Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование экскурсий на уроках естествознания с целью формирования практических умений младших школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, в том числе обучения естествознанию, проблема формирования практических умений младших школьников является довольно значимой. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса. В развернутом виде педагогические условия формирования и развития практических умений можно представить так: - определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления; - нахождение таких приемов и средств, таких ярких сравнений, образных описаний, которые помогают закрепить в сознании и чувствах учащихся факты, определения, понятия, выводы, играющие наиболее значимую роль в системе содержания знаний; - определенным образом организованная практическая деятельность, характеризующаяся системой умственных действий; - такая форма организации обучения, при которой обучающийся ставится в позицию исследователя, субъекта деятельности, требующей проявления максимальной умственной активности; - использование средств самостоятельной работы; - развитие умения активно оперировать знаниями; - при решении любой познавательной задачи использование средств коллективной работы на уроке, опирающихся на активность большинства, переводящих учащихся от подражания к творчеству; - побуждать к творческим работам так, чтобы каждая работа, с одной стороны, стимулировала бы учащихся к решению коллективных практических задач, с другой, развивала бы специфические способности ученика [11]. Руководство учителем чувственными восприятиями детей, процессом образования представлений должно осуществляться: - Путем постановки четких хорошо продуманных вопросов, ответы на которые могут быть подтверждены чувственным опытом детей. - Не осложненными заданиями, имеющими целью приучить детей сравнивать изучаемые предметы и явления, находить в них черты сходства и различия. - Путем составления четкого плана наблюдений. - Заданиями по постановке доступных для детей опытов. - Приемами учета и закрепления полученных учащимися конкретных представлений (зарисовка, приготовление гербариев, коллекций, моделей) [21]. Экскурсии в природу можно представить как особый вид самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, который направлен на их самообразование и саморазвитие. Ребенок младшего школьного возраста несет в себе потенциальные возможности развития в нем интереса к изучению природы. Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения. Ранней весной учитель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С.Маршака, Ю.Коринца и др. [19]. В начале экскурсии учитель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года. На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения. В сельской местности детей знакомят с аграрным трудом, организуя для них встречи с хлеборобами, овощеводами, животноводами (чаще всего это родители учащихся). На таких занятиях учитель опирается на наблюдения учащихся, на их практический опыт. Дети рассказывают, какие животные у них в хозяйстве, как они помогают родителям ухаживать за ними и т. д. В городских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием диапозитивов, таблиц и других средств наглядности [5]. Принимая участие в уходе за комнатными растениями и домашними животными, работая на пришкольном участке, в саду, на огороде, дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них. Конкретные представления о предметах и явлениях окружающей природы, о труде людей в природе уточняются и закрепляются в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, требующих узнавания, классификации, соотнесения. (Например, учитель раздает опавшие листья с различных деревьев (клен, дуб, береза, по его сигналу дети должны подбежать к соответствующему дереву) [5]. Г.И. Колесникова предлагает для эффективного формирования практических умений и нравственно-эстетического отношения к природе постановку проблемных ситуаций и во время экскурсий, и в ходе занятий в классе, на пришкольном участке, во время игры. [7]. Познавательные ситуации чаще предлагаются учителем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины. Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания. Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от учащихся решения той или иной нравственной задачи. Например: "Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его". Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Наиболее полно запросам экологического образования и воспитания учащихся младшего школьного возраста отвечают дидактические (познавательные) игры. Г.П. Мойснер отмечает, что главное свойство дидактических игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают перед школьником в скрытом виде. Играя, ребенок не думает учиться - учение здесь протекает непреднамеренно. Увлекают детей игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: "Что в лесу растет?", "Кто в лесу живет?", "Лесные ориентиры, цветочные часы, лесные загадки" и т. п. Использование дидактических игр на уроках, экскурсиях, прогулках, во время турпоходов, при подготовке домашних заданий, на занятиях в группе продленного дня позволяет значительно расширить знания учащихся о взаимосвязях человека с природой, об объектах природного окружения, которые необходимо знать, чтобы умело использовать и оберегать [9]. Решению задач экологического образования в наибольшей степени способствуют творческие сюжетно-ролевые игры. Это игры "в кого-нибудь" или "во что-нибудь". В педагогической литературе эти игры называются по-разному - сюжетными, подражательными и т. д. Установлено, что воспитательный эффект творческой игры постигается при соблюдении методики, при которой организация, распределение ролей и подготовка к игре сохраняют ее неповторимую прелесть, детскую непосредственность а также обеспечивают знания об объектах игры, приближение ее условий к реальным ситуациям. Г.