетью обуха не перешибешь! А то и ныне занимались до вечера 28-го декабря нового стиля, а все прочие ученики гуляли с 25-го, кажется; таім — наши будут гулять, все прочие — учиться. Нехоро­шо. Что делать, когда правительство обезьянничает Западную Европу. Но какое же отвращение хоть в чем быть похожими, будто следуем западным! Да что делать! Да и что тут! Все кажется, ни к чему!

Экзамены были: в Женской школе — о. Сато произвел, в Семинарии — для новых — о. Владимир сделал.

Января 1883 г. Понедельник

ен сен

62-м певчим двух хоров, по 50 сен....................................... 31

16-ти ученикам Причетнической школы, по 50 сен.... 8 Женской школе (более 30 человек) 5

Семинарии всей (более 50 человек)....................................... 5

Катихизаторской школе (более 20 человек)........................ 4

15-ти слугам — всем, без различия, по 2 ены.................... 30

Служащим Женской школы и слуге,

мальцу недавнему...................................................................... 2

Слуге и служанке в Айайся по 1 ене....................................... 2

Ученикам Мидзуно и Имада по 50 сен,

Григорию Такая 1 ен................................................................... 2

2- м ученикам у о. Павла Ниицума по 50 сен 1

Отцу Иакова Нива на праздник............................................... 3

Роману Комацу 30 сен, Иосии и Матрене 40 сен, племянникам Хорие 50     1        20

Ученику за воду 1 ену, сыну протестанта 50 сен............... 1........ 50

На извозчиков.............................................................................. 1

Итого:........................................................................................... 96........ 70

Утром в восемь часов была обедня и после нее молебен на Новый год, о чем извещено было вывешенным вчера «фукоку». Обедню и молебен служил о. Павел Сато. (О. Владимир уехал в Тооносава, о. Анатолий еще не приехал из Оосака).

По окончании службы певчие все вместе пропели у меня тропарь и получили на кваси, затем приходили поздравлять школы и прочие.

После полудня сделал визиты своим — о. Павлу Сато, в Айайся, Хо­рие, доктору Танесима, съездил потом в Цукидзи. Погода была прекрас­ная. Прозрачный воздух точно засорен был множеством змеев. Вечером приехал о. Анатолий.

2 января 1883 г. Вторник

ен сен

На поездку в Йокохаму издержано......................................... 3

Ездил по приглашению, чрез о. Анатолия, Мт Пеликан, чтобы пови­даться у нее за завтраком с Mr. Harratt’oM, собирающимся в Америку и Австралию по болезни телесной и душевной. На запрос от меня мнения я советовал отправиться в Россию, где его отлично примут граф Путя­тин, Победоносцев и прочие и где он будет иметь возможность докон­чить изучение православия, смотря на него в осуществлении.

3 января 1883 г. Среда

ен сен

Якову, мальчику, прислуживающему в Церкви в Сиба....       50

На змея Сёодзи и прочим..................................................................... 40

Посетил о. Павла Ниицума, бывшего у меня

с поздравлением в первый день. Застал спевавшихся тамошних певчих и дал им, 14-ти, всем по 50 сен          7

Января 1883 г. Пятница

ен сен

Девочкам-певчим на хане......................................................... 2

Всенощная отслужена соборне; кроме нас были: о. Анатолий и о. Вла­димир, приехавший на праздник из Тооносава, хотя ему и сказано было, чтобы, если хочет, оставался там. Было благословение хлебов. «Дева днесь» пропели очень плохо — переложение Якова Дмитриевича, то­ропливое, как видно. Проповедь сказана мною.

Января 1883 г. Суббота.

Рождество Христово

В десять часов началась обедня соборне: служил со мной о. Влади­мир, а о. Анатолий — в Посольстве. Пели пренесносно, под управлени­ем о. диакона, вообразившего, что живость пения состоит в крике и каком-то солдатском командовании голосом во время пения. Едва я вы­держал безобразничанье о. диакона. Проповедь сказал. После службы обычные поздравления христиан и школ.

ен сен

Дано: певчим, как и в прошлый Новый год,

по 50 сен на человека, 62-м человекам............................... 31

Кроме того, исполатчикам, в первый раз сегодня

певшим отдельно, по 25 сен — 6-ти человекам.................. 1........ 50

26-ти ученикам Причетнической школы, чтецу

(из Катихизаторской школы) и иподиакону

по 50-ти сен — 18-ти человекам.............................................. 9

Семинарии..................................................................................... 5

Женской школе............................................................................. 5

Катихизаторской школе............................................................ 4

15-ти слугам по 2 ены, как в Новый Год, Ирине

и мальцу-слуге новому (по 1 ене)......................................... 32

Роману Комацу и прочим по мелочам.................................. 1

Всего............................................................................................ 88........ 50

Позавтракавши дома с о. диаконом и о. Владимиром, ибо все здесь кончилось около двух часов, поехали поздравить в Посольство. Потом здесь были Пеликаны и прочие. Вечером служена всенощная, на которой проповедь была о. Анатолия.

