Проблемы малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда и пути их решения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда и пути их решения



 

Существуют определенные особенности российской экономики и политики, которые препятствуют успешному развитию малого бизнеса, в том числе и в рассматриваемом нами районе. Одна из проблем состоит в том, что администрация района, а также население далеко не всегда адекватно оценивают потенциальные возможности сектора малого бизнеса для экономики и общества, для муниципального сообщества. Наряду с этим, другой сложной задачей является то, что успешная разработка и внедрение политики по отношению к малому бизнесу Краснооктябрьского района требует понимания интересов и нужд малых предприятий всеми органами власти на всех уровнях, а не только администрацией района.

Кроме того, малый бизнес ориентируется преимущественно на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом населения, что особенно ярко проявилось в период недавнего экономического кризиса. Имеет место крайний перекос развития малого предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности (это характерно не только для Краснооктябрьского района, но, пожалуй, и для всей России в целом).

Сдерживающими факторами развития малого бизнеса Краснооктябрьского района сегодня являются несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов. Важным условием развития малого бизнеса является возможность арендовать и выкупать производственные и офисные площади и землю. В настоящее время собственное помещение есть только у 15% малых предприятий, работающих менее трех лет, и у 32% - более трех лет. Основными препятствиями в доступе к производственным площадям представителей малого бизнеса отмечаются: высокие цены на объекты недвижимости - 55,4%; отсутствие долгосрочных кредитов - 13,1%; возможность приобретения только через чиновников - 15,6%. Более половины предпринимателей расходуют на аренду 30% всех издержек предприятия.

Основными проблемами использования недвижимости для малого бизнеса являются: острый дефицит внешнего финансирования, в частности, банковских кредитов; недостаточное предложение, следствием чего являются высокие цены; незаконная деятельность на рынке недвижимости представителей органов региональных и местных властей.

Достаточно серьезную проблему для малого бизнеса также представляют большие затраты на аренду земли под производственные помещения. Ее суть кроется в неадекватной разработке критериев, выбранных за основу проведения кадастровой оценки земли в различных районах Волгоградской области, что также является компетенцией органов региональной власти.

Формирование финансовых ресурсов малого бизнеса является одним из наиболее значимых факторов, необходимых для его развития. Специфика предприятий малого бизнеса в том, что в силу своего размера и финансового состояния им сложно воспользоваться услугами крупных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов на общих условиях. Издержки обслуживания крупного и малого бизнеса по кредиту или по страхованию мало различаются, но для малых предприятий это зачастую недоступные затраты. Получить банковский кредит сложно, т.к. банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду повышенных рисков и отсутствия достаточно длительной кредитной истории.

С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов еще сильнее усложняет процесс поиска денежных средств. Кроме того, банковский сектор больше ориентирован на крупный бизнес, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам. В настоящее время в источниках финансирования предприятий малого бизнеса в целом по России кредиты банков занимают всего 6%, что недостаточно для его развития. В частности, источниками финансирования предприятий малого бизнеса Краснооктябрьского района являются: реинвестирование прибыли предприятия (60,4%), личные средства собственника предприятия (30,5%), кредиты банков (16,2%). Высокая процентная ставка за пользование кредитом, предоставление залога, оформление финансовых документов и слишком короткие сроки кредитования, - основные причины невостребованности банковских кредитов. Следовательно, создание в регионе специализированных учреждений, выступающих гарантом для небольших частных банков, кредитных и других учреждений, по обслуживанию малого бизнеса, является перспективным направлением его региональной поддержки.

Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства тормозится многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, выделении и аренде производственных и торговых помещений, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций, многочисленными и не всегда оправданными проверками. Среди проблем - не только эффективное взаимодействие власти и малого бизнеса, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и наемных работников. Причем не все перечисленные проблемы могут быть решены районной администрацией, т.к. большинство из названных действий осуществляется на основе федерального законодательства.

