Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад различных отраслей лингвистики в изучение гендераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению ученых из области психолингвистики и нейрофизиологии проблема половой дифференциации относится к числу универсальных явлений, которые так или иначе изучают все науки о человеке. Различие между полами ученые видят в организации структуры головного мозга мужчины и женщины, в специализации его полушарий. Например, повреждение мозга у мужчин и женщин приводит к разным результатам. Повреждение левого полушария приводит к дефектам вербальных функций, а правого - к дефектам пространственных функций. У мужчин поражение левого полушария ухудшало результаты вербального теста в большей степени, чем правого, а при поражении правого полушария получалось обратное соотношение. Для женщин сторона, на которой произошло поражение, не имела столь большого значения [Горошко 1998: 195]. Следовательно, у мужчин специализация полушарий выражена в большей степени, чем у женщин. Е.И. Горошко приводит также данные исследований о том, что у девочек лучше развита дикция, больше словарный запас, они свободнее, чем мальчики, строят высказывания. Но причина более высокого развития языковых способностей у девочек не только и не столько генетическая, сколько социальная, так как игры девочек требуют большего количества речевых актов, в своем воображаемом мире девочки больше спрашивают, объясняют, поучают, чем мальчики [Горошко 1998: 56]. Социолингвистика предоставила ученым обширный статистический материал о функционировании языка в группах людей, объединенных по признаку профессии, пола, возраста, городского или сельского образа жизни и т.д. Так, исследования Лабова показали, что пол носителей языка определенным образом влияет на употребление языковых единиц [Labov 1971: 190]. Он установил, что женщинам свойственно употребление более престижных вариантов произношения. Изучение взаимосвязи языка и пола принято разделять на два периода, рубежом которых являются 60-е годы ХХ века: ) биологический детерминизм - нерегулярные исследования, основанные главным образом на наблюдениях несвязанных фактов; ) современные гендерные исследования - широкомасштабные исследования, идущие с 60-х годов и обусловленные развитием социолингвистики и существенными изменениями в традиционном распределении мужских и женских ролей в обществе, позволившими увидеть лингвистические факты в новом свете и по-новому интерпретировать их. Однако сегодня многие ученые предпочитают разделять время развития гендерных исследований на три периода: 1) биологический детерминизм; 2) переходный период (первая половина ХХ века), послуживший подготовительной базой для собственно гендерных исследований; ) современные гендерные исследования [Дмитриева 2000: 258]. Биологический детерминизм берет свое начало в то время, когда единственной гипотезой о причинах появления и функционировании в языке категории рода стала символико-семантическая, базировавшаяся на соотнесении природной биологической категории sexus с грамматической категорией genus. Сторонники символико-семантической гипотезы считали, что грамматический род возник под влиянием природной данности - наличия людей разного пола. Символико-семантическую гипотезу представляли ученые, оказавшие огромное влияние на лингвистику. Это Гердер, Гримм, В. Гумбольдт и другие [www.sociolinguistics.academic.ru]. Влияние этих ученых предопределило длительное господство гипотезы в лингвистическом описании. Использование их неязыкового опыта привело к появлению оценочности в интерпретации категории рода: мужской род оказывался первостепенным из-за приписывания именам, относящимся к нему, семантики силы, активности, энергии. Имена женского рода, напротив, характеризовались пассивностью, подчиненностью. Удар по символико-семантической гипотезе нанесло открытие языков, в которых категория рода отсутствует. Следующим стимулом исследования гендерного фактора в языке стало открытие в XVII веке «экзотических» первобытных языков, где имели место разделение на мужской и женский варианты. Сообщения о таких языках эпизодически появлялись с 1664 года, но систематических исследований по ним не проводилось. Общим для всех немногочисленных описаний гендерной вариативности было то, что мужской вариант рассматривался как собственно язык, а женский - как отклонение от него [Бурукина 1998: 113]. Особенностью этого периода были преимущественно описательный характер и сугубо биологический подход к анализу. Соотношение пола, образования, культуры, возраста не рассматривалось. Считалось, что все различия между мужской и женской речью определяются биологическим полом. Переходный период приходится на начало XX века, когда интерес к лингвистической гендерологии снова возрос благодаря работам Э. Сепира, О. Есперсена и других лингвистов. В 1913 году вышла книга Маутнера, в которой он признает гендерные различия в языке и обосновывает их социальными и историческими причинами. Анализируя коммуникацию в различных социальных слоях, автор выявил ряд особенностей мужского и женского речевого поведения. По Маутнеру, женщины менее образованы и поэтому стремятся без нужды использовать иностранные слова, тогда как образованные мужчины их не употребляют, будучи в состоянии найти эквивалент в родном языке. Маутнер считал, что творческое использование языка - прерогатива мужчин, а женщины лишь способны усвоить создаваемый мужчинами язык [Радченко 2005: 157]. Есперсен считается одним из первых лингвистов, обративших внимание на существование мужских и женских преференций в пользовании лексиконом. По Есперсену, женщины употребляют иную, нежели мужчины, лексику, более склонны к эвфемизмам и менее - к ругательствам. Женщины, считает автор, консервативны в употреблении языка. При этом женщины чаще остаются монолингвальными, а мужчины быстрее усваивают новый язык [Jespersen 1998: 232]. Хотя Есперсен наиболее полно для своего времени интерпретировал вопрос о влиянии гендерного фактора, его воззрения в последующий период подвергались критике в связи с тем, что свои выводы он сделал, основываясь лишь на личных наблюдениях, многие из которых не были достаточно обоснованы. В целом первый и второй периоды изучения гендерного фактора в языке характеризуются двумя особенностями: ) исследования носили нерегулярный характер и находились на периферии лингвистики; ) в ходе описания особенностей мужской и женской языковой компетенции сформировалась концепция «дефицитности» «женского» языка по отношению к «мужскому». Нормой признавался «мужской» язык, а отклонением от нормы - «женский». Однако на втором этапе появились новые данные, а также тема заинтересовала крупных лингвистов, что способствовало большему распространению гендерных исследований и повышению их авторитета [Кирилина 1998: 52]. Собственно гендерные исследования начали проводиться с конца 60-х - начала 70-х годов ХХ века, в это время произошел коренной поворот в гендерных исследованиях. Большую роль сыграли развитие социолингвистики, формирование постмодернистских трактовок познания и подъем феминистского движения. Именно в этот период сформировались несколько лингвистических направлений, различающихся по концептуальным установкам, методам исследования и характеру изучаемого материала. Эти направления имеют много точек соприкосновения, поэтому их разграничение носит условный характер: - Социолингвистические гендерные исследования; - Феминистская лингвистика; - Собственно гендерные исследования, изучающие оба пола; - Исследование маскулинности (относительно новое направление, возникшее в начале 90-х гг.); - Психолингвистическое изучение пола (в последнее время всё больше изучается нейролингвистикой); - Кросскультурные, лингвокультурологические исследования [Кирилина 2000: 47]. Многие из направлений развиваются в междисциплинарной парадигме, что вообще является отличительной чертой гендерных исследований. Другая их особенность - прикладной характер, ряд успешных попыток реформирования языка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.006 с.) |