Января 1883 г. Воскресенье

Соборне отслужена Литургия с участием о. Анатолия и о. Владимира. Диакон несносно капризничал вследствие того, что я заметил ему — выжидать окончания пения «сю аваремеё» прежде говорения следующе­го прошения, иначе не слышно, о чем просьба. Вследствие немалого своего гнева Евангелие прочитал премерзко. Японцы даже улыбались и недоумевали: что, мол, за безобразие. Экое несчастье иметь на службе капризных и гневливых людей! Проповедь сказана.

В два часа пришла с поздравлением с праздником Церковь Коодзима- ци, то есть о. Павел Ниицума со своим хором певчих, тамошние катихи­заторы, сицудзи и несколько христиан. Пропели у меня, после чего все были угощены чаем, японскими апельсинами и кваси — в аудитории; о. же Павел с катихизаторами и Исивара из сицудзи — у меня в комнате рюмкой портвейну.

ен сен

Певчим — 16-ти человекам (и в Церкви служащим) по 50-ти сен дано           8

После того все отправились в Якову Дмитриевичу поздравить его и вместе о. Анатолия.

В половине четвертого была свадьба Михея и Риммы, где, между прочим, Никита был шафером.

Января 1883 г. Понедельник

В восемь часов утра началась Литургия. Служил о. Анатолий, всенощ­ной не было. О Литургии сегодня объявлено вчера вывеской оповеще­ния. Кроме учащихся, было мало в Церкви. Проповеди не было.— После Литургии о. Анатолий сделал неловкость недопущения раздачи священ­ного хлеба.

Вся партия поехала в Йокохаму к Пеликанам с поздравлением. Я остал­ся дома по следующей причине: в четыре часа 8-го числа (мне сказано было) придет ко мне Сакураи — начальник по вероисповеданиям. Но, кажись, все это махинация некоего Симадзу, вообразившего, что может надуть меня насчет денег (просил 200 ен, получил — 0). Во всяком слу­чае, хорошо хоть то, что следствия обмана не простираются далее запо­здания поздравления Пеликанов на день, что тем более еще сноснее, что завтра, по условию, должен проститься у них с Mr. Harratt’o.M, еду­щим в Европу. Что-то будет с этим полуженственным, хоть и привлека­тельным существом!

День был восхитительно хороший, и я половину гулял за домом, греясь на солнце.

Января 1883 г. Вторник

Был в Йокохаме поздравить Пеликанов с праздником Рождества Христова. Простился у них с Reverend Harratt’oM и дал ему два рекомен­дательных письма: в Санкт-Петербург к графу Путятину, в Москву к князю Н. П. Мещерскому. Получил от него почти все книги, которые прежде давал ему из Основной библиотеки для чтения.

Получено известие из России, что Мацуи хорошо выдержал приемный экзамен и принят в Академию, а Ирина Ямасита чрезвычайно дурно рекомендует себя и мучает всех окружающих ее.

Год. 1 генваря нового стиля

Вчера была всенощная; были почти только ученики; пели певчие, стоя вместе на левом клиросе. Служил о. Павел Сато. О. Анатолий еще не приехал из Оосака. О. Владимир уехал в Нагано; здесь еще о. Павел Савабе, да он, когда здесь, больше хандрит и хохлится.

В воскресенье поставлено было на доме объявление, что служба в Новый год будет в восемь часов.

Сегодня в восемь часов и была обедня. Служил о. Павел Сато и дья­кон Роман; я сказал проповедку, совершенно экспромтом и потому пло­хо. О том, что год — посол от нас к Богу и что время беречь нужно. О. Павел Сато с Романом отслужили молебен, после которого — крест и кропление святой водой.

1. Семинария; дано

старым певчим по........................................................................... 40 сен

новым певчим по............................................................................. 30 сен

ученикам простым по.................................................................... 20 сен

2. Женская школа, дано певчим по................................................ 40 сен

Из певчих, впрочем, не все пришли, из простых учениц — тоже не все; те так и остались ни с чем, разве после придут поздравить, тогда и получат.

 

Р. S. Сейчас и приходили трое певчих и получили по... 40 сен

(Именно Никанору, Алексею, Василию, Луке — повару у учеников, Заха­рию, главному слуге в Семинарии, Никите и Андрею, всего 7-ми по 1 ены).

Прочим по 1 ене — каждому, за исключением очень новых, а также женщин, которым:

Ирине................................................................................................. 70 сен

жене Монбана в Женской школе............................................... 50 сен

Ольге — поварихе в Женской школе............................ 1.... ена

Евдокии Кидо в Айайся................................................................ 70 сен

Слуге в Айайся.................................................................... 1.... ена

Всего прислуге роздано:................................................. 24.. ены 90 сен

Приходившим извне мальчикам:

Исидору, Александру и Ивану по............................................. 20 сен

Роману, сыну о. Тита.................................................................... 30 сен

Сыну учителя математики Хигуци........................................... 30 сен

Итого роздано сегодня:.................................................. 66..... ен 20 сен

Все вертелся отец Якова Нива, должно быть, по примеру предыдущего года, ждал подачки, но первый раз наскочил, когда я из Церкви только что — спешил схватить за подрясник — значит: «Поздравляю». «Спаси­бо» — и только; потом прислал, должно быть, сына за неполученной подачкой, но тоже не вовремя. Ладно, и то недавно два раза дана ему помощь — не в счет, а еще дам, коли придет на Рождество; больно уж попрошайка этот старик.

