ТОП 10:

Глава II . Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений у младших школьников



 

2.1. Роль экскурсий в образовательном процессе

 

Изучение природы нельзя представить себе без непосредственного наблюдения и исследования предметов и явлений природы. Поэтому в практике преподавания естествознания большое место занимают экскурсии в природу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования практических умений младших школьников в образовательном процессе.

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса,

которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях [13]. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют, расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Задача современного педагога по естествознанию – донести до ума и сердец младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и природы, и человека [19].

В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены на формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой предусмотрены следующие экскурсии:  

- при изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе;

- при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей, с поверхностью и водоёмами края [15].

В курсе «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы «Природа и мы» предусмотрены следующие экскурсии:

- природа вокруг нас (объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием человека;

- охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая

- тропа) [16].

В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии:

- растения и животные леса;

- растения и животные луга; 

- растения и животные водоёма.

Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению:

- выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух, вода, растения, животные);

- систематизируются и расширяются знания об охране природы;

- раскрывается роль природы в жизни человека; 

- систематизируются представления о взаимосвязях в природе [16].

Благодаря экскурсиям этот материал становится доступнее для младших школьников.

В практике преподавателей экскурсии проводятся, в основном, во внеурочное время.

Также проводятся экскурсии на станцию юннатов, поездки в город-герой, дельфинарий, наблюдения за растениями и животными в парках и скверах города. На уроках труда дети изготовляют кормушки для птиц. В время осенней экскурсии развешивают их, а в зимнее время – подкармливают птиц.

Например, в ходе экскурсии «Природа вокруг нас» по экологической

тропе, проходящей в пойме реки Томи на Соколухинских горах. Приведём пример экскурсии:

Тема экскурсии: «Природа вокруг нас».

Цель экскурсии: 

- Изучение природы ближайшего окружения;  

- распознавание деревьев, кустарников, травянистых растений по характерным признакам; 

- выяснение влияния близости города на лесной массив и реку Томь; 

- определение правил экологически грамотного поведения.

                          План экскурсии.

Главные остановки во время экскурсии:

1. «Травянистые растения».

2.  «Памятник природы».

3. «Соколухинские горы».

4. «Танцующий лес»

Дети делают остановки у разных природных объектов, с помощью атласа-определителя сами узнают названия растений и насекомых. Затем в игровой форме упражняются в запоминании   деревьев, кустарников, травянистых растений, учатся различать их по листьям, веточкам, коре. Задачей экскурсии является не только запоминание растений и встреченных животных, но и выяснение, как на лесной массив влияет близость города, людей. Обращается внимание детей на негативные последствия, вызванные пребыванием здесь большого числа людей: сломанные деревья, вытоптанные дорожки и полянки, мусор, выжженные места от разведения костров. Устанавливаются соответствующие причинно-следственные связи, определяются правила экологически грамотного поведения. После проведённой экскурсии дети описывают свои впечатления от увиденного в сочинениях, сопровождая их рисунками.

С учётом того, что у младших школьников ведущим видом деятельности является игровая, для лучшего усвоения экологических понятий проводятся дидактические игры во время экскурсий [9].

Дидактическая игра «Деревья и кусты».

В начале игры вспоминают, как по величине можно отличить деревья и

кусты (дерево высокое, а куст низкий). Сообщается условие игры: когда называют дерево, руки нужно поднимать вверх, а когда куст – опустить вниз. Учащиеся делятся на две команды, выбирают ведущего, который называет сначала дерево (поднимает руки вверх), а потом куст (опускает руки вниз). Все учащиеся повторяют эти движения осмысленно. Ведущий может назвать дерево, а руки при этом опустить, или назвать куст, а руки поднять. Учащиеся должны внимательно прислушиваться и не ошибиться. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

Дидактическая игра «Кто раньше пройдёт».

В игре могут участвовать 5-6 учеников, остальные – наблюдают. Участники игры становятся вдоль стартовой линии. Ведущий предлагает каждому припомнить как можно больше названий деревьев и кустарников.

Содержание игры: каждый из участников, идя (по очереди) вперёд от линии старта, должен громко произносить при каждом шаге название дерева или кустарника. Останавливаться нельзя. Если участник игры, сделав шаг не назовёт дерева или кустарника, он должен остановиться и присесть. В игру вступает другой участник. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. Игра тренирует память, помогает запомнить названия деревьев и кустарников, которые видели во время экскурсии.

Одним из важнейших условий формирования практических умений в начальной школе являются непосредственно наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Наблюдения проводятся под девизом «Познай природу» [22]. Это достигается благодаря экскурсиям. Программные экскурсии дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий решаются некоторые экономические задачи: научить вести экологические наблюдения в природе, глубже узнать свой край, отработать правила личного природоохранного поведения, применить теоретические знания на практике.

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.222.93 (0.014 с.)