Право потребителя на надлежащее качество товара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право потребителя на надлежащее качество товара



 

Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров надлежащего качества. Статья 4 Закона «О защите прав потребителей» содержит несколько критериев качества товара.

Во-первых, качество товара должно соответствовать договору. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет принцип свободы договора. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством. Этот принцип реализуется и в Законе «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

ГК РФ предусматривает два вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина-потребителя: публичный договор и договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратиться. Речь идет практически обо всех договорах с участием граждан-потребителей. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другими. Цена продукции, условия публичного договора одинаковы для всех потребителей. Отказ организации от заключения договора при наличии возможности предоставить товар не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о взыскании причиненных в результате этого убытков. Важно подчеркнуть, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар лежит на коммерческой организации (п. 55 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Договор присоединения - договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. К ним относятся почти все договоры о продаже товаров.

Вторым критерием качества товара является пригодность для использования в целях, для которых товар такого рода обычно используется. Например, кофемолка должна молоть кофе, непромокаемый плащ должен защищать от дождя. Этот критерий качества используется лишь тогда, когда условие о качестве в договоре отсутствует.

Если же потребитель, при заключении договора, поставил продавца в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Невозможность использования товара для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.

Приведем, к примеру, радиоприемник. Обычно радиоприемник используется для приема радиопередач - это его назначение. Но потребителю необходим, допустим, карманный радиоприемник или стационарный, работающий на длинных и коротких волнах и т.д. - здесь потребитель приобретает радиоприемник для конкретных целей.

По мнению Мясина Е.А., с чьим мнением можно согласиться, данная норма введена для большей защищенности интересов потребителя, чем это предусмотрено общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.ст. 309 - 316 Исполнение обязательств).

Пункт 5 ст. 4 Закона указывает на третий критерий качества товара: если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.

Нужно отметить, что в данную статью также были внесены изменения. Если ранее действовавшая редакция Закона устанавливала критерием качества товара его соответствие обязательным требованиям стандарта, то сейчас товар должен соответствовать не только требованиям стандарта, но и требованиям к качеству товара, установленным в законах. Тем самым п. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» был приведен в соответствие со ст. 469 ГК РФ, согласно которой обязательные требования к качеству товара могут устанавливаться законом. Ведь именно требованиям, установленным в федеральных законах должно в первую очередь соответствовать качество товара.

Следует обратить внимание на то, что 10 января 2000 года вступил в действие Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ. В Законе дано определение понятий «качество» и «безопасность» товара, указан перечень пищевой продукции, защищаемой этим Законом, который также распространяется на парфюмерию и косметику, средства гигиены, табачные изделия. Теперь продукция, не соответствующая требованиям нормативных документов, не подлежит реализации, а утилизируется или уничтожается. Статья 5 Закона гласит: «Гражданам в обязательном порядке должна предоставляться информация о качестве товаров». Закон содержит требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их изготовлении (ст. 17), расфасовке и упаковке (ст. 18), хранении и перевозке (ст. 19), а также при их реализации (ст. 20). Согласно Закону впервые в стране вводится государственная регистрация новых отечественных пищевых и впервые ввозимых импортных продуктов, материалов и изделий (ст. 10).

Обязательным условием получения лицензии является заключение соответствующих служб, в числе которых находится и Госторгинспекция.

В п. 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» указано, что товар должен соответствовать обязательным требованиям к качеству товара, если такие требования предусмотрены. Так, продавцы-предприниматели в своей деятельности Законом «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 4) и ГК РФ (п. 4 ст. 469) связаны необходимостью соблюдения обязательных требований к качеству товара.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю: 1) право на надлежащее качество товара; 2) право на безопасность; 3) право на информацию об изготовителе (продавце) о товарах; 4) право на просвещение в области защиты прав потребителей. Хотелось бы помимо указанных прав закрепить в Законе право потребителя на экспертизу, поскольку экспертиза играет немаловажную, можно даже сказать основную роль, при защите прав потребителей. Например, факт неустранимости недостатка может быть установлен только экспертизой. Исходя из судебной практики суд нередко ставит разрешение спора между потребителем и изготовителем (продавцом) в зависимость от результата экспертизы, проведенной независимым экспертом. Ведь именно экспертиза имеет основное доказательственное значение по делу. Кроме того, экспертиза помогает разрешить спор по поводу качества товара и во внесудебном порядке без обращения в суд. Проблемой является то, что установленное п.5 ст.18 Закона право потребителя участвовать в проверке качества товара иногда нарушается. Думается, что в случае, официального закрепления права потребителя на экспертизу данная проблема будет разрешена.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.200.109 (0.072 с.)