Степень изученности предмета исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень изученности предмета исследования



Курсовая работа

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЕ ХРИСТИАНСТВА НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПОНЯТИЕ «АБСОЛЮТ»

ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК»

ПОНЯТИЕ «ОТНОШЕНИЕ»

ПОНЯТИЕ «РЕЛИГИЯ»

. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ХРИСТИАНСТВА

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ СИСТЕМЫ ХРИСТИАНСТВА

ПОНЯТИЕ «АПОКРИФ»

АПОКРИФИЧЕСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

. ОБРАЗ АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

АБСОЛЮТ КАК ЛИЧНОСТЬ

АБСОЛЮТНАЯ ЦЕЛЬ

. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ТЕКСТЕ «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА В ТЕКСТЕ «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА К АБСОЛЮТНОМУ НАЧАЛУ

ТЕКСТ «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ КАК ПУТЬ К АБСОЛЮТНОМУ НАЧАЛУ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И АБСОЛЮТА, ПРОЯВЛЕННОЕ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА «БЛАГОВЕНСТВИЕ ОТ ФОМЫ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования

Религиозная система христианство на материале анализа текста «Благовенствие от Фомы»

Предмет исследования

Особенности отношения человека и Абсолюта в религиозной системе христианство на материале анализа текста «Благовенствие от Фомы»

Проблема исследования

Религиозной системе христианства посвящено очень много исследований, но изучение апокрифов, в частности текста «Благовенствие от Фомы», занимает очень незначительную часть среди них. Данный текст изучен слабо и практически не изучался в искусствоведческом и философском аспектах.

Проблема исследования состоит в изучении данного текста с точки зрения особенностей отношения в нем человека и Абсолюта.

Актуальность проблемы исследования

Неканонические тексты дают в руки исследователя богатый материал, для того чтобы можно было заняться историей неканонических идей в контексте духовной жизни эпохи. Кроме исторического аспекта апокрифы могут быть рассмотрены в искусствоведческом, философском, религиозном, филологическом аспектах, чтобы отразить то место, которое занимает апокрифическая книжность в культуре и духовной жизни.

В связи с тем, что текст «Благовенствие от Фомы» исследован только с точки зрения хронологии и прокомментирован, актуально и перспективно его изучение с точки зрения отношения человека и Абсолюта.

Цель исследования

Целью данной работы является исследование отношения человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на примере анализа текста «Благовенствие от Фомы» и выявление особенностей этого отношения.

Методология

Методологическими основаниями данного исследования являются концепция идеального отношения и религии как ре-лиги, т.е. восстановления и воспроизводства сакральной связи человека с Абсолютом Д.В. Пивоварова. Также основой для данного исследования является концепция В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой о религиозной сути искусства, которая раскрывает методологические возможности философии религии для теории искусства и анализа художественных произведений, и базовые категории концепции рефлексии Г. Гегеля. Данные концепции изложены в следующих трудах: Д.В. Пивоваров «История и философия религии»; В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров «Визуальная сущность религии», Г. Гегель «Философия религии».

Задачи исследования:

1. Изучить основные теоретические понятия, связанные с исследованием данной темы («Человек», «Абсолют», «Отношение», «Взаимодействие», «Религия», «Апокриф»), определить их взаимосвязь, а также их значение для данного исследования

2. Выявить основные особенности религиозной системы христианства, чтобы в дальнейшем на примере данного текста изучить в ней особенности отношения человека и Абсолюта. Определить роль текста «Благовенствие от Фомы» в данной религиозной системе.

.   Выявить образ Абсолюта в тексте «Благовенствие от Фомы».

.   Выявить образ человека в тексте «Благовенствие от Фомы».

.   Выявить особенности отношения человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста «Благовенствие от Фомы»

Предполагаемый результат

В результате работы предполагается выяснить особенности отношения человека и Абсолюта в предложенном тексте «Благовенствие от Фомы», и, исходя из этого, попытаться сделать выводы об отношении человека и Абсолюта в религиозной системе христианства.

Апробация

Результаты данного исследования могут применяться при изучении различных христианских текстов, а также будет интересны тем, кто занимается изучением вопросов религии, философии и искусства. Данная работа также может быть использована для написания курсовых и дипломных работ.

