Анализ финансирования и проблемы в сфере культуры и досуга в Шумихинском муниципальном районе Курганской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ финансирования и проблемы в сфере культуры и досуга в Шумихинском муниципальном районе Курганской области



 

Не смотря на то, что деятельность отдела признана удовлетворительной в Шумихинском районе существует ряд проблем в основном связанных с финансированием сферы культуры и досуга. С финансовой точки зрения сфера культуры сегодня является единственной сферой социального блока, где происходит хранение, накопление значительных материальных ценностей, составляющих национальное достояние. По своей реальной стоимости эта часть национального достояния превосходит стоимость основных фондов многих отраслей хозяйства и уникальна тем, что не подвержена инфляции и является реальным средством накопления. Управление финансами Администрации Шумихинского района предусматривает соответствующее финансирование мероприятий в сфере культуры за счет средств, предусмотренных в бюджете Шумихинского района на соответствующие годы.

Звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов Российской Федерации; бюджеты местных административно-территориальных образований. Все самостоятельны и не включаются друг в друга. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством России. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Третий уровень, при этом самый многочисленный в горизонтальном разрезе, - это уровень местных бюджетов, который является наиболее приближенной к населению частью бюджетной системы, призванной способствовать удовлетворению самых насущных потребностей человека. Они являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на сферу культуры и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

 


Таблица 1 - Объем и источники финансирования сферы культуры Шумихинского муниципального района Курганской области при формировании соответствующих бюджетов в 2007 - 2011 гг.

Источники финансирования

Бюджетное финансирование, тыс. руб.

  2007 2008 2009 2010 2011
Всего, в т.ч. 1681 1791 1914,5 2509,5 2 499,5
Областной бюджет 291 291 291,0 291,0 291,0
Местный бюджет 1100 1200 1279,5 1839,5 1829,5
Внебюджетные источники 290 300 344,0 379,0 379,0

 

Таким образом, финансирование сферы культуры Шумихинского муниципального района Курганской области осуществляется из областного и местного бюджетов и внебюджетных источников (собственные средства учреждений культуры, средства спонсоров)Реализация принципов построения бюджетной системы должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития муниципальных образований.

Проводится работа по софинансированию программы с Министерством культуры Курганской области, администрациями сельских поселений Шумихинского муниципального района.Раз в полугодие проводится анализ по выполнению мероприятий в форме мониторинга удовлетворённости населения качеством услуг культуры. К факторам, негативно влияющим на реализацию мероприятий в сфере культуры относятся:- отсутствие финансирования (неполное и недостаточное финансирование);- изменение законодательства. Отсутствие или неполное финансирование мероприятий компенсируется через проведение мероприятий по корректировке сроков исполнения и сумме финансирования на последующие периоды. Значительно снизилось материально-техническое обеспечение учебных заведений. Износ музыкального инструментария составляет: в МОУ ДОД «Детская школа искусств» - 70%, в МУК «ШРДК» - 60%. Снижение централизованного материально-технического обеспечения музыкальными инструментами, современной компьютерной техникой, произошедшее за пять последних лет, отражается на уровне подготовки специалистов.

В 2011 году не получила должного развития информатизация учетно-хранительской деятельности в музеях. Отсутствие специальных элек-тронных программ не позволило районным музеям использовать в работе новые формы учета музейных предметов и музейных коллекций и внесение их в государственный электронный каталог музейного фонда Российской Федерации. В числе основных проблем музеев в районе остается недостаточность площадей по хранению фондов. Обновление библиотечных фондов в муниципальных районах осуществляется медленными темпами, доля морально устаревшей и ветхой литературы составляет до 80% (средства, выделенные муниципалитетами на комплектование фондов подведомственных им библиотек, в 2009 году остались на уровне 2008 года), 66,4% муниципальных библиотек не телефонизированы, 13,8% используют копировально-множительную технику, 13,7% - имеют современную компьютерную технику, 5,8% - подключены к сети Интернет, 4,4% - имеют электронную почту. Недостаточное оснащение современной вычислительной и организационной техникой сельских библиотек, необходимой для повышения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий, является основной проблемой библиотечных учреждений. На содержание учреждений культурно-досугового типа в 2010 году выделено 1,5 млн. руб., в 2009 году эти затраты составили 496,6 млн. руб. Несмотря на увеличение объема финансирования в 2010 году (за счет увеличения доходов от предпринимательской деятельности), уровень финансирования из областного бюджета в среднем на одно культурно-досуговое учреждение значительно ниже чем в Российской Федерации. Сокращение финансовой поддержки в последние годы подорвало финансовую базу самодеятельного искусства населения. Наметилась тенденция к свертыванию сети и объема деятельности культурно-досуговых учреждений. Но именно в системе этих учреждений развиваются направления, связанные с традициями художественной культуры и самодеятельным творчеством.