После поздравлений учеников и в промежутках приходили катихиза­торы, христиане, доктор Танесима, Моисей и прочие. Позавтракал в час в холодной комнате о. Анатолия, ибо не дали бы поесть.

Купил на праздник вина: хересу 1 бутылку и портвейну 2 бутылки (за неимением хересу негорлидера) и 2 коробки бисквитов.

Пока — вот скоро два часа — вином не нужно было угощать никого, а чаем с бисквитами угостил учителя математики с сыном и его помощника.

Не лучше ли на будущий год служить в Новый год в семь часов утра и завтракать ученикам уже после обедни? Никанор находит лучшим, пото­му что ему приходится с трех часов ночи вставать и готовить моци, если завтракать, как теперь, до обедни. С будущего года, кажется, лучше будет — в семь обедня, тем более, что в это время, как и сегодня, например, всегда бывает довольно много причастников. Так, кстати, и по [?] бы все до после обедни.

Никуда не пошел в город (пишу это в пятом часу), а обошел своих: о. Павла Сато, Оогоя, о. Павла Савабе, Авано, Алексея Савабе, Павла Накаи, Овате, Айайся, то есть переводчиков, заканчивая Хорие, у кото­рого встретил его племянника-католика, что учился в Католической школе в Китае, мальца двадцати пяти лет, еще учащегося, которого уже не боятся отпускать в город, потому что очки, как видно, втерли, сердце вынули, зубы вставили.

Истратил еще — Мурата Петру...................................... 1.. ену

Больному ученику, певчему........................................................ 30 сен

Итого всего сегодня вышло:........................................... 67.. ен 50 сен

Вернувшись домой в три часа, напился чаю с хересом, хотел идти в город прогуляться — ветрено, хотя погода ясная, хотел идти сделать визиты докторам Сасаки и Танесима, также в Женскую школу — учебному штату, да ну их! Не стоит!

Потом гулял на дворе на открытом воздухе, да и успокоился на сегодня, вечером едва ли кто будет.

На дворе так и гудят змеи, пускаемые ребятами. Сергий Номура — настоящий профессор змеелогии.

Когда гулял, подошли поздравить,

значит — за подачкой, еще пять учениц; дал...        1 ену 60 сен

Итого, за первый день японского Нового года растранжирено (а как без этого!):      69     ен 10 сен

Вечером пришел Алексей Савабе, говорил, как весело вчера встретили Новый год ученики, занимаясь играми, в которых мазали рожи тушью, и все хохотали и резвились до полуночи, даже самые маленькие не спали. Стало быть, не нужно помышлять об устройстве Елки для учени­ков, а практичнее всего дать несколько на гостинцы и предоставить весельчакам из них занимать общество по-своему. Алешка Савабе, на­пример, к этому способен.

Рассказывал мне Алешка о сумасшествии Мурата — как оно сперва начало, проявилось и прочее.

Вообще, расположение духа сегодня не очень дурное было. И это из-за того, что Оогое сказал: «Да и в прошлом году не больше к этому времени было крещенных — 310 или что-то около этого», тогда как нын­че 347.

Стало быть, дело Церкви и теперь не очень уж дурно идет вопреки россказням Савабе.

Стало быть, мое расположение духа сообразно с состоянием Церкви, как барометр с погодой.

Год. 2 генваря нового стиля

Здоровье было хорошее, погода тоже; ушел гулять, за неименьем идти к кому, и прошлялся и проездил до одиннадцати. Беда в эти празд­ники, когда дома отвратительно быть — не дают покоя поздравлениями, а пойти не к кому. Проехал по большой улице в Сиба, с А[?] долго смотрел.

Когда вернулся домой, пришел о. Анатолий, приехавший из Оосака. Как же он прокис! Ни к чему не годен! Все опротивело ему. И не только японское, но и все. Свидетельство этому было замечательное. Начал я ему рассказывать о визите Пуля, аглицкого бишопа, но в самом интерес­ном месте, когда я только было разошелся в рассказе, да и шла самая суть («признает ли Вселенская Церковь нашу евхаристию?»), пришел Оогое, очевидно, на минутку, по делу, но о. Анатолий обрадовался случаю улиз­нуть от меня и ушел, не поинтересовавшись продолжением рассказа — разительно! Кажется, с него проку больше ждать нельзя.

После завтрака отдыхал, гулял и был весь день дома.

Расходы сегодняшнего Дня:

На извозчика................................................................................. 50.. сен

Пришедшим с поздравлением детям

о. Павла Сато, троим по 20 сен.................................................. 60.. сен

2-м певчим девочкам, вчера не бывшим.................................. 80.. сен

Всего....................................................................................... 1 ена 90 сен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.069 с.)