Структура работы

1. Введение;

2. Параграф 1. «Основные теоретические понятия»;

.   Параграф 2. «Особенности религиозной системы христианства»;

.   Параграф 3. «Образ Абсолюта в тексте «Благовенствие от Фомы»;

.   Параграф 4. «Образ человека в тексте «Благовенствие от Фомы»;

.   Параграф 5. «Особенности отношения человека и Абсолюта в тексте «Благовенствие от Фомы»;

.   Заключение;

.   Список литературы.

христианство отношение образ человек абсолют

 


Понятие «Абсолют»

 

Понятие «Абсолют» является одним из основополагающих для данной работы. Ниже приведены несколько разных определений «Абсолюта»:

1. Это философское понятие, обозначающее всякую бесконечную духовную первооснову Вселенной, первоначало всего сущего, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творит его. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Абсолют для религии это Бог, для Гегеля - Мировой Дух, для Шопенгауэра - Воля, для Фихте - «Я», и т.п. В диалектическом материализме метафизическое понятие Абсолюта отвергается. [2, с.4]

. Понятие происходит от лат. Absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный. Это вечная, неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному бытию. Термин впервые был применен в конце 18 века М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для определения категории «Бога или Природы» в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом. Абсолют в религиях - Божество, в философиях - Материя или Абсолютная идея, в искусстве - Красота, в науке - истинное знание, в жизни человека - достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием Абсолюта: христианство - Бог Отец и Христос, мусульманство - Аллах, индуизм - Брахман. Понятие Абсолюта распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица, у Конфуция - Поднебесная, у Гегеля - Абсолютная Идея. [9, с.1]

3. Философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, Полноту Бытия и совершенство.

Абсолют мыслится как творческое начало всего сущего и гармоническая слитность субъекта и объекта. Абсолют един, вечен и противоположен всякому относительному и обусловленному существованию. В философский оборот термин «Абсолют» был введен в конце XVIII в. М. Мендельсоном и Ф. Якоби как синоним пантеистически трактуемой Б. Спинозой природы (безличностного Бога). Затем благодаря философским системам Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, этот термин превратился в самостоятельную категорию, которая обобщила такие всеобщие понятия, как «единое», «апейрон», «нус», «логос», «дао», «все», «субстанция», «универсальный субстрат», «неизмеримое», «непознаваемое», «бездна бытия», «совершенство», «максимум и минимум». Близки по смыслу к понятию «абсолют» и древние идеи о пратхи, Ци, Брахме, пустоте, порядке, морфе. Ныне размытые представления об Абсолюте применяются в обыденно - расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни. Философы объективно - идеалистического направления обычно уравнивают Абсолют с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным «Я», при этом из предельного совершенства Абсолюта выводят суждения о неизменности и себетождественности Абсолюта. Философы-материалисты, напротив, чаще всего понимают под Абсолютом материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания.

Религия и философия создали несколько обобщенных образов Абсолюта:

1. личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм);

2. неперсонифицированное Бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, материя);

.   Абсолют, внутренне присущий каждому человеку (Просвещенный разум, Святой Дух);

.   Абсолютная цель (нирвана, Царство Небесное);

.   Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан);

.   Абсолют, воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос);

.   Абсолют как вечный закон (логос, Тора, дхарма).

Основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и Абсолюта, имеющий три аспекта:

1. существует ли Абсолют;

2. как его познать;

.   как мы должны себя вести, исходя из своих представлений об Абсолюте. [14, с.4]

Вывод: После рассмотрения нескольких словарных определений термина «Абсолют» можно вывести общее определение, которое будет наиболее полно отражать все грани данного понятия.

Абсолют (от лат. Absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная, неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному бытию.

Абсолют в религиях - Божество, в философиях - Материя или Абсолютная идея, в искусстве - Красота, в науке - истинное знание, в жизни человека - достижение идеального Совершенства. Понятие Абсолюта распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица, у Конфуция - Поднебесная, у Гегеля - Абсолютная Идея. Философы объективно - идеалистического направления обычно уравнивают Абсолют с Богом, Абсолютным Духом, Абсолютной Идеей, Абсолютным «Я», при этом из предельного совершенства Абсолюта выводят суждения о неизменности и себетождественности Абсолюта. Философы-материалисты, напротив, чаще всего понимают под Абсолютом материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания.