Как показывает практика, желающих открыть свое собственное дело в Краснооктябрьскои районе не так уж мало. Среди них и высококвалифицированные специалисты, потерявшие работу в результате сокращения производства (например, завода «Красный Октябрь»), и высококвалифицированные рабочие, стремящиеся наиболее полно реализовать свои способности в творческом труде, а также предприимчивые организаторы, которые хорошо чувствуют рыночную конъюнктуру. Но при этом многие начинающие предприниматели слабо представляют возможные варианты формирования первоначального капитала и первые шаги в развитии бизнеса. Есть и такие, которые успешно начинают свою предпринимательскую деятельность, но попадают в сложное положение при расширении производства, привлечении большего числа наемных работников, изменении ассортимента продукции. Здесь особенно необходима поддержка малого предпринимательства со стороны органов местного самоуправления.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства Краснооктябрьского района г. Волгограда и повышения эффективности его деятельности необходима помощь этому сектору экономики по следующим направлениям: - разработка и реализация предпринимателями Краснооктябрьского района совместно с научными работниками района и в целом г. Волгограда инвестиционных проектов в сфере науки, высоких технологий и инноваций в целях обеспечения на малых предприятиях Краснооктябрьского района более высокого уровня организации производственных процессов, получения ими существенных конкурентных преимуществ на межрегиональном и международном рынках; - проведение анализа кадрового обеспечения, состояния подготовки кадров в малом предпринимательстве; - создание перечня научно-исследовательских разработок, выполненных вузами г. Волгограда по проблемам малого бизнеса; - обобщение опыта и полученных результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в других городах России; - проведение семинаров, конференций, круглых столов по вопросам деятельности малого предпринимательства при совместном участии предпринимателей, ученых, представителей администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда и общественных организаций района; - осуществление периодического мониторинга по выявлению проблем, возникающих в деятельности субъектов малого предпринимательства Краснооктябрьского района. Данные мониторинга дают возможность администрации, а также другим участникам рыночных отношений при адаптации к рынку осуществлять меры регулирующего характера. Ключевыми направлениями деятельности по регулированию администрацией Краснооктябрьского района адаптационных процессов в сфере малого бизнеса могут стать следующие: 1. программа поддержки предприятий в первые 2-3 года их функционирования; 2. формирование производственной и рыночной инфраструктуры: материально-техническое обеспечение, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы, консультационные услуги, рыночная информация и другие. 3. оптимизация взаимоотношений с администрацией Краснооктябрьского района и в целом с органами государственного управления, в совокупности образующими внешнюю среду жизнедеятельности малого предприятия; 4. совершенствование деятельности администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда по формированию правовой базы, реализации программ помощи по направлениям деятельности малых предприятий района; 5. развитие системы мониторинга процессов адаптации субъектов малого предпринимательства к условиям реальной рыночной среды, имеющей место в Краснооктябрьском районе Волгограда, придание процессу прозрачности в информационном поле. Наиболее приемлемой формой работы по обеспечению гласности является регулярное освещение динамики развития предпринимательства в волгоградских средствах массовой информации, регулярное размещение в сети Интернет специальных обзоров.

С другой стороны, малое предпринимательство призвано активнее участвовать в общественных делах района, проявлять социальную ответственность перед населением. Приведем пример. 7 октября 2011 г., отчитываясь о работе за текущий год, Краснооктябрьский глава Олег Белоусов отметил: «Мы посчитали вместе с депутатским корпусом, что нам надо отремонтировать около 95 двориков, а денег пока хватило только на 23. То же самое и по детским площадкам, по спортивным. Мы понимаем, что сразу столько средств мы не найдем, но постепенно продвигаемся вперед». Есть сегодня проблемы и с парками, озеленением, с наведением чистоты. Думается, в решении указанных проблем могли бы принять самое активное участие малые предприятия района, как и в решении проблемы несанкционированных свалок в частном секторе. Проблем в районе пока достаточно. Поэтому главное - не терять взаимопонимания и совместно работать дальше.

Во взаимоотношениях администрации Краснооктябрьского района и малого бизнеса необходима, прежде всего, ясность и прозрачность. Для этого важно построить взаимоотношения на основе законодательства, четко прописанных нормативных актов и договоров. Вот почему важным направлением взаимодействия власти и предпринимательства является вовлечение ассоциаций предпринимателей Краснооктябрьского района в нормотворческий процесс, в подготовку изменений законодательства о малых предприятиях, экспертизу проектов законов.

К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели пока разобщены и не способны должным образом отстаивать свои интересы. Помочь предпринимателям объединиться - это задача, которую необходимо взять на себя не только крупным объединениям предпринимателей, региональных ассоциаций малого бизнеса, но и администрации района.

