Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников



Содержание

Введение

Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников

1.1 Основные понятия об эмоциях

Общая характеристика детей с ЗПР

Особенности личности и эмоциональной сферы детей c ЗПР

Глава II. Изобразительная деятельность ребенка в контексте изучения его эмоционального развития

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы ребёнка

2.2 Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой

развития

Глава III. Развитие умений отражать эмоциональное состояние в рисунке дошкольника с ЗПР

Цель, задачи, содержание и методика обучающего эксперимента

Методические рекомендации к организации и проведению занятий по нетрадиционным приемам рисования для развития детей с ЗПР

 Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

 Методические приемы развития эмоциональной сферы детей в процессе рисования нетрадиционными способами

Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Дошкольный возраст - важный этап в становлении человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. На основе того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте базируется все последующее развитие человека.

В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции.

Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.

У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы. Это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.

Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей с ЗПР может являться изобразительная деятельность.

Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты изобразительной деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы. Такие ученые, как Л.В. Замков, Н.П. Сакулина, А.А. Венгер и другие, указывали на необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции личности ребенка с ЗПР.

Одной из методик в работе с детьми с ЗПР в направлении развития эмоциональной сферы является арттерапия, а именно изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Учитывая вышеизложенное, становится понятной важность и актуальность системы данного исследования.

Цель: разработка методических рекомендаций, заданий игр, упражнений направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Объект исследования: особенности эмоциональной сферы дошкольников и ЗПР.

Предмет исследования: условия развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, средствами изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: нетрадиционные техники рисования в коррекционном развитии детей с ЗПР будут положительно влиять на развитие их эмоциональной сферы.

Задачи исследования:

.Проанилизировать психолого-педагогическую литературу по теме изобразительная деятельность - средство эмоционального развития детей с ЗПР.

.Выявить особенности психического развития детей с ЗПР.

.Охарактеризовать развитие эмоциональной сферы, особенности ее состояния у детей с ЗПР.

. Изучить специфику изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР и влияние рисования на развитие эмоциональной сферы этих детей.

. Разработать и научно обосновать методику констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального развития дошкольников с ЗПР.

Методы исследования:

.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

. Психолого-педагогический эксперимент;

. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

 


Основные понятия об эмоциях

 

Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком - эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей в пище, питье, тепле и т.п. Жизнь в человеческом обществе, общественная природа человека обусловили развитие особой формы эмоционального отношения человека к действительности. Эта особая форма отношения человека к окружающему миру выражается в чувствах, основой которых являются потребности человека в определенных связях с другими людьми (потребности в общении, в выполнении общественных требований, в оценке другими людьми результатов труда и т.д.). Возникновение чувств находится в тесной связи с духовными (культурными) потребностями.

Нервно-психологической основой эмоционального переживания человека служит возбуждение коры мозга, подкорковых центров и физиологические процессы, происходящие в вегетативной нервной системе. Ведущая роль принадлежит коре головного мозга, которая регулирует протекание эмоций и чувств, оказывая как тормозящее, так и возбуждающее влияние на подкорковые центры. Процесс эмоционального переживания сопряжен с целым рядом изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системе. Эмоции и чувства сопровождаются изменением ритма дыхания, частоты пульса, кровяного давления, расширением зрачков, побледнением или покраснением кожного покрова. Для каждого эмоционального переживания характерны определенные изменения во внутренних органах человека. По всем изменениям в целом, происходящим в организме человека в эмоциональном состоянии, можно легко определить чувство или эмоциональное состояние, испытываемое человеком в определенный момент.

Эмоциональные переживания человека тесно связаны со второй сигнальной системой. Самые различные переживания возникают у человека в процессе беседы, слушании рассказа о том или ином событии, случае. Слово, речь способствуют осознанию человеком эмоциональных переживаний, контролируют чувства и эмоции.[9]

Любая деятельность человека неразрывно связана с проявлением эмоций и чувств. Влияние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека проявляется по-разному. В связи с этим различают активные и пассивные эмоции.