Религия и философия создали несколько обобщенных образов Абсолюта:

1. Личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм);

2. Неперсонифицированное Бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, материя);

.   Абсолют, внутренне присущий каждому человеку (Просвещенный разум, Святой Дух);

.   Абсолютная цель (нирвана, Царство Небесное);

.   Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан);

.   Абсолют, воздвигнутый на основе откровения родоначальника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос);

.   Абсолют как вечный закон (логос, Тора, дхарма).

В религиях понятие Бога тождественно с понятием Абсолюта: христианство - Бог Отец и Христос, мусульманство - Аллах, индуизм - Брахман. Так как в данной работе рассматривается образ Абсолюта именно на примере религиозной системы христианства, то возникает необходимость введения понятия «Бог».

Бог - основное понятие религиозного мировоззрения. Понимание Бога различается в зависимости от того или иного религиозного направления. Примитивной формой понимания Бога являлись фетиши и идолы, которым поклонялись древние народы. Боги политеизма - это многочисленные, находящиеся внутри мира существа, которые олицетворяют собой действующие в мире божественные силы и явления. В отличие от этого монотеистические религии, такие как ислам, христианство, иудаизм, исповедуют единого бога. Единый бог монотеизма есть существо духовное и находится превыше мира. Монотеистические религии разработали сложное и всестороннее учение о Боге. Ему присваиваются высшие духовные совершенства, такие как: вечность, независимость, самобытность и неизменность, вездеприсутствие, всеведение, премудрость (в христианстве София), благость, любовь и милость, праведность и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен материальному миру, для которого характерна ограниченность и несовершенство. Бог олицетворяет высшую нравственность, в отличие от земного мира, где преобладают пороки, заблуждения, злодеяния и бедствия. [2, с.33].

Вывод: Таким образом, понятие «Бог» несет в себе основные черты, присущие абсолютному началу - он является первоосновой мира, он бесконечен и противопоставлен всему материальному и несовершенному, а также характеризуется всеобщностью и вездеприсутствием.

Абсолютное и относительное - (лат relativus - отнесенное в то или иное место) - противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. Абсолютное - безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее.

Относительное (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно, изменчивое; обуславливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее, характеризует явление в его связях и отношениях с другими явлениями и в зависимости от них. Абсолютное и относительное выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д. [9, с. 1]

Вывод: Абсолют является вечной, неизменной первоосновой мира и первоначалом всего Сущего. Он обладает такими свойствами как единство, всеобщность, безначальность, бесконечность и противостоит всякому относительному и обусловленному бытию. В религиях Абсолют чаще всего представлен в качестве божества, которое также обладает всеми свойствами данного понятия. Абсолют может существовать в нескольких обобщенных образах, каждый из которых в различных проявлениях может существовать в той или иной религии. Все абсолютное противопоставлено конечному началу, хотя и рассматривается во взаимосвязи с ним.

Абсолютное и относительное - это два неразрывные категории, одна из которых имеет непосредственное отношение к бесконечному началу (абсолютное). Абсолютное и относительное начала нуждаются друг в друге, т.к. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном. Следовательно, к категории «относительного» можно отнести все то, что создано Абсолютом, несет в себе его частицу и поэтому рассматривается во взаимосвязи с ним. Таким образом, к данной категории относится человек, как созданное Богом конечное существо, в котором, благодаря связи с абсолютным, могут быть проявлены некие присущие этому началу черты.

 

Понятие «Человек»

 

Понятие «Человек» также является фундаментальным для данного исследования.

. Фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение человека всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где «человек - это в известном смысле все» (Шелер). В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех и плач. Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание», являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования; во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности и социальности. Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен духовности как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе «Я», самосознания. Следует помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек - это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни. [9, с.803]

. Высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»). Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления - памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела.

Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи, с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. [32, с.511]

Так как понятие «Человек» включает в себя телесную, душевную и духовную составляющие, возникает необходимость в рассмотрении таких определений, как «Тело», «Душа» и «Дух».