Итак, развитие малого предпринимательства в Краснооктябрьском районе г. Волгограда в среднесрочной перспективе должно быть направлено на повышение его роли в укреплении социально-экономического партнерства, обеспечение взаимодействия органов государственной власти местного самоуправления (администрации района) с субъектами предпринимательской деятельности. Важнейшей задачей является улучшение взаимоотношений власти и малого бизнеса.


Заключение

 

Малое предпринимательство занимает важное место в экономике Краснооктябрьского района г. Волгограда, оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры и приобретает в современных условиях особую значимость в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса, расширения номенклатуры производимых товаров и услуг.

Малое предпринимательство решает ряд важных задач: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг); приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики; создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; формирование социального слоя собственников - основы среднего класса; активизация научно-технического прогресса.

Деятельность малых предприятий Краснооктябрьского района г. Волгограда является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района.

Успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от муниципальной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно подтверждает эффективность поддержки бизнеса со стороны местных органов власти. Направления и способы такой поддержки малого предпринимательства могут быть разнообразными.

Развитие взаимосвязи малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда преследует цель создания условий устойчивого экономического развития района, эффективного использования всех форм собственности на территории Краснооктябрьского района для удовлетворения потребностей его населения. Анализ указанных взаимоотношений, осуществленный в форме исследования нормативной правовой базы, практики деятельности администрации Краснооктябрьского района, показывает, что у муниципальных органов существуют необходимые предпосылки для налаживания эффективного взаимодействия с экономическими субъектами, в том числе с малыми предприятиями, превращения этих взаимоотношений в фактор ускорения социально-экономического развития регионов.

В последние годы усиливается поддержка администрацией Краснооктябрьского района г. Волгограда субъектов малого предпринимательства: совершенствуется нормативно-правовая база; разрабатываются и утверждаются экономические программы, способствующие повышению эффективности работы предприятий; внедряются новые организационные механизмы взаимодействия, способные обеспечить диалог бизнеса и власти; устраняются либо существенно снижаются многие административные барьеры, препятствующие выходу предприятий на рынок, созданию конкурентной экономики; обеспечивается прозрачность, открытость взаимоотношений. Многоканальность взаимоотношений позволяет полнее учитывать интересы их субъектов.

Вместе с тем, малое предпринимательство Краснооктябрьского района по-прежнему испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа администрации, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности муниципальных программ развития малого предпринимательства, по устранению административных барьеров, и т.д.

С другой стороны, малое предпринимательство призвано активно участвовать в общественных делах района, реально проявлять социальную ответственность перед населением.

Решение задач социальной и экономической направленности ставит вопрос развития субъектов малого предпринимательства в ряд важнейших государственных задач, делает их частью экономической политики государства.


Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 19.10.1999; 28.07.2011.

.   Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.07.2007; 04.07.2011.

.   Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. - 30.12.2008; 25.07.2011.

5. Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД (с последующими изм. и доп.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» // <http://www.volganet.ru/>.

.   Постановление Администрации Волгоградской области от 13.07.2010 № 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // <http://www.volganet.ru/>.

.   Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 № 872 «О проведении ежегодного открытого чемпионата Волгоградской области по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру» // <http://www.volganet.ru/>.

.   Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009 - 2011 годы // <http://www.volganet.ru/>.

.   Устав Города-Героя Волгограда. Принят Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362 (с последующими изм. и доп.) // <http://www.volgadmin.ru/ru/>.

.   Муниципальная целевая программа «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы // <http://www.volgadmin.ru/ru/>.

.   Положение о территории предпринимательской активности. Утверждено Постановлением главы Волгограда от 08.09.2010 № 2288 (ред. от 20.06.2011) // http://www.volgadmin.ru/ru/.

Научная и учебная литература

1. Агеев С.В. Развитие малого предпринимательства как фактор модернизации и инновационного развития страны // Экономика строительства. - 2011. - № 2. - С. 9-13.

2. Альхимович И.Н. Малое предпринимательство в социально-экономической системе переходного периода: определение, значение, перспективы развития // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2011. - № 1-14. - С. 6-77.

.   Борисов С.Р. Принципы и направления конкурентной политики в сфере малого и среднего предпринимательства // Современная конкуренция. - 2011. - № 1. - С. 5-20.

