Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности



 

 


Группа I Игры с использованием пиктограмм

Игра «Добрый и злой»

Задача:

учить детей отражать в рисунке состояния радости и злости;

развитие внимания и наблюдательности;

активизация словаря детей.

Материал:

портреты доброго и злого волшебников,

незаконченные рисунки на каждого ребенка.

Содержание. В группу приходят волшебники, предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (схематические изображения) и просят детей помочь им их дорисовать.

Прежде, чем начать работу, воспитатель предлагает рассмотреть лица доброго и злого волшебника, обращает внимание на глаза, брови и рот.

Далее просит внимательно рассмотреть: незаконченный портрет, какого волшебника им достался, почему они так думают, что будут дорисовывать.

Воспитатель предлагает дорисовать и раскрасить портреты.

По окончании работы дети дарят свои портреты волшебникам: «добрые» вывешиваются вокруг доброго волшебника, «злые» вокруг злого.

Игра «Сложи фотографию»

Задача:

учить детей различать состояния радости и грусти.

Материал:

пиктограммы с изображением эмоций радости, грусти;

наборы разрезных пиктограмм на каждого ребенка.

Содержание. В класс приходит письмо от Несмеяны и Веселушки. Они просят восстановить свои фотографии, которые разрезал злой колдун.

Детям предлагается сложить фотографии Несмеяны и Веселушки (соединить верхнюю и нижнюю части), склеить и дополнить лицо на карточках недостающими деталями.

Примечание. В качестве усложнения на последующих занятиях можно предложить детям пиктограммы, разрезанные на 4, 6 частей или шаблоны с тремя контрастными эмоциями: печаль - удивление - радость; радость - гнев - страх и т.д., нельзя только, чтобы в триаде были эмоции страха и удивления из-за схожести их мимического выражения.

Игра «Подбери картинку»

Задача:

закрепление знаний детей о том, какие эмоции испытывает человек в различных ситуациях;

развитие мышления.

Материал:

карточки со схематическими изображениями эмоций радости и грусти,

карточки со схематическими изображениями различных ситуаций.

Содержание.вариант. Детям раздаются карточки с изображениями эмоций, и предлагается подобрать подходящие карточки; изображающие ситуации (соответствующие данному эмоциональному состоянию)вариант. Класс делится на две команды. Им предлагается выбрать карточку с изображением эмоции, (карточки лежат на столе изображениями вниз). Выигрывает та команда, которая первой и правильно выполнит задание.

Игра «Облака»

Задача:

развивать воображение,

закреплять умение схематично изображать эмоции: радость, грусть, злость, удивление.

Материал:

контурные изображения облаков на каждого ученика.

Содержание. Воспитатель предлагает послушать стихотворение и по ходу чтения изобразить настроение облаков.

 

1.Вот облако веселое

Смеется надо мной

Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним,

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачу

Махал я вслед рукой.

 

2.А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес,

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

 

3.И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось на утек.


4.А маленькое облако

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

 

Игра «Угадай эмоцию»

Задача:

закреплять умения узнавать эмоции по схематическим изображениям;

закреплять умения детей изображать эмоции «радость, грусть, злость, с помощью мимики.

Материал:

карточки со схематическими изображениями эмоций.

Содержание. На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую картинку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок.

Примечание. В качестве усложнения можно предложить задание на определение эмоциональных оттенков. Например, одному ребенку предложить изобразить злость, другому ярость и т.п. Задача зрителей как можно точнее определить эту эмоцию.

Группа II. Игры с использованием литературных персонажей

Игра «Экскурсия на выставку»

Задача:

учить на примере сказочных персонажей различать и понимать эмоциональные состояния «радость, злость, грусть»;

развивать умение графически отражать состояние радости;

активизировать словарь за счет слов, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения и их оттенки;

развивать память, внимание, мышление.

Материал:

портрет злого Карабаса Барабаса, веселого Буратино, грустной Мальвины, злого серого волка, печальной бабушки и одна пустая рамка (без портрета - для Красной Шапочки).

Содержание. Воспитатель предлагает учащимся совершить экскурсию на выставку портретов. Экскурсоводом может быть педагог или подготовленный ученик. Портреты висят на доске, завешены занавеской. Открывается первая половина портретов (Карабас Барабас, Буратино, Мальвина). Экскурсовод описывает эмоциональные состояния каждого персонажа. Предлагает вспомнить из какой сказки эти персонажи и почему у них такое настроение.

Далее открывается вторая половина портретов (серый волк, бабушка, пустая рамка). Обращает внимание детей на то, что одна рамка пустая. Предлагает рассмотреть портреты серого волка и бабушки: назвать персонаж, определить его настроение. После описания спрашивает, из какой сказки эти персонажи и чей портрет отсутствует (Красной Шапочки). Предлагает словесно описать внешность и настроение Красной Шапочки и нарисовать портрет Красной Шапочки.

В итого все портреты Красной Шапочки вывешиваются на доску. Можно выбрать один, который наиболее ярко отражает эмоциональное состояние персонажа, и вставить в пустую рамку (выбирают дети, аргументируя свой выбор).

Игра «Развеселим Водяного»

Задача:

учить различать чувство грусти;

формировать внимательное отношение к другим;

графически отражать состояние радости.