Тело живое - одушевленное тело человека и животного. Человеческое тело в широком толковании этого слова есть основа душевной жизни: тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному; через мозг, нервы, состояние здоровья тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п. Поскольку духовное основывается на душевном, постольку дух не является независимым от живого тела. Душевные переживания также связаны с телом; это выражается в том, что они подчас могут полно развиться только тогда, когда находят выражение в теле. Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного (причинно-механического и конечно-телеологического) есть центральный объект переживаний, наглядное воплощение его «Я», по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира. [32, с.450]

Дух и душа - религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала в отличие от материальных. Человек сравнительно легко познает материальную оболочку природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно; материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе и душе связывались с процессом дыхания: душа сопрягаглась с вдохом, а дух - с выдохом.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до границ мироздания (т.е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда неспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным духом, Богом. Вместе с тем, душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы «извне». О духе говорят обычно как о «бытии» безусловном, открытом, свободном; связанное же существование души выражается понятием «бытия - между» плотью и духом. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. [14, с. 259]

Вывод: После изучения данных понятий можно вывести общее, наиболее полное определение понятия «Человек»:

Человек - каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. [11, т.4, с.588]. Человек - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

Тело человека выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм), и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех и плач.

Душа (греч. ψυχη - дыхание, дух, душа, жизнь) также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание», являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования; во-вторых, как начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. В христианстве душа понимается как антропоморфная уникальная бессмертная нематериальная часть человеческого существа, отличная от духа и творимая Богом индивидуально для каждого человека.

Тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному; через мозг, нервы, состояние здоровья тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п.

Дух - высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредоточивающего принципа для других способностей души. Душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы «извне». О духе говорят обычно как о «бытии» безусловном, открытом, свободном; связанное же существование души выражается понятием «бытия - между» плотью и духом. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы.

Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой. Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования.

Вывод: таким образом, человек - это одно из фундаментальных понятий философии. Человек включает в себя три составляющих - телесную, душевную и духовную, при этом две последние представляют собой нематериальные начала, в отличие от телесной составляющей. Несмотря на это, все три данные характеристики человека зависят друг от друга - поскольку духовное основывается на душевном, постольку дух не является независимым от живого тела. Человек представляет собой категорию относительного, но как существо, созданное Богом содержит в себе элемент абсолютного начала, которым является его дух. Человеческая душа, таким образом, оказывается связующим элементом между телом и духом и позволяет сделать возможным отношение относительного и абсолютного.


Понятие «Отношение»

 

Отношение - способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение возникает в таких процессах сопряжения предметов - во взаимоотношении, сближении и приобщении их друг к другу, - когда единение различных рождает кооперативный эффект. Поскольку отношение есть род условного бытия, т.е. способ осуществления внутренней возможности «своего» через среду «иного», то относительно следует противопоставить абсолютному, безусловному бытию. Отношение - не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой либо вещи получают свою видимость. [14, с. 497]

Отношение - к людям и деятельности - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии в самом общем смысле - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в случае неизменного выделенного объекта в его связях с другими объектам, явлениями и свойствами.[ 16, с.320]

Связь - средство приобщения предметов (А, В, С и т.д.) друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия многого в едином. Выступающими в связи предметами могут быть любые определенности материального и духовного бытия - вещи, явления, свойства. Выделяют два типа связи:

1. Силовой контакт А и В, то есть прямое или опосредованное соединение и взаимное удержание вещей в пространстве и во времени.

2. Внутренняя связь сущностей А и В, присущность либо А к В, либо В к А.

В узком смысле под связью понимают только внешнюю силовую, тогда возникает возможность противопоставить ее категории отношения. Однако чаще всего объем понятия связи не ограничивается признаком соединенного взаимодействия А и В, в него включают «присущность», расширяющую образ связи до абстрактного представления о взаимозависимости вообще. В это широком смысле между связью и отношением уловить различия почти не удается и ими оперируют как синонимами.[14, с.607]

Вывод: таким образом, отношение - это способ сопричастного бытия вещей, который возникает в таких процессах как взаимоотношение, сближение и приобщение, рождает кооперативный эффект и выявляет свойства двух вещей, скрытые в них. Отношение, несмотря на некоторую синонимичность с понятием «связь», имеет существенное отличие от него. Связь - это, прежде всего, соединение и удержание вещей в пространства, тогда как отношение позволяет открыть новые грани каждой из участвующих в нем сторон. Отношение - не вещь и не свойство, но то, посредством чего свойства какой либо вещи получают свою видимость.