Активные (стенические) - это переживания, которые повышают жизнедеятельность человека, увеличивают его силу, вызывают активную деятельность. Это радостные, приятные переживания.

Пассивные (астенические) - это переживания, которые снижают жизнедеятельность человека, расслабляют его волю, лишают энергии. Это неприятные переживания.

Иногда одни и те же эмоции (страх, радость, горе и т.п.) могут вызвать как пассивную, так и активную реакцию человека. Различное действие эмоций обусловлено особенностями конкретной личности, и в частности, привычной для данной личности формой поведения. Определенное значение имеют и условия конкретной ситуации, в которой возникают переживания человека.

В процессе любой деятельности, в зависимости от этапа выполнения деятельности, можно наблюдать еще одну противоположность в эмоциях - напряжение или облегчение (разрешение).

Напряжение наблюдается в решающие моменты деятельности, которые определяют собой успех или неудачу. Напряжение нарастает по мере приближения критических моментов, а также после того, как они минуют, наступает облегчение (разрешение).

Большое значение в характеристике эмоциональных состояний имеют различия в силе и глубине их протекания.[6]

Сила определяется тем, насколько эмоциональное состояние выражается внешне. Глубина связана с основными жизненными отношениями человека к предметам и явлениям действительности.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это настроение, аффекты, страсти.

Настроение - это более или менее устойчивое состояние, которое оказывает положительное или отрицательное влияние на все другие переживания и деятельность человека.

Настроения вызываются самыми различными явлениями и событиями действительности, имеющими определенное значение для человека (успех или неудача в работе, радостное или печальное известие, приятный или неприятный разговор и т.д.), физическим самочувствием.

Настроение всегда имеет причину и может быть различным по своей продолжительности - проходящее и устойчивое.

Аффект - исключительно сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция на объекты и явления действительности.

Аффективное состояние ярко выражается внешней специфической мимикой и жестикуляцией (плач, гнев, крик, судорожные движения, хохот и т.п.). Аффектами трудно, но можно управлять. Чем выше моральные качества личности, чем прочнее и у человека выработаны стойкие формы и привычки поведения, тем больше имеется возможностей в управлении аффектами.

Страсть - сильное, стойкое и глубокое чувство, целенаправляющее все основные мысли и действия человека.

Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. Страсть может приниматься личностью, а может осуждаться, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.[6]

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация Изарда К. [6]

К основным, или фундаментальным, эмоциям Изард К., считая их врожденными, относит следующие: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, презрение, дистресс.

Остальные эмоции являются производными.

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень коротких периодов времени - до того как активизируются другие эмоции.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают различные комплексные состояния:

.Тревожность - это комплекс эмоций, включающих страх, горе, гнев, стыд, вину;

.Депрессия - горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина, робость;

.Любовь (родительская, брата, сестры, друзей, романтическая) - особый комплекс аффектов;

.Враждебность - гнев, отвращение и презрение.

Внешне эмоции и чувства проявляются в выразительных движениях. Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.

Выражение лица играет важную роль в общении. Изард К. отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».

Когда говорят о лицевых экспрессиях, то имеют в виду выражение на лице общечеловеческих эмоций, т.е. такие переживания человека, как страх, радость, печаль и т.д. Сюда же можно отнести и более сложную систему эмоциональных переживаний, объединяющихся понятием настроения. Эмоция отражается на лице мимично, а настроение задерживается в нем длительное время. Но эмоции и настроение тесно взаимосвязаны - второе вытекает из первого. Так, если переживание человеком ярости или злости удерживается несколько минут, говорят об эмоциях. Если же человек злится целый день, то мы имеем дело с настроением. То же самое можно говорить и о настроениях радости, печали и других переживаниях. Во всех подобных случаях мы сталкиваемся со стандартными эмоциональными масками. Таких масок, как доказано, только шесть. Это удивление, страх, отвращение, ярость (гнев), радость, печаль. Эти мимики универсальны, они характерны для населения любого региона нашей планета.

Раскроем три: радость, гнев (злость), печаль, которые будут рассмотрены в практической части исследования. [6]

Радость - это одна из простейших эмоций, простейших с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки этого выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц - скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта.

