Образ Абсолюта в тексте «благовенствие от фомы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Абсолюта в тексте «благовенствие от фомы



 

Целью данного параграфа является выявление образа Абсолюта и его роли в тексте «Благовенствие от Фомы».

Задачи параграфа:

. Выявить какие обобщенные образы Абсолюта присутствуют в данном тексте;

. Выявить качественные характеристики Абсолюта в данном тексте и определить к какому из обобщенных образов они принадлежат;

. Составить общий образ Абсолюта в данном тексте и выявить его роль.

 

Абсолют как Личность

 

Образ Абсолюта в данном тексте представлен, прежде всего, в качестве Бога как личности, т.е. в качестве Иисуса Христа, т.к. само повествование строится в виде диалога Христа с его учениками. В данном тексте можно выявить несколько характеристик, которые составляют образ Абсолюта в данном тексте.

1. Первичность божественной ипостаси Иисуса Христа. В первых изречениях текста «Благовенствие от Фомы» присутствуют косвенные характеристики Иисуса Христа, которые дают ему его ученики. Примером может служить изречение 14: «Иисус сказал ученикам своим: Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож. Симон Петр сказал ему: Ты похож на ангела справедливого. Матфей сказал ему: Ты похож на философа мудрого. Фома сказал ему: Господи, мои уста никак не примут сказать, на кого ты похож…» [3, с. 251]. Это изречение выражает одну из важных идей данного текста - идею о невыразимости и таинственности сущности Христа, которая не поддается определению (согласно словам Фомы). В то же время сравнение Петра говорит о божественной сущности Христа, а сравнение Матфея указывает на то, что ученики видят в нем и философа, т.е. человека, наделенного мудростью и особыми знаниями, и обладающего особой божьей одаренностью. Таким образом, согласно человеческой характеристике, во Христе соединены как божественная ипостась, так и сущность идеального мудрого человека, причем доминантой в Иисусе является божественная составляющая. Еще одним подтверждением этому может служить изречение 65: «…Иисус сказал ей: Я тот, который произошел от того, который равен, Мне дано принадлежащее Моему Отцу…» [3, c.257]. В данном изречении Христос сам говорит о своем божественном происхождении, подчеркивая равенство с Отцом.

В изречении 81 Иисус сам характеризует себя: «Иисус сказал: Я - свет, который на всех. Я - все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я - там; подними камень, и ты найдешь Меня там» [3, c.259]. Таким образом, важным определением и символом сущности Христа в данном тексте выступает разлитый повсюду свет, о котором также употребляется и в других изречениях апокрифа (12, 55, 65, 87). Пронизывающая и объединяющая все светоносность Христа, которая также является и первопричиной и началом всего сущего. В данном изречении Иисус характеризуется, прежде всего, именно как Абсолютное совершенное начало бытия, которое является первоисточником всего относительного, первоосновой мира и присутствует во всех его проявлениях, он не ограничен никакими рамками. Таким образом, проявляется божественная сущность Христа. Изречение 29 соответствует представлению о едином духовном начале в Иисусе и его учениках: «… Есть свет внутри человека света, и он освещает весь мир. Если он не освещает, то - тьма» [3, c.253].Таким образом, в учениках Христа также сокрыт тот свет, что есть в их учителе. Данное изречение подчеркивает то, что каждый человек в некоторой мере «созвучен» Абсолютному началу, т.к. произошел от Бога.

2. Иисус как Учитель, несущий в мир свет своего учения. Еще одной косвенной характеристикой Христа может являться притча, представленная в изречении 9: «Иисус сказал: Вот, сеятель вышел, он наполнил свою руку, он бросил [семена]. Но иные упали на дорогу, прилетели птицы, поклевали их. Иные упали на камень, и не пустили корня в землю, и не послали колоса в небо. И иные упали в терния, они заглушили семя, и червь съел их. И иные упали на добрую землю и дали добрый плод в небо. Это принесло шестьдесят мер на одну и сто двадцать мер не одну» [3, c.251].В образе сеятеля можно предположить Иисуса Христа, который представлен разносящим свое учение (семена), которое может распространиться только если упадет на благодатную почву. Таким образом, в данной притче также идет речь и о познании, о тех, кто способен воспринять учение Христа.