За 2007-2011 годы посещаемость музеев повысилась на 22,6%, что дает основания говорить о востребованности данной структуры отрасли. В театрахрайона за три последних года (2007-2011 годы) коллективами трупп проведено 2321 спектакль и 2698 концертов, обслужено 723,8 тыс. зрителей. Однако средняя заполняемость зрительных залов остается низкой - 73,7%. Число новых постановок за 2007-2011 годы составило 41, в репертуарах театров насчитывается более 200 спектаклей. Коммерциализация учреждений культуры и их выживание в условиях рыночной экономики имели своим следствием рост дифференциации в уровне доступа к культурным ценностямразличных категорий граждан и социальных групп. Средняя стоимость гастрольных спектаклей и концертных программ, месячной оплаты коммерческих культурных услуг для детских аудиторий превышает 50% рубеж минимальной оплаты труда. В Шумихинском районе сохраняется, а по ряду позиций увеличивается дифференциация в уровне доступа к культурным ценностям по территориальному признаку. Основные материальные и административные ресурсы сферы культуры сосредоточены в районном центре. Населению, проживающему вне районного центра, предлагаются культурные услуги меньших объемов и более низкого качества. Неудовлетворительным является состояние материально-технической базы значительной части сельских клубных учреждений. Каждое третье учреждение имеет высокий процент износа - свыше 70%; 66% зданий находятся в ветхом и аварийном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Эти учреждения культуры испытывают острую потребность в технических средствах, специальном оборудовании, сценических костюмах и музыкальных инструментах. Основные источники пополнения клубов - муниципальный бюджет и собственные доходы от культурных образовательных услуг населению, коммерческой деятельности, спонсорские взносы. Недостаточное оснащение современной вычислительной и организационной техникой сельских библиотек, необходимой для повышения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиа-классов), является основной проблемой сельских библиотечных учреждений. Проблемы библиотечного обслуживания связаны с недостаточным выделением финансовых средств на одну публичную библиотеку, особенно в сельской местности. Одним из доступных средств культурного обслуживания населения на селе является кино. Количество киноустановок за период 2007-2011 годов сократилось на 8,7%. Одним из доступных средств культурного обслуживания населения на селе является кино. Количество киноустановок за период 2007-2011 гг. сократилось на 8,7%. Валовой сбор от показанных фильмов составил в 2011 году 1054,7 тыс. рублей и снизился по сравнению с 2009 годом на 35,8 %. Число посещений киносеансов также сокращается: в 2009 году - 242 тыс. чел., в 2010 году - 240 тыс. чел., в 2011 году - 204 тыс. чел. Утрачена традиция воскресного массового (семейного) культурного досуга населения в парках и зеленых зонах Шумихинского района.За прошедшее двадцатилетие произошло разрушение инфраструктуры культурного досуга в парковых зонах, территории парковых и зеленых зон претерпели значительное отчуждение в пользу строительных объектов. Деградация и разрушение зеленых зон отдыха сопровождалась утратой традиции благотворительных воскресных концертов профессиональных и самодеятельных коллективов на открытых эстрадных площадках городских парков. Утрачено организационное и творческое взаимодействие творческих коллективов и администраций парков по формированию некоммерческого предложения культурного досуга массовому зрителю. В 2010 году усилиями районной администрации начато благоустройство парковых зон Шумихинского района. Очевидно, что эта сфера нуждается в программном компоненте развития. По результатам социологического исследования, проведенного среди молодежи Шумихинского района 2011 году на добровольных основаниях сотрудниками отдела культуры, театр, памятники старины, живопись, скульптура, классическая музыка, народная музыка занимают в структуре духовных ценностей молодых людей соответственно 7, 8, 9, 12, 10 и 14 место из 14 предложенных позиций. Очевидно, что в условиях рыночной экономики требуются усилия со стороны государства по рекламной и административной поддержке и целенаправленному продвижению до массового регионального потребителя объектов профессиональной культуры.