Настоящая социальная улыбка обычно вызывает также сокращение круговых мышц глаза. У взрослого человека сокращение этих мышц вызывает легкие морщинки, которые лучиками расходятся от внешних уголков глаз (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение скуловых и круговых мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур. Это выражение имеет множество вариаций. Вопрос о том, можно ли считать все эти вариации улыбкой в строгом смысле, пока остается открытым, но в повседневной жизни мы, как правило, называем их улыбкой.

Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Поддельная улыбка выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным, а с помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.

Также одним из проявлений радости является смех. Многие люди воспринимают смех как выражение бурной радости. Это справедливо, но не всегда. Смех, возникающий в процессе интимного общения, вызванный встречей с любимым человеком или решением трудной задачи, может действительно свидетельствовать об интенсивной эмоции радости. Однако когда мы смеемся над удачной шуткой, дружеским шаржем или при встречи с какой - то несуразностью, то мы смеемся не потому, что испытываем радость, а потому, что понимаем смысл шутки, намека, улавливаем несоответствие между двумя предметами или явлениями, которые почему-то оказались связанными вместе. Такой смех предполагает работу ума, мы должны уметь установить взаимосвязь между теми или иными предметами, уметь понять нелепость, абсурдность той или иной ситуации. Если ребенок смеется при виде вставшего на четвереньки отца, значит, он понимает неадекватность, нелепость его поведения. Есть смех, который не требует столь сложных когнитивных процессов. Даже младенцы смеются, когда их щекочут, ибо такой смех не предполагает работы ума.

В некоторых ситуациях эмоция радости вступает в довольно сложное взаимодействие с эмоцией стыда. Примером тому может быть ситуация, когда родители просят ребенка быть хозяином при приеме гостей. Ребенку нравится исполнять ответственную роль, но он стесняется незнакомых людей. Услышав по окончании приема похвалу в свой адрес, он может испытать одновременно радость и смущение: радость от того, что справился с возложенными на него обязанностями, смущение - от того, что стал центром внимания.

Радость может тесно взаимодействовать с негативной эмоцией презрения.

Радость приятна и полезна, она позволяет человеку почувствовать себя увереннее, придает ему сил, позволяет расслабиться и восстановить затраченную энергию.

Радость, так же как интерес и все остальные эмоции, почти никогда не возникает обособленно, в чистом виде. Переживание радости в чистом виде возможно лишь в очень редких случаях. Наиболее полноценно радость переживается в контексте других эмоций.

Улыбку можно считать свидетельством того, насколько важно для полноценного физического и психического развития ребенка чувство эмоциональной привязанности, формирующиеся в процессе обмена улыбками. Влияние подобных проявлений нежности на формирование отношений между матерью и ребенком и на процесс развития ребенка доказывает важность эмоциональной экспрессии как одной из мотивационных переменных человеческой деятельности.

Радость - это не просто позитивное отношение к миру и к себе, это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру.

Завершая обзор проявлений и переживания радости, следует отметить, что некоторые из вышеперечисленных характеристик радостного переживания могут представлять собой результат взаимодействий эмоции радости с перцептивными и когнитивными процессами.

Гнев (злость, ярость) - легко читаемая эмоция. При наступлении гнева мимика становиться характерной: лицо краснеет или сильно бледнеет, сдвигаются брови, оттопыриваются губы, голос становиться хриплым, речь затрудненной.

Отличать улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. Уверенность в себе и ощущение собственной силы стимулируют индивида отстаивать свои права, то есть защищать себя как личность.

Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нем вегетативного компонента. Вместе с тем результаты клинических и экспериментальных исследований предупреждают, что неспособность продуктивно выразить справедливый гнев приводит к нарушению ясности мышления и психосоматическим заболеваниям.

Высшей степенью гнева является ярость.

Большинство причин, вызывающих эмоцию гнева попадают под определение фрустрации. Боль и пролонгированная печаль могут выступать как естественные (врожденные) активаторы гнева.[6]

Печаль (страдание, горе) - отрицательная эмоция. Печаль обычно относят к негативным переживаниям, это очень специфическая эмоция.