Иисус в тексте выступает в качестве посредника, т.к. именно учение Христа способствует освобождению духовного начала, слитого в людях с телесным: «Иисус сказал: Если плоть произошла ради духа, это - чудо. Если же дух ради тела, это - чудо из чудес. Но я, я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности» (изречение 33) [3, c.253].

Образ Христа в Евангелии от Фомы обрисован без подробностей его жизни и смерти на кресте, т.к. путь спасения в данном тексте мыслится как путь поисков, путь познания особого рода. Поэтому вместо фактов, приводимых в канонических Евангелиях, в «Благовенствии от Фомы», прежде всего, образно переданы основы учения и основные заветы, которые Христос оставил своим ученикам и последователям. Иисус в данном тексте представлен в качестве Абсолютного начала, светоносного и всеобъемлющего, в то же время он выступает в качестве посредника между человеком и его Абсолютной целью, которое в тексте рассматривается как Царствие Небесное.

 

Абсолютная цель

 

Как Абсолютная цель в христианской религии рассматривается Царствие Небесное, тема которого широко развивается в данном тексте.

Она заявлена уже в изречениях 2 и 3, где излагаются основы учения о царствии и пути к нему. Тут царствие представлено как нечто, находящееся вне человека, но в то же время, охватывающее его самого (изречение 2: «…Но Царствие внутри вас и вне вас» [3, c.250]). То есть Царствие Небесное есть в самом человеке, возможно, это его душа, и путем самопознания и самосовершенствования можно постичь его суть, тем самым, достигнув духовного совершенства. Прямое отношение к понятию «царства» имеет образ «Отца живого», который может быть рассмотрен как одна из граней образа Абсолюта в данном тексте. Отец здесь охарактеризован в непосредственной связи с Царствием. Подтверждением этому служит изречения 62, 80, 100, 101, 102, 103, 117, в которые говорится о «царствии Отца». В этих изречениях понятие «Царствие» раскрывается в форме притч и сравнений: «Царствие Отца подобно человеку, у которого [хорошие] семена» (изречение 62), «Царствие Отца подобно торговцу, имеющему товару, который нашел жемчужину» (изречение 80), «Царствие] Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто [и] разделила на большие хлебы» (изречение 100) [3]. «Царствие Отца» противопоставляется «миру», к которому относится образ плевел, множественности окружающего мира (товары). Таким образом, Царствие не тождественно миру видимых явлений, предполагает такие качества как мудрость, стремление к познанию, возможно, выражает духовный мир, целостность, которая есть в человеке и вне его. Отец выступает в качестве властелина этого духовного начала, к которому должен прийти человек. Таким образом, путь к Царствию в данном тексте и может являться путем к Богу.

В изречении 113 снова использовано иносказание, в котором повествуется о «царствии» как о состоянии, достигаемом человеком. Это не тот, кто обладает тайным сокровищем (духовным началом) и не подозревает о нем, а тот, кто обнаруживает сокровище (т.е. познает себя). Царствие представляется как некая божественная сущность, которую человек может обрести только внутри себя путем познания и духовных поисков, результатом которых и станет обретение некой гармонии и духовной жизни. Таким образом, данные изречения раскрывают еще одну грань образа Абсолюта в данном тексте.

Вывод параграфа

В данном тексте присутствуют следующие образы Абсолюта.

. Бог как личность, явленный в данном тексте в качестве Иисуса Христа. В данном тексте, прежде всего, подчеркивается божественная сущность Христа, его абсолютность. Он представлен как первопричина и родоначальник всего сущего, всегда присутствующий в каждой частичке земного мира. Также подчеркивается миссия Христа как Учителя, распространяющего свое учение, способствующего осознанию человеком своей духовности и обретению, таким образом, новой жизни. Именно Иисус и познание с помощью его учения человеком своей духовной сущности способны привести к новому состоянию, к обретению внутри себя Царствия Небесного.

. Образ Царствия небесного, непосредственно связанный образом Иисуса Христа. Оно противоположно земному миру и может рассматриваться как Абсолютная цель, которая достигается только путем постоянного духовного самосовершенствования, познания человеком учения Иисуса Христа и тем самым своего внутреннего мира, т.е. Абсолютная цель представлена как божественная сущность, духовная гармония, обретение которой возможно для каждого верующего.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.007 с.)