Материал:

иллюстрации к сказкам «Аленушка и братец Иванушка» (Аленушка), «Лиса и заяц» (грустный зайчик), «Курочка Ряба» (дед и баба плачут над разбитым яйцом);

аудиозапись «А мне летать охота» (муз. М. Дунаевского) из мультфильма «Летучий корабль»;

Водяной.

Содержание. Детям предлагается рассмотреть иллюстрации. Воспитатель обращает внимание на лицо и позы изображенных персонажей, спрашивает, почему они такие грустные, печальные. Затем предлагает послушать песню одного мультипликационного героя, которому тоже очень грустно (звучит песня Водяного «А мне летать охота»). Воспитатель спрашивает, почему так грустно Водяному и предлагает нарисовать веселых рыбок, с которыми он мог бы подружиться и играть с ними.

После завершения работы вывешиваются на доску вокруг Водяного.

Группа III Предметно-практические игры

Игра «Необычные художники»

Задача:

развитие умений отражать эмоциональные состояния людей (радость, грусть, злость, удивление);

развитие внимания, глазомера, зрительной памяти, образного мышления, фантазии, мелкой моторики.

Материал:

бархатная бумага или войлочное покрытие;

ворсистая нить разных цветов и длины.

Содержание. Воспитатель говорит детям, сегодня они будут художниками, но не обыкновенными, а необычными. Обыкновенный художник использует в своей работе бумагу, краски, пользуется кисточкой, карандашами и т.п., а они будут рисовать нитками на бархатной бумаге.

Предлагает рассмотреть нитки: они разного цвета, разной длины.

Дает задание: положить лист бархатной бумаги перед собой, взять нить (не очень длинную), положить на бумагу, слегка прижать и в воздухе повертеть бумагой. Нить не должна упасть на стол.

Примеры заданий:

.Изобразите радостное, грустное, злое, удивленное лицо, изменяя только губы, глаза и брови;

.Изобразите свое настроение;

. Изобразите настроение мамы, когда вы получили пятерку (двойку и т.п.);

.Изобразите соседа.

Лото «Подбери картинку»

Задача:

закреплять умения различать эмоции «радость, грусть, злость» и их оттенки;

закреплять умения соотносить пиктограммы с иллюстративным материалом;

развитие внимания.

Материал:

большие карты, в центре которых изображена эмоция в виде пиктограммы;

набор карточек с реальным изображением людей в различных эмоциональных состояниях.

Содержание. Детям предлагается выбрать из набора карточек, подходящие изображенным на больших картах пиктограммам. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все клетки большой карты карточками с изображениями людей.

Лото «Подбери пиктограмму»

Задача:

закреплять умения различать эмоции «радость, грусть, злость» и их оттенки;

закреплять умение соотносить пиктограммы с иллюстративным материалом;

развитие внимания.

Материал:

большие карты с иллюстрациями людей в разных эмоциональных состояниях;

набор пиктограмм.

Содержание. Детям предлагается к каждой иллюстрации подобрать соответственную пиктограмму. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет клетки большой карты карточками с пиктограммами.

 


Заключение

В ходе работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу изучения особенностей эмоционального развития дошкольников с ЗПР и возможностей изобразительной деятельности в развитии эмоций школьников.

В условиях изобразительной деятельности наиболее эффективным методом обучения могут являться нетрадиционные методы.

Есть вероятность, что предложенные нетрадиционные методы рисования будут способствовать адекватной оценке эмоциональных состояний и более успешному взаимодействию с окружающим миром.

Нетрадиционные приемы рисования помогают компенсировать задержку психического развития и позволяют практически любому ребенку что-то изобразить.

Занятия рисованием с использованием нетрадиционных приемов помогают детям почувствовать свойство изобразительных материалов, способы использования и их выразительная возможность при создании рисунка. Занятия креативной изотерапией помогают развить творческие способности ребенка, фантазии с помощью разнообразных изобразительных средств. Подобные занятия помогают снять стрессовые состояния, напряжения, они расковывают ребенка и обогащают мир его представлений.

Основная роль изобразительной деятельности - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни; позволяет дать систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс «сотворчества» учителя и ученика является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сфере, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера.

Работа во взаимодействии с дефектологами, логопедами, воспитателями поможет более эффективно решать выше указанные задачи.


Библиография

1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие / Под ред. Агафоновой И.Н. / СПб.: СПбАППО, 2006.-82с.

.   Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989

.   Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

.   Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для прак. работников ДОУ / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 160 с. - (Библиотека психолога образования).

.   Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998 г

.   Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.:, 2007. - 464 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

.   Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности - М. ТЦ Сфера, 2002 г

.   Копытин А.И. Системная арт-терапия. - Питер, 2001.

.   Кузин В.С. Психология - М., Рандеву - АМ, 1999

.   Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье - М., Педагогика, 1970 г

.   Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- "Речь", 2003.

.   Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

.   Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

.   Психология детей с задержкой психического развития. Сост. Защиринская О.В. - СПб, Речь, 2004 г

.   Психология эмоций. Тексты/Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

.   Рыбакова С. Арт-терапия для детей с ЗПР 144 с. обл. Речь 2007

.   Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.

.   Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.

.   Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Европейский дом, 2000.

.   Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г

.   Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику - СПб, Валери СПД, 2001 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.036 с.)