Образ человека в тексте «благовенствие от фомы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ человека в тексте «благовенствие от фомы



 

Целью данного параграфа является выявление образа человека в данном тексте.

Задачи параграфа:

1. Выявление основных качеств, которые характерны для образа человека в данном тексте;

2. Анализ данных качеств, их группировка

.   Составление обобщенного образа человека, представленного в данном тексте.

Текст «Благовенствие от Фомы» представляет собой беседу Христа и его учеников, которые являют некий собирательный образ человека. Большинство речений данного текста представляют собой своего рода напутствия Христа для учеников, таким образом, с помощью них можно в данном тексте рассмотреть качества, приобретение которых позволяет стать идеальным человеком. Здесь представлено своего рода поэтапное становление идеального человека, его путь, в конце которого дух, заточенный в человеке, возбужденный учением Христа, высвобождается и сливается с духовностью всего мироздания.

Этапы становления идеального человека:

1. Поведение, формирующее духовность в человеке. Во множестве изречений данного текста затрагиваются вопросы поведения учеников Христа, исполнения ими определенных обрядов. Например, в изречении 6 речь идет о молитве, посте и раздаче милостыни («Ученики его спросили его; они сказали ему: Хочешь ли Ты, чтобы мы постились, и как нам молиться, давать милостыню и воздерживаться в пище? Иисус сказал: Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого. Ибо все открыто перед небом. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным, и нет ничего сокровенного, что осталось бы нераскрытым» [3, c.250] ). Здесь подчеркивается, что выполнение моральных и религиозных требований - это внешние, формальные действия, зачастую не связанные с внутренним состоянием человека. Это одна из важнейших идей данного текста - необходимость истинно духовных поступков, а не подмена их механическим выполнением ритуалов. В изречении 15 также подчеркивается, что ученики могут и не выполнять внешних ритуалов, но они должны лечить людей, в то же время, помогая и их духовному преображению, исцелению внутренней сущности. Изречение 99: «[Иисус сказал:] Если у вас есть деньги, не давайте в рост, но дайте [тем...] от кого вы не возьмете их» [3, c.260], подчеркивает отличие установок духовной жизни от сферы обычной жизни, материального мира. Таким образом, еще одним важным правилом для идеального человека является на столько формальное исполнение определенных религиозных ритуалов, сколько его внутреннее чувство необходимости этих ритуалов в жизни, стремление, прежде всего, к духовному совершенствованию и служению Богу. Еще одним важным качеством является помощь другим людям на пути к познанию.

2. Стремление человека к духовным поискам и самопознанию. Одной из главных тем данного текста является тема духовного познания, то важным качеством человека является стремление к поискам, результатом которых станет для человека новое состояние, о котором говорится в первом изречении: «…когда он найдет, он будет потрясен, и, если он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем» [3, c.250].Тема духовных поисков как своеобразного пути к царствию, которое является одной из граней абсолютного начала в тексте, повторяется во многих изречениях данного текста. Например, в изречении 3 обнаруживается призыв к самопознанию, которое откроет человеку его причастность к Абсолютному («…вы - дети Отца живого…»). Этот призыв отчетливо повторяется и в изречении 5: «Иисус сказал: Познай то, что (или того, кто) перед лицом твоим, и то, что скрыто (или тот, кто скрыт) от тебя, - откроется тебе. Ибо нет ничего тайного, что не будет явным» [3, c.250]. Группа изречений - с 9-го по 99-е - также развивают тему поисков, познания. Изречение 94 говорится о благости христианского учения, в результате познания которого ученики смогут достигнуть желаемой цели. В изречении 95 противопоставляется вера, которая нуждается во внешних доказательствах («…Скажи нам, кто ты, чтобы мы поверили в тебя?..») иному пути достижения познания. Мысль о поисках уже наиболее ясно звучит в 96-м изречении, где говорится о том, что сообщаемое знание должно отвечать поискам слушателей. Далее речь также идет о духовном совершенствовании, которое увенчается находкой, а также подчеркивается ценность духовного знания, которое нужно не только найти, но и суметь сберечь. Изречение 63: «Иисус сказал: Блажен человек, который потрудился: он нашел жизнь» [3, c.256] продолжает тему познания и преодоления мира, т.е. все труды, которые затрачивает человек на поиски истинного знания, способствуют его духовному совершенствованию и последующему достижению связи с Абсолютным началом.

Таким образом, все эти изречения помогают выявить такое важное качество идеального человека как самопознание и стремление к духовному самосовершенствованию.

