Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Экскурсия «Осенние изменения в природе». (Октябрь)
Цель:
· закрепить знания, умения и навыки детей по пройденному материалу;
· учить различать признаки времен года;
· с помощью поэтического слова показать красоту осени;
· уточнить и систематизировать знания о характерных признаках осени;
· научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;
· закрепить знания о растительном и животном мире в период наступления осени;
· воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;
· обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, развивать речевую деятельность.
Этапы урока
| Традиционные рекомендации.
| Наши рекомендации.
| 1. Орг.момент.
| 1. Эмоциональный настрой детей. Обращается внимание на красоту природы, неба, растений.
| 1. Учитель читает стихотворение Е.Головина «Осень»:
Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. В лужах лед прозрачно-синий. На листочках белый иней.
-какие приметы осени отметил автор?,– а какие вы еще приметы знаете?
| 2. Повторяются правила поведения в природе.
| 2. Какое правило нам не подходит и почему?
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!
-Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны!
-Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
| 2. Основная часть.
| 1. Характеристика погоды дня:
-какое сейчас время года?
-какая сегодня погода?
-как светит солнце?
-как выглядит парк по сравнению с летом?
-как изменилась погода по сравнению с летом?
-измерим температуру воздуха (учитель).
| Беседа:
-вспомните первые признаки осени;
-сравните общий вид леса в летнее и осеннее время;
-обратите внимание на красоту природы;
-как вы думаете, почему у тополей, по сравнению с другими деревьями, раньше желтеют и опадают листья?
(дети отвечают с помощью учителя)
Учитель говорит о значении и мерах по охране изучаемых растений.
| 2. Наблюдение за жизненными формами растений (дерево, кустарник, трава):
-учим детей различать деревья, кустарники и травы;
-учим различать лиственные и хвойные деревья;
-знакомство с изменениями в жизни растений осенью: окраска листьев, опадание листьев, изменения травянистых растений, плодов, грибов.
| 2. Далее учащиеся разбиваются на группы по 2-3 человека и работают самостоятельно. Задания группам учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель еще раз напоминает о том, какое количество материала надо собирать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы: с деревьев и кустарников ветки не ломать, собирать опавшие листья, веточки, кору.
| 3. Изменения в жизни животных: насекомые, птицы, звери.
4. Сбор экскурсионного материала.
|
| 5. Игра.
| Подвижная игра «Летает – не летает».
| Заключительная часть.
| Подведение итогов, выводы: С наступлением осени стало холоднее, листья на деревьях и кустарниках изменяют окраску. Они становятся бурыми, желтеют и опадают. Травы увядают. Созревают плоды и семена. Изчезают насекомые. Птиц стало меньше. Они улетают в теплые края.
| В конце экскурсии обобщаются результаты выполненной учащимися самостоятельной работы и проводится заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии.
| Домашнее задание.
| Домашнее задание: составить рассказ об экскурсии по следующим вопросам
- с какими осенними явлениями в жизни растений вы познакомились?
- по каким признакам различают деревья, кустарники, травы?
- опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми познакомились на экскурсии.
| Задания для осенней экскурсии:
1 группа:
1. Измерьте с учителем температуру воздуха на месте экскурсии, сравните с летней. Как она изменилась?
2. Соберите опавшие листья, постарайтесь определить, с какого дерева они опали.
| 5 группа:
1. Посмотрите, что стало с почвой по сравнению с летом. Почему?
2. Как изменилось поведение насекомых по сравнению с летом? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где больше – в тени или на солнце? Почему?
| 2 группа:
1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему?
2. Найдите 3-4 цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название.
| 6 группа:
1. Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних?
2. На каких травянистых растениях вы заметили семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакетик для подкормки птиц зимой.
| 3 группа:
1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
2. Проведите наблюдения за кустарниками. Какие на них (по окраске) листья, на каких есть плоды? Соберите опавшие плоды и опавшие листья различной окраски.
| 7 группа:
1. Пронаблюдайте, какие растения остались зелеными, на каких много красных, желтых листьев. Почему?
2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите в папку. Сделайте гербарий.
| 4 группа:
1. Пронаблюдайте, как изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?
2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.
| 8 группа:
1. Отметьте, какие работы выполняют люди осенью в парках, садах, поле, на лугу. Почему?
2. Соберите опавшие плоды деревьев. С помощью учителя определите, каким деревьям они принадлежат. Сделайте коллекцию плодов.
|
|