Сфера культуры во всем мире строится на сочетании бюджетного и внебюджетного финансирования, в ее рамках существуют различные виды деятельности, большой объем движимого и недвижимого имущества, часть которого выведена из гражданского оборота или имеет соответствующие ограничения: в отношении памятников, библиотечных, архивных и других фондов, музейных коллекций требуются специальные режимы управления. По своему «коммерческому потенциалу», т. е. возможности существовать в рыночных условиях, организации культуры очень неоднородны. Кроме того, выполнение некоторых функций, закрепленных за ними учредителем/собственником, вообще не может быть организовано на рыночных принципах и зависеть от спроса или востребованности населением, но должно финансироваться по принципу «открытых дверей» (например, сохранение наследия, архивов, открытый доступ к библиотечным ресурсам). Такие ситуации описаны в экономической литературе и получили название «провалы рынка». Наконец, организации культуры обеспечивают достижение социально значимых целей, эффекты и результаты которых выражаются в развитии творческого потенциала, гарантиях социальной защиты, социальной справедливости и т. д. Соответственно, реструктуризация бюджетного сектора в сфере культуры должна строиться с учетом указанных особенностей [4, с.14]. Как показывает практика, бюджетные учреждения Шумихинского района не имеют никаких внутренних стимулов к развитию, реформированию и модернизации. Тип этих организаций относится к наиболее резистентным. Форма бюджетного учреждения жесткая и ориентирована скорее на исполнительскую дисциплину, чем на создание условий для реализации творческих проектов. Учреждение создается собственником для исполнения его заданий. Собственник регламентирует деятельность и финансирует учреждение полностью или частично по смете, которая и является формой контроля за расходованием бюджетных средств. Несмотря на то что доля внебюджетных источников финансирования постепенно возрастает, бюджетное финансирование остается доминирующим, и учреждения культуры преимущественно ориентируются на него. Имущество учреждений культуры находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений являются неналоговыми доходами бюджета. Ограничения финансовой самостоятельности учреждения обусловлены защитой прав собственника от возможного финансового и имущественного ущерба, если деятельность учреждения оказывается неэффективной. На учреждения не распространяется закон о банкротстве. Подчеркнем, что согласно Гражданскому кодексу РФ именно собственник имущества несет субсидиарную (т. е. дополнительную) ответственность по всем обязательствам учреждения, в том числе и в случаях недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств, в частности по договорам, заключенным сверх лимитов бюджетных обязательств (по законодательству бюджетные учреждения имеют возможность принимать гражданские обязательства - заключать договора - сверх пределов утвержденной для них сметы доходов и расходов). Отсюда нарастающие бюджетные задолженности и невыполненные обязательства, отсюда и намеченное ужесточение контроля со стороны собственника. Укоренившиеся в последнее десятилетие установки на «сохранение сети учреждений, недопущения ее разрушения, реорганизации и т. д.» обеспечивали соответствующие финансовые механизмы сметного финансирования этих учреждений. А сами учреждения, имея ежегодные бюджетные вливания (недостаточные, но все-таки гарантированные), как правило, выступают не как активные хозяйствующие субъекты, а как пассивные исполнители решений вышестоящих инстанций, слабо ориентируются на потребности и интересы разных групп населения. Когда отсутствуют стимулы к развитию, нет необходимости постоянно доказывать свою конкурентоспособность и эффективность [4, с.16].Сегодняшняя проблема качества бюджетных услуг в Шумихинском районе во многом вызвана сохранившейся бюджетной поддержкой морально и материально устаревших технологий, учреждений, коллективов. Фактически это - «бюджетные костыли» для сохранения культурно-досуговых услуг низкого качества. Однако не все учреждения в Шумихинском районе ориентируются только на бюджетные источники. Наиболее успешные адаптировались к рыночным условиям и практически переориентировались на оказание платных услуг, востребованных населением, и существуют, в основном, на внебюджетные источники финансирования. Они стали активными экономическими субъектами на рынке культурно-досуговых услуг.

Очевидно, что для определенных организаций организационно-правовая форма «учреждения» стала «узка и мала». Она ограничивает их финансово-хозяйственную самостоятельность, препятствуя дальнейшему развитию, в том числе реализации уставных целей, что зачастую толкает их на нарушения бюджетного законодательства. В такой ситуации эффективнее обратиться к другим моделям и методам финансирования - бюджетированию по результату, контрактам на оказание услуг соответствующего объема и качества, финансированию социального заказа, субсидированию или льготированию услуг для малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения и т. д.

Можно преобразовать часть бюджетных учреждений, превратив их в автономные учреждения (АУ) или государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации Г(М)АНО, работающие на принципах ответственного финансового менеджмента. Соответствующие законопроекты подготовлены, но уже более двух лет согласовываются и корректируются. Для АУ и Г(М)АНО предусмотрены гибкие формы бюджетного финансирования по результату, финансовая прозрачность (вводится специальная форма публичной отчетности), более свободный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обязательств, различная степень ограничения субсидиарной ответственности собственника, изменение режима управления имуществом и расширение имущественных прав, а также создание общественно-государственных органов управления (наблюдательных и попечительских советов). По сути, реструктуризация бюджетного сектора нацелена на переход от управления затратами к управлению результатами и, тем самым, на повышение эффективности бюджетных расходов. Доминирующей формой бюджетного финансирования развития культуры в Щумихинском районе постепенно должны стать целевые и ведомственные бюджетные программы разных уровней - федеральные, региональные, муниципальные.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.018 с.)