3. Главенство духовного начала человека над физическим. Образ идеального человека, ученика Христа раскрывается через некоторые притчи, которые содержаться в данном тексте. Так, например, в изречении 24 ученики сравниваются с детьми, «…которые расположились на поле, им не принадлежащем…» [3, c.252].Под полем подразумевается мир, т.е. ученики пребывают в «мире», как враждебном для них пространстве. Эта идея продолжается в изречении 25, где ученики сравниваются с хозяином дома, а мир представлен в качестве разбойников. Это позволяет точнее понять смысл данных изречений: «мир» враждебен ученикам, они должны опасаться его. В изречениях 61 («Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп - мир недостоин его») и 84 (Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел тело, но тот, кто нашел тело, - мир недостоин его) [3], проходит тема отрицания мира, как низшего начала по отношению к тому, кто познал его, т.е. по отношению к образу идеального человека.

Изречения 72 и 73 также представляют собой своего рода «заповеди блаженных»:

«72. Иисус сказал: Блаженны вы, когда вас ненавидят [и] вас преследуют. И не найдут места там, где вас преследовали.

. Иисус сказал: Блаженны те, которых преследовали в их сердце; это те, которые познали Отца в истине. Блаженны голодные, потому что чрево того, кто желает, будет насыщено» [3].В основе этих изречений - противопоставление жизни внутренней миру внешнему. В них подчеркивается важность стремления и желания к постижению истины, которое будет удовлетворено в результате поисков.

 Таким образом, идеальный человек понимается как, прежде всего, духовное существо, которому чужд материальный мир. Возможно, идея этих изречений также связана с тем, что во время создания текста христианство не являлось официальной религией, а распространители учения подвергалась гонениям.

4. Избранность, светоносность идеального человека. В изречении 28: «Иисус сказал: Я выберу вас одного на тысячу и двоих на десять тысяч, и они будут стоять как одно» [3, c.253]подчеркивается избранность учеников Христа, их отличность от других людей, отобранность. Также в данном изречении говорится о единой сущности учеников Христа, их неразрывной связи между собой и духовном единстве. В подтверждение качества избранности идеального человека выступает изречение 29, в котором говорится о едином духовном начале Христа и учеников: «…Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма» [3, c.253]. Таким образом, идеальный человек - это избранный, познавший духовную сущность и несущий, как и Иисус, свет христианского знания в мир. Здесь представлен образ человека - света, того, кто умственно просвещает, учит истинам [11, т.4]. В то же время, это человек, который разбудил свой дух, внутреннюю энергию под влиянием света христианского учения. Таким образом, человек - свет - это, прежде всего, духовный человек, постигший вершины бытия.

Изречения 54, 63, 72, 73 начинаются со слова «блажен» (блаженный - в высшей степени счастливый, [11, т.1]). В изречении 54: «Иисус сказал: Блаженны единственные и избранные, ибо вы найдете Царствие, ибо вы от него [и] вы снова туда возвратитесь» [3, c.255] еще раз подчеркивается тема избранничества идеального человека, который способен достигнуть наивысшей духовности через познание. Бедность, как отречение от материального и тем самым враждебного мира и одно из условий достижения блаженства, подчеркивается в изречении 59.

Вывод параграфа

В данном тексте представлено поэтапное становление образа идеального человека, который раскрывается с помощью нескольких основных качеств. Это человек стремящийся познать духовную истину, преодолеть все мирское и материальное и тем самым приобретающий качество избранности и возможность достичь Царствия небесного.

. Одно из первых качеств заключается не в «слепом» соблюдении правил христианской жизни, но, прежде всего, в осознании человеком необходимости искреннего, духовного стремления к совершению обрядов и благочестивых поступков, после которого человек и встает на путь познания, с которым связано следующее, самое главное качество идеального человека.

2. Евангелие Фомы, прежде всего, подчеркивает важность познавательной деятельности человека, стремления к духовному преображению путем истолкования учения Христа. Путь познания мыслится как путь духовных поисков, результатом которых станет обретение человеком Царства Небесного.

. Следующее качество - первенство духовного начала над физическим - является следствием двух предыдущих.

. Завершением поисков становиться обретение Царствия внутри себя, обретение высшей духовности, а, следовательно, и четвертое выделенной качество - избранность. Человек, достигший духовного совершенства, становиться особенным по отношению к окружающим, но в то же время он способен помочь им обрести гармонию в себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно ученики Христа в данном тексте и являются идеальными людьми, которые способны пройти весь указанный в тексте путь познания до конца и обрести Царствие Небесное внутри себя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.011 с.)