П. Мойснер считает, что при разработке содержания игр экологического характера необходимо, чтобы центром их были взаимоотношения людей, их гуманное, заботливое отношение к природной среде. В содержание ролевых игр включаются знания о моральных нормах и правилах поведения человека в природе, т. е. о проблемах, которые в процессе урока не могут рассматриваться достаточно глубоко и всесторонне. Система ролевых игр строится с учетом специфических целей на каждом этапе обучения. Так, для детей младшего возраста основная цель игры состоит в овладении конкретными знаниями и правилами поведения в природной среде, чему способствует исполнение школьниками ролей растений, животных и других обитателей местных природных сообществ, людей, которые используют и охраняют природу [9]. Педагогически правильно организованная игровая деятельность школьников позволяет достигать полного их самовыражения, активности и свободы действий, разумно согласующихся с требованиями взаимного уважения, познания окружающей среды, ощущения красоты природы и ее гармонии, развития чувства любви и заботливого отношения к ее объектам. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей. Часто на экскурсиях у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь занимательного материала". Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания. Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов. В.М. Пакулова считает, чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы [13]. Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма. Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания. Итак, на экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование практических умений младших школьников, их представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются
Заключение
Актуальность проблемы формирования практических умений младших школьников обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. В школах формирование практических умений подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. Формирование практических умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся. В ходе исследования выдвинута цель: определить роль экскурсий в формировании практических умений младших школьников. Объектом исследования определен процесс формирования практических умений младших школьников. В ходе исследования были проанализированы психолого-педагогическая и научно-методическая литература; определена сущность формирования практических умений младших школьников: выявлено влияние экскурсий на формирование практических умений младших школьников. С целью выявления сформированности практических умений на уроках естествознания у младших школьников, были разработаны критерии, показатели, определены уровни сформированности практических умений младших школьников. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1. 2. Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. М., 1984. 3. Информационно-методическое письмо об обновлении курса преподавания природоведения в программе естественнонаучного образования «Природа и люди». //Начальная школа, 1998, №8. 4. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8. 5. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996. 6. Климцова Т.А. Экология в начальной школе.//Начальная школа, 2000, №6. 7. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6. 8. Лисицын М.В. Формирование практических умений и навыков. КГПИ, 1984. 9. Мойснер Г.П. Всё начиналось с экологической тропы. //Начальная школа, 1998, №3. 10. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с. 11. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся. // Педагогика № 2, 1997. с. 33-39. 12. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5. 13. Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990. 14. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1995. 15. Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998. 16. Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998. 17. Плешаков А.А. Сто заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 2-го(3) класса. М.: Вита -Пресс, 1999. 18. Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999. 19. Программно-методические материалы. Природоведение. //Начальная школа. М.: Дрофа, 1999. 20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988. 21. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. – М., Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 288 с. 22. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
Приложения Приложение 1.
«Природные наблюдения зимой» (экскурсия) Задачи: а) образовательные: установить рассеивание семян зимой; пронаблюдать за живым миром (птицы, мыши и т.д.) и изучить их следы и повадки зимой; изучить внешний вид деревьев в зимнее время года; изучить и исследовать шурф; изучить температурные изменения в природе; сформировать умение наблюдать за природой и работать в группах; формировать умение работать с оборудованием. б) воспитательные: формировать отзывчивость ко всему живому в природе; физическое воспитание: укрепление здоровья детей в процессе проведения наблюдений природы. Эстетическое воспитание: воспитывать эстетическое видение природы через показ красоты строения, формы и цвета. в) развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать умение сравнивать деревья, животных по внешнему виду; развивать наблюдательность школьников в процессе проведения наблюдений за природой. Оборудование: блокнот, карандаши, мешок для сбора, термометр уличный, лопата, снегомерная рейка 1м, дневники наблюдений природы. Ход урока. I. Организация класса - Ребята, послушаем тишину II. Фенологическая минутка Дежурный фиксирует погоду на доске, устанавливает причины изменения погоды; обобщает сезонные изменения в природе за неделю. III. Объяснение новой темы – Ребята, экологи прислали вам письмо (зачитывает)
Ребята! Нам понадобилась ваша помощь, мы не успеваем провести природные наблюдения г.Новокузнецка зимой, так как находимся в Африке. Сегодня на уроке естествознания вам нужно провести наблюдение за природой своего города. Для этого вам нужно поделиться на 5 групп, и выполнить следующие наблюдения: - пронаблюдать за внешним видом деревьев и зарисовать их - найти следы зверей на снегу и зарисовать их - изучить слои снега и зарисовать их - найти и собрать растения с осени - измерить температуру у почвы и на поверхности снега Мы на вас надеемся, заранее благодарны. Экологи (дети делятся на группы, выбирают ответственного за оборудование, получают карточки, инструкции, получают необх.оборудование) IV. Самостоятельная работа учащихся Ребята самостоят-но выполняют работу, учитель при необходимости помогает им V. Физкультминутка Ручки вверх, ручки вниз, на носочках подтянись. Ручки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок А затем поприседаем, никогда не замерзаем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.216 (0.009 с.) |