.   Гокинаева И.А. Формирование поддержки и развития малого предпринимательства // Вестник Национальной академии туризма. - 2011. - № 1-17. - С. 46-49.

.   Григорьев Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации; под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: ТЕИС, 2011. - 354 с.

.   Дьякова Е. Бюджетная поддержка предпринимательства Волгоградской области в условиях кризиса // Предпринимательство. - 2009. - № 8. - С. 126-130.

.   Зеленская М. Кому закон не писан... // Деловой Волгоград. - 2010. - № 9(37). - С. 5-7.

.   Иванов А.К. Современные механизмы поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление. - 2011. - № 3. - С. 92-95.

.   Классен В.В., Ковач С.О. Информационная поддержка развития бизнеса и предпринимательства // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - № 3. - С. 10-11.

.   Козбаненко В.А. Социальная ответственность государства и бизнеса // Право и управление. XXI век. - 2008. - № 1. - С. 6-11.

.   Коробов С.А., Фомина С.И. Формирование векторов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2011. - Т. 3. - № 1. - С. 31-38.

.   Косинова Н.Н., Раткевич С.М. Малый бизнес в экономике Волгоградской области: тенденции и факторы развития // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. - 2010. - № 1. - С. 34-41.

.   Кох И.А. Взаимоотношения органов местного самоуправления и малого предпринимательства // Дискуссия. - 2010. - № 8. - С. 59-65.

.   Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Проблемы прогнозирования. - 2009. - № 1. - С. 125-131.

.   Крылова М.В. Малое и среднее предпринимательство в России и проблемы его развития // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 215-218.

.   Мамонов М.Е., Пестова А.А., Солнцев О.Г. Банковская система России на выходе из кризиса // Банковское дело. - 2011. - № 5. - С. 21-24.

.   Мамонтов О. Бизнес и власть учатся взаимодействовать в Интернете // Новые деловые вести. - 2011. - 22.01.2011. - С. 5.

.   Оганян А.Р. Особенности развития малого предпринимательства в России // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 5. - С. 73-81.

.   Петрунин Н.Ю. Предпринимательство и власть: современные формы взаимодействия // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2010. - № 2. - С. 135-141.

.   Почанина М.Н. Малое предпринимательство как фактор эффективного социально-экономического развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - Т. 1. - С. 317-318.

.   Селиверстова Ю.А. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Казанская наука. - 2010. - № 9. - С. 332-336.

.   Сизов Ю.И. Анализ инвестиционной активности региона (на примере Волгоградской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 12. - С. 19-24.

.   Степанова Н.А. Малое предпринимательство как объект стратегического управления инновационным развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 23. - С. 23-27.

.   Фомина С.И. Организация эффективного механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных российских условиях // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2011. - № 1-14. - С. 78-88.

.   Цей С.А. Корпоративная социальная ответственность - путь к устойчивому развитию // Новые технологии. - 2010. - № 2. - С. 127-132.

.   Чернобродова Л.А. Малое инновационное предпринимательство как фактор социально-экономического развития региона // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2010. - Т. 4. - № 44. - С. 53-58.

.   Юдаев И.Г., Медведева Л.Н. Малое и среднее предпринимательство: региональный аспект // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2010. - № 24. - С. 30-33.


Ресурсы Интернет

1. Новостной портал Волгограда // volga34.ru.

2.   Общественный портал малого и среднего бизнеса // www.centredelo.ru <http://www.centredelo.ru>.

. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru/.

. Официальный сайт Администрации Волгоградской области // http://www.volganet.ru/.

. Официальный сайт Администрации г. Волгограда // http://www.volgadmin.ru/ru/.

. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат) // <http://www.volgastat.ru/default.aspx>.

. Официальный сайт Краснооктябрьского района г. Волгограда // <http://www.volgadmin.ru/ru/SitesDepartments/GovernsAdmKrok/>.

. Официальный сайт Волгоградской торгово-промышленной палаты // <http://www.volgogradcci.ru/>.

. Прогноз социально-экономического развития Волгограда // <http://www.volgadmin.ru/ru/>.

. Ракутина Н.М. Малый бизнес в Волгоградской области и ЮФО // http://nhoz.ru/?p=72.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.041 с.)