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали, ее мимическое выражение может сопровождаться вокальным компонентом - плачем или рыданием.

Переживание печали включает в себя комплекс чувств, и эти чувства обычно сопровождаются конкретными образами, мыслями, воспоминаниями.

Интенсивное переживание печали доставляет человеку боль. Человек может чувствовать болезненные ощущения в лице, в груди.

Печаль может вызывать психическую боль, и зачастую эта боль переживается человеком глубже и острее, чем физическое страдание.

Переживание печали обычно описывается как уныние, грусть, чувство одиночества. Хотя эмоция печали может оказывать весьма пагубное воздействие на человека, она характеризуется меньшим уровнем напряжения, чем другие негативные эмоции. Экспериментальные исследования обнаружили, что в ситуации печали у здоровых людей второй по значимости является эмоция страха, что согласуется с теми положениями теории дифференциальных эмоций, которые рассматривают динамику печали при депрессии и горе.

Эмоция печали выполняет ряд психологических функций. Переживание горя сплачивает людей, укрепляет дружеские и семейные связи; печаль тормозит умственную и физическую активность человека, и тем самым дает ему возможность обдумать трудную ситуацию; она сообщает человеку и окружающим его людям о неблагополучии, и, наконец, печаль побуждает человека к восстановлению и укреплению связей с людьми.

В повседневной жизни человека эмоция печали взаимодействует с другими эмоциями. Интеракция «печаль - гнев» может стать причиной гневной реакции отца на плач ребенка. Взаимодействие печали и страха может затруднять процесс индивидуализации, создавать предпосылки для формирования невротической тревоги. Если родители ругают и стыдят ребенка за то, что он плачет, то велика вероятность формирования интеракции «печаль - стыд», которая может стать основой болезненной застенчивости. Эмоция печали взаимодействует также с когнитивными процессами. Независимые исследования различных ученых показали, что, вызывая изменения когнитивного процесса, можно вызвать печальное переживание, которое в свою очередь изменяет направление мыслей и активность человека.[6].

Рассмотрим ряд других эмоций.

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об эмоции интереса.

Следует отметить, что мимическое выражение эмоции, как правило, кратковременно, оно длится от 0,5 до 4-5 секунд.

Эмоции интереса рассматривается как одна из врожденных эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека. Эмоция интереса характеризуется вполне определенными поведенческими проявлениями. Заинтересованный человек выглядит воодушевленным, его внимание, взгляд и слух направлены на интересующий объект. Он переживает чувство захваченности, зачарованности, поглощенности. Феноменология интереса также характеризуется относительно высокой степенью чувства удовлетворения и чувства уверенности в себе и умеренной степенью импульсивности и напряжения. В паттерн эмоции, переживаемых в ситуации интереса, часто входит эмоция радости.

Эмоция интереса играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.

Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.

Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, вспышка фейерверка или нежданное появление друга.

Мимическое выражение удивления распознается по высоко поднятым бровям, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Чувство удивления знакомо каждому, но его трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: ваши мышцы мгновенно сокращаются, и вы чувствуете легкое покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое заставляет вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности.

Ситуация удивления не столь приятна, как воспоминания о ситуациях радости, но значительно более приятны, чем воспоминания о ситуациях, вызывавших любую из отрицательных эмоций - печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.[6]

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный фон присутствует в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием: человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Существуют определенные закономерности соотношения эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные уменьшают.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей, важно научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов.

 

Заключение

В ходе работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей эмоционального развития дошкольников с ЗПР и возможностей изобразительной деятельности в развитии эмоций школьников.

В условиях изобразительной деятельности наиболее эффективным методом обучения могут являться нетрадиционные методы.

Есть вероятность, что предложенные нетрадиционные методы рисования будут способствовать адекватной оценке эмоциональных состояний и более успешному взаимодействию с окружающим миром.

Нетрадиционные приемы рисования помогают компенсировать задержку психического развития и позволяют практически любому ребенку что-то изобразить.