Отношение подразумевает наличие двух сторон, посредством взаимодействия которых выявляются скрытые свойства каждой из них. В религиозной системе человек и Абсолют выступают участниками отношения, которое понимается, прежде всего, как восстановление связи между двумя сторонами. Таким образом, возникает необходимость рассмотрения понятия «Религии».

 

Понятие «Религия»

 

1. От лат. religio - благочестие, набожность, святыня - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным сосредоточием всего существующего, главной святыней). Религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться:

А. Как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;

Б. Как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи;

В. Как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей.

Религия - универсальный феномен, связанный с «исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества» (Фрейд).

Существование разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлениям религиозного порядка, но совпадающих с ними по базовым механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяют выделить религиозные системы эгоцентрического, социоцентрического и космоцентрического порядка. [9, с. 569]

. Слово «религия» (лат religio) происходит от слова «лига»,т.е. «связь, союз». Понятие связи может обозначать такие реалии, как обусловленность, сопряжение, соединение, неотрывность, скрепление, нераздельность, зависимость, общность, слияние в целое. Вместе с тем на практике под «религией» подразумевается не всякая связь, но связь прежде всего духовная. Связи бывают внешними и внутренними, случайными и необходимыми, несущественными и существенными, материальными (вещественными) и нематериальными.

В феномене связи различают три аспекта: материальный, энергетический и информационный. Когда же говорят о религии как об особой связи, то обычно имеют в виду союз внутренний, необходимый, существенный, закономерный, нематериальный, информационно-энергетический; при этом религиозная энергия понимается как жизненная активность, высвобождение духовных сил. Будучи по преимуществу незримой, духовной связью, религия в то же время сопровождается своими материальными воплощениями - знаками, знамениями, символами, предметами культа, социальными организациями. Поэтому самая обобщенная характеристика религии все-таки нуждается в генеральном термине «связь вообще», хотя ее сердцевиной является устойчивая духовная связь. Духовность человека есть постоянное стремление в полноте бытия, Абсолюту, беспредельному, к сверхчувственным первоистокам и вершинам Космоса и Социума. Духовность - это процесс преодоления ограниченности своего индивид бытия посредством:

. актуализации врожденных дух способностей

. совершенствования приобретаемого дух опыта

. открытости другим людям и Богу

В соответствии с этими векторами религия имеет индивидуальные, социальные и космические грани, тесно связанные друг с другом. Гармония между названными гранями духовной связи редко достижима. В зависимости от того, какая из граней приобретает первостепенную ценность, религии можно условно подразделить на социоцентрические, эгоцентрические и космоцентрические.

Как видим, «ре-лигия» во всех ее общих вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь (с Абсолютным я, родовым человеком, Богом). При этом в каждой конкретной религии возможно свое понимание этой связи:

1. эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем оборвалась и ее восстанавливают.

2. эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а потом, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную

.   эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей.

.   в определенную религию будет вовлекаться все больше людей и она станет всеохватывающей.

Следует различать понятия религии, веры и конфессии.

Вера религиозная - интегративная черта религиозного сознания и существенной признак религии в целом. Вера религиозная - это особое состояние психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о вере религиозной, и ее содержание в разных религиях приобретает свое своеобразие. Вера религиозная соединяет в себе интеллектуальный, эмоциональный и волевой элементы, но при этом, как правило, превалируют чувства. Интеллектуальный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучительные утверждения, догматы соответствующей религии. Вера религиозная объективируется в религиозных культах, отношениях институтах. [32, с.74]

Конфессионализм (исповедование) описывается как строгий образ мысли и поведения, неукоснительно отвечающий всем догматам, обрядам и уставам своей церкви. Ортодоксальности и консервативности конфессионализма противоположен либерализм, который иногда принимает формы модернизма или индифферентизма в области религии. Внецерковная и внеконфессиональна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.80 (0.06 с.)