Основы взаимосвязи администрации и малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы взаимосвязи администрации и малого бизнеса Краснооктябрьского района г. Волгограда



 

Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является экономическое и социокультурное развитие местного сообщества. На территории любого муниципального образования, в том числе в Краснооктябрьском районе Волгограда, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам - крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Они придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.

Для российского политического процесса характерна тесная связь бизнеса и власти. Администрация Краснооктябрьского района ведет работу по поддержке малого бизнеса, основываясь на соответствующей нормативно-правовой базе. Прежде всего, это Конституция РФ, ФЗ № 209-ФЗ. Ст. 11 ФЗ № 209-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:

) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Важное значение имеет Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этим Законом введено ограничение по частоте проведения плановых проверок. С 1 мая 2009 г. запрещено проверять организации и предпринимателей чаще, чем раз в три года. Контролирующие органы обязаны составлять план проверок и размещать его на сайте, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться. Компанию или предпринимателя должны предупредить о предстоящей проверке не позднее, чем за три рабочих дня до начала контрольного мероприятия. Следует отметить, что в нашем городе эти правила часто нарушаются.

Кроме того, в основе нормативной модели исследуемых взаимоотношений лежат: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», акты налогового, бюджетного, гражданского, земельного законодательства.

Действует специальный Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД (с последующими изм. и доп.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области».

Учитывая влияние регионального и муниципального аспектов на развитие нормативной модели указанных взаимоотношений, большую роль в ее создании играют также акты субъектов Федерации и акты муниципального уровня, прежде всего конституции и уставы, акты, принятые в области управления собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью, планы и программы социально-экономического развития и др.

Так, согласно п. 9 ч. 1 ст. 5 главы 1 Устава Города-Героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится, в частности, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. В главе 4 Устава предусмотрено, что для решения вопросов местного значения в собственности Волгограда может находиться имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Волгоград, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Порядок субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства регламентируется Постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2010 № 246-п «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

Разработана и эффективно реализуется областная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг., которая строится по ряду направлений.

Решение о создании (ликвидации) территории предпринимательской активности принимается Волгоградской городской Думой по представлению главы Волгограда на основании заключения Комиссии по рассмотрению вопросов создания, функционирования и ликвидации территорий предпринимательской активности в Волгограде, состав и положение о которой утверждены Постановлением главы Волгограда от 08.09.2010 № 2288 (ред. от 20.06.2011). Решение о создании территории предпринимательской активности включает специальное Положение о территории предпринимательской активности. Месторасположение, границы, размер, срок функционирования территории предпринимательской активности и конкретные условия режима экономического благоприятствования определяются названным Положением. На территориях предпринимательской активности участникам и базовым предприятиям предоставляются устанавливаемые Положением в соответствии с законодательством РФ, Волгоградской области и муниципальными правовыми актами Волгограда следующие виды муниципальной поддержки (одинаковые для всех участников соответствующей территории предпринимательской активности и базового предприятия):

понижение до 50% налоговых ставок по местным налогам, применение понижающих коэффициентов по единому налогу на вмененный доход;

предоставление инвестиционных налоговых кредитов уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства Российской Федерации;

снижение до 50% размера арендных платежей за использование муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, используемых в целях осуществления деятельности на территориях предпринимательской активности.

В ноябре 2010 г. администрация города утвердила муниципальную целевую программу «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы. Программа долгосрочная и качественно новая. В ней отражены традиционные направления, как финансовая и имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства, так и проработаны новые идеи. К примеру, это дополнительное развитие системы информационной поддержки и создание положительного имиджа субъектов малого и среднего предпринимательства Волгограда.

Принято Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 № 872 «О проведении ежегодного открытого чемпионата Волгоградской области по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру».

В структуре администрации созданы специальные органы для осуществления взаимодействия с субъектами предпринимательства. Так, в Комитете по предпринимательству Администрации г. Волгограда имеется отдел развития и защиты предпринимательства. Структура администрации Краснооктябрьского района представлена в приложении 4. Очевидно, что наибольшую роль в обеспечении взаимодействия администрации с субъектами предпринимательства играет Отдел по развитию предпринимательства, защите прав потребителей и землепользованию (далее - Отдел).

Правовую основу деятельности Отдела составляет Конституция РФ, законы РФ и Волгоградской области, нормативно-правовые акты РФ и Волгоградской области, иные местные нормативно-правовые акты. Численность Отдела определяется штатным расписанием.

