Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности личности и эмоциональной сферы детей c ЗПР
Незрелость личности ребенка с ЗПР, обусловленная особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Чувства у ребенка с ЗПР недостаточно дифференцированы. Диапазон переживаний у такого ребенка невелик, и они примитивны, полюсны: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Чувства у ребенка с ЗПР часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействием окружающего мира. Так, у одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (и такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по несущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-нибудь повидаться и т.п., умственно отсталый ребенок не может затем отказаться от своего желания, даже если это стало нецелесообразным. [14] У ребенка с ЗПР наблюдается большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех людей, кто более приятен ему. Так он оценивает и события окружающей жизни - хорошо то, что приятно и нравиться. У детей наблюдаются слабость интеллектуальной регуляции чувств. Это проявляется в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации. Они долго не могут найти утешение после какой-нибудь обиды, не удовлетворяются другой, лучшей вещью, подаренной взамен разбитой или потерянной. Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы у многих детей с ЗПР наблюдаются дисфории (эпизодические расстройства настроения), нередко отмечаются тревога, а агрессивные проявления, направленные на себя и окружающих. Иногда расстройства настроение проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышения настроения - эйфории. В таком состояния дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться даже после какой-либо неудачи, получения «двойки» и т.п. [14] Дети с ЗПР имеют ряд особенностей эмоциональной сферы.
Эти дети имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные, дифференцированных тонких оттенков переживаний, как в норме, почти нет. Для детей с ЗПР конституционального происхождения характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. У детей с ЗПР соматогенного происхождения имеет место задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок. У детей с ЗПР психогенного происхождения, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленного явлениями гипоопеки, наблюдаются черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. При гиперопеке характерны черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. При варианте патологического развития личности по невротическому типу эмоциональная незрелость у детей проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы.[13] У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения нарушения в эмоционально-органического происхождения нарушения в эмоционально-волевой сфере обладают большей стойкостью и выраженностью. Она представлена органическим инфантилизмом (Юркова И.А., 1959 г, Сухарева Г.Е., 1959 г). В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют два основных вида органического инфантилизма. (Лебединская К.С., 1982 г): .Неустойчивый - характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности, повышенной внушаемостью.
.Тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, страхом, робостью. [13] При органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью. Знание индивидуальных особенностей эмоциональной организации детей с ЗПР может помочь предупредить негативные тенденции поведения ребенка уже с первых дней посещения им ДОУ. Педагоги, используя их, могут правильно наладить эмоциональный контакт с ребенком, помочь ему освоится в нелегких для него условиях обучения. Выводы по главе I. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы: · Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения, ориентироваться в окружающей действительности. · Эмоции могут служить способом познания мира, общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний. · Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. · У детей с ЗПР всегда обнаруживается незрелость эмоциональной сферы, отставание в темпах ее развития. Следствием этого являются неверное восприятие эмоциональных состояний детьми с ЗПР и их неадекватные эмоциональные реакции, которые чаще всего становятся причиной, приводящей к трудностям в обучении и воспитании.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.005 с.) |