Занятия рисованием с использованием нетрадиционных приемов помогают детям почувствовать свойство изобразительных материалов, способы использования и их выразительная возможность при создании рисунка. Занятия креативной изотерапией помогают развить творческие способности ребенка, фантазии с помощью разнообразных изобразительных средств. Подобные занятия помогают снять стрессовые состояния, напряжения, они расковывают ребенка и обогащают мир его представлений.

Основная роль изобразительной деятельности - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни; позволяет дать систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс «сотворчества» учителя и ученика является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сфере, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера.

Работа во взаимодействии с дефектологами, логопедами, воспитателями поможет более эффективно решать выше указанные задачи.


Библиография

1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие / Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб.: СПбАППО, 2006.-82с.

.   Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

.   Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

.   Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с. - (Библиотека психолога образования).

.   Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998 г

.   Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.:, 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

.   Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности - М. ТЦ Сфера, 2002 г

.   Копытин А.И. Системная арт-терапия. - Питер, 2001.

.   Кузин В.С. Психология - М., Рандеву - АМ, 1999

.   Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье - М., Педагогика, 1970 г

.   Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- "Речь", 2003.

.   Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

.   Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

.   Психология детей с задержкой психического развития. Сост. Защиринская О.В. - СПб, Речь, 2004 г

.   Психология эмоций. Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

.   Рыбакова С. Арт-терапия для детей с ЗПР 144 с. обл. Речь 2007

.   Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

.   Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

.   Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Европейский дом, 2000.

.   Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г

.   Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику - СПб, Валери СПД, 2001 г.

Содержание

Введение

Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников

1.1 Основные понятия об эмоциях

Общая характеристика детей с ЗПР

Особенности личности и эмоциональной сферы детей c ЗПР

Глава II. Изобразительная деятельность ребенка в контексте изучения его эмоционального развития

Влияние изобразительной деятельности на развитие эмоциональной сферы ребёнка

2.2 Особенности изобразительной деятельности детей с задержкой

развития

Глава III. Развитие умений отражать эмоциональное состояние в рисунке дошкольника с ЗПР

Цель, задачи, содержание и методика обучающего эксперимента

Методические рекомендации к организации и проведению занятий по нетрадиционным приемам рисования для развития детей с ЗПР

 Освоение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте

 Методические приемы развития эмоциональной сферы детей в процессе рисования нетрадиционными способами

Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности

Заключение

Библиография

 


Введение

 

Дошкольный возраст - важный этап в становлении человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. На основе того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте базируется все последующее развитие человека.

В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции.

Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.

У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы. Это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.

Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей с ЗПР может являться изобразительная деятельность.

Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты изобразительной деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы. Такие ученые, как Л.В. Замков, Н.П. Сакулина, А.А. Венгер и другие, указывали на необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции личности ребенка с ЗПР.

Одной из методик в работе с детьми с ЗПР в направлении развития эмоциональной сферы является арттерапия, а именно изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Учитывая вышеизложенное, становится понятной важность и актуальность системы данного исследования.

Цель: разработка методических рекомендаций, заданий игр, упражнений направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.

Объект исследования: особенности эмоциональной сферы дошкольников и ЗПР.

Предмет исследования: условия развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, средствами изобразительной деятельности.

Гипотеза исследования: нетрадиционные техники рисования в коррекционном развитии детей с ЗПР будут положительно влиять на развитие их эмоциональной сферы.

Задачи исследования:

.Проанилизировать психолого-педагогическую литературу по теме изобразительная деятельность - средство эмоционального развития детей с ЗПР.

.Выявить особенности психического развития детей с ЗПР.

.Охарактеризовать развитие эмоциональной сферы, особенности ее состояния у детей с ЗПР.

. Изучить специфику изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР и влияние рисования на развитие эмоциональной сферы этих детей.

. Разработать и научно обосновать методику констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального развития дошкольников с ЗПР.

Методы исследования:

.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

. Психолого-педагогический эксперимент;

. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

 


Глава I. Эмоциональное развитие дошкольников

Основные понятия об эмоциях

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.246.61 (0.127 с.)