Основными задачами Отдела является: 1. Разработка основных направлений и принципов развития предпринимательства в Краснооктябрьском районе г. Волгограда. 2. Координация деятельности функциональных, территориальных и отраслевых органов администрации Краснооктябрьского района, направленной на оказание содействия в развитии субъектов предпринимательства (в т.ч. малого) в Краснооктябрьском районе. 3. Осуществление взаимодействия Отдела с органами государственной власти РФ, Волгоградской области, г. Волгограда, отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации муниципального образования г. Волгоград по вопросам, связанным с развитием предпринимательства в Краснооктябрьском районе. 4. Реализация единой федеральной, региональной и городской стратегии развития предпринимательства всех форм собственности для решения социально-экономических задач. 5. Содействие в реализации проектов предприятий, направленных на социально-экономическое развитие района и обеспечение его жизнедеятельности. 6. Разработка и осуществление мероприятий по привлечению внешних и внутренних инвестиций в малое и среднее предпринимательство. 7. Реализация политики администрации Краснооктябрьского района на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды по вопросам развития предпринимательства. 8. Проведение мониторинга предпринимательства в Краснооктябрьском районе.

Функции Отдела: 1. Осуществляет подготовку и внесение предложений по совершенствованию экономической и социальной политики Отдела в отношении деятельности субъектов предпринимательства на территории Краснооктябрьского района. 2. Разрабатывает проекты распоряжений и постановлений главы Краснооктябрьского района по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, и осуществляет оперативный контроль исполнения данных распоряжений. 3. Осуществляет взаимодействие с Комитетами городской Думы Волгограда по вопросам, связанным с развитием предпринимательства. 4. Проводит анализ проблем, стоящих перед субъектами предпринимательства, вносит предложения по их решению. 5. Организует проведение встреч представителей администрации г. Волгограда с субъектами предпринимательства. 6. Осуществляет реализацию мероприятий, предусмотренных Муниципальной целевой программой «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде» на 2011-2013 годы, а так же вносит предложения по ее совершенствованию. 7. Разрабатывает меры муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же принимает участие в их реализации. 8. Осуществляет взаимодействие с отраслевыми, функциональными и территориальными органами администрации г. Волгограда и Волгоградской области, налоговыми, правоохранительными и иными муниципальными и государственными органами по вопросам, оказания содействия в развитии предпринимательства. 9. Проводит работу по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в федеральных, региональных и муниципальных программах, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства. 10. Ведет реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки от администрации Краснооктябрьского района. 11. Оказывает, в пределах установленной компетенции, консультационную помощь субъектам предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности. 12. Проводит комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня образованности руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства, а так же населения города по вопросам ведения предпринимательской деятельности.

Структура Отдела такова. Руководит Отделом начальник Отдела Пустовалов П.Ю. Начальник имеет одного заместителя. Отдел подразделяется на сектора: 1) сектор по развитию предпринимательства; 2) сектор по защите прав потребителей; 3) сектор по землепользованию; 4) сектор учета и отчетности. В каждом из секторов имеется руководитель сектора и несколько сотрудников.

Положительным в работе Отдела следует признать следующее: используются прямые и косвенные механизмы поддержки малого бизнеса (возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга); на землеустроительные работы; по договорам аренды помещений и объектов капстроительства и т.д.). В приоритетном порядке муниципальную поддержку могут получить субъекты малого бизнеса, осуществляющие деятельность в следующих сферах:

· промышленное производство и строительство;

·   инновационная деятельность во всех отраслях предпринимательства;

·   производство импортозамещающей и экспортной продукции;

·   коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;

·   защита окружающей среды;

·   въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;

·   бытовое обслуживание населения.

Также преференции оказываются молодежи и начинающим предпринимателям.

Однако имеются и недостатки. Так, не выделен отдельно сектор по развитию именно малого и среднего предпринимательства. Между тем, малый и средний бизнес, как было отмечено выше, имеют весьма существенные отличия от бизнеса крупного. Поэтому только выделение сектора по развитию малого и среднего предпринимательства дало бы возможность полноценно обеспечить реализацию эффективных механизмов развития организаций малого и среднего бизнеса в Краснооктябрьском районе Волгограда, а также организовать более эффективное взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, работники Отдела не всегда достаточно оперативно осуществляют мониторинг проблем малого бизнеса: текущей ситуации и перспектив. Также Отдел практически не влияет на такие негативные для предпринимателей факторы, как рост цен на энергоносители, сырье, тарифы; трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов. Недостаточной нужно признать и деятельность Отдела по привлечению субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Практически не ведется никакой работы по обеспечению малого предпринимательства квалифицированными кадрами.

Итак, в Российской Федерации в последние годы предпринимаются большие усилия по развитию малого бизнеса. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в конкретных мерах государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствуется законодательство, развивается инфраструктура и институциональные структуры поддержки малого бизнеса. Успешно развивается малое предпринимательство и в Волгограде, в том числе в Краснооктябрьском районе, чему способствует и деятельность Отдела по развитию предпринимательства, защите прав потребителей и землепользованию администрации Краснооктябрьского района. Однако не всегда положительные наработки и инициативы областных властей и общественных объединений предпринимателей получают развитие в районе. Чтобы изменить это положение, одним из важнейших критериев оценки работы как названного Отдела, так и в целом администрации Краснооктябрьского района должна стать действенность поддержки развития малого бизнеса в районе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.013 с.)