Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах



 

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая и ту, которая непосредственно не связана с качеством товара. Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

Вопросам информации в указанном Законе посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

Закон не раскрывает содержание понятия «необходимая информация», и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

По мнению Парция Я.Е. «…при возникновении споров, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду, прежде всего, интересы потребителя. Однако, в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая в соответствии с Законом является обязательной…». Перечень сведений, которые обязательно должна содержать информация о товаре содержится в ст. 10 Закона.

Нецветаев А.Г. считает, что «… под необходимой информацией понимается, прежде всего, ее полнота. Поскольку потребитель как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре, объем предоставленной информации должен позволить потребителю оценить необходимость приобретения именно этого товара, а также возможность использования товара по назначению без помощи профессионалов…». Следует согласиться с мнением Парция Я.Е., а также с точкой зрения Нецветаева А.Г. Действительно, информация о товаре предоставляется потребителю для того, чтобы он смог самостоятельно без посторонней помощи выбрать необходимый ему товар, поэтому информация о товаре должна быть полной и учитывать интересы потребителя.

Закон не дает также определения «достоверной информации». В связи с этим, приведем определение, которое дает Зайцева В. Под «достоверной информацией» она понимает точное соответствие информации действительным свойствам товара.

Большое значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг.

Ранее в Законе говорилось о том, что информация должна доводиться до сведения потребителей в наглядной и доступной форме. В сложившейся на тот период судебной практике предоставление информации только на иностранном языке считалось нарушением права потребителя на информацию, так как потребитель может не владеть иностранным языком и, следовательно, эта информация становится для него недоступной. Однако, при отсутствии в Законе прямого требования о предоставлении информации на русском языке фирма могла спорить о том, насколько недоступным для потребителя являются, например, сведения о составе продукта, приведённые на английском или другом иностранном языке.

Поэтому, в целях законодательного подкрепления сложившейся судебной практики, п. 2 ст. 8 Закона был изложен по-новому - теперь информация должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России. Также Правительство РФ Постановлением от 27.12.96 г. № 1575 запретило с 1 мая 1997 г. продажу на территории РФ импортных продуктов питания без информации о них на русском языке.

Несмотря на это, сегодня, в продаже все-таки встречается товар, на котором, при всем желании информации на русском языке найти невозможно по той причине, что ее просто нет. Это является нарушением положений Закона. Согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» предоставление информации о товаре на иностранном языке, без сообщения перевода в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона, следует расценивать как непредоставление необходимой информации с наступлением последствий, перечисленных в п.п. 1, 2, 3 ст. 12 Закона.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах, но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

В ст. 12 Закон устанавливает, что ненадлежащей является:

· недостоверная информация - информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машинка выполняет лишь 16 операций из 32, объявленных в предоставленной потребителю информации);

· недостаточно полная информация - информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

Продавец, предоставивший недостоверную или неполную информацию несет ответственность за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у потребителя достоверной и полной информации о товаре.

В случае, если потребителю причинен вред жизни, здоровью, имуществу вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе потребовать возмещения причиненного вреда, а также полного возмещения убытков, причиненным природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

Если в результате нарушения права на информацию потребитель приобрел товар, не обладающий необходимыми ему свойствами, потребитель вправе потребовать расторжения договора и возврата уплаченного за товар суммы, а также потребовать полного возмещения других убытков.

Так, в Гагаринский районный народный суд г.Москвы обратился Я. и др.(всего 21 истец) с иском к АО «ЛЮКС» о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и морального вреда. По указанному делу истцами заявлены требования о расторжении договора купли-продажи джинсов по тем основаниям, что проданные джинсы не соответствуют заявленным в рекламе. По делу установлено, что между сторонами был заключён договор купли-продажи джинсов производства США фирмы «ЛЕВИ СТРАУС». О продаже ответчиком джинсов именно этой фирмы свидетельствовала реклама по телевидению, информация в самом магазине и на ярлыке джинсов. Однако фактически приобретённые истцами джинсы оказались неизвестного производства, некачественными. Таким образом, ответчик преднамеренно ввёл потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления и потребительских свойств товара. Удовлетворяя требования истцов, суд в решении указал, что проданные им джинсы оказались ненадлежащего качества, так как не соответствуют образцу джинсов фирмы «ЛЕВИ СТРАУС» производства США.

В соответствии с абз. 1 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» рассматривая споры о возмещении убытков, причинённых недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Например, потребитель приобрёл радиотелефон. Через некоторое время телефон перестал работать. Как показала экспертиза, проведенная магазином, телефон используется в помещении с повышенной влажностью. Потребитель объяснил, что купил телефон специально, чтобы использовать его в ванной комнате. Поскольку в инструкции по эксплуатации радиотелефона отсутствовали ограничения по месту использования телефона, продавец, не предоставивший информацию, будет нести расходы по ремонту телефона.

Нужно отметить, что одним из самых распространенных способов доведения до потребителя информации о товарах является, конечно же, реклама. Это подтверждает и вышеприведенная нами судебная практика. На сегодня, реклама товаров может быть помещена в печати, по радио и телевидению. В связи с большой распространенностью рекламы, гарантом прав потребителей на достоверную информацию о товарах, а также об их изготовителях, продавцах служит не только Закон «О защите прав потребителей», но и Закон РФ «О рекламе». Глава пятая Закона «О рекламе» предусматривает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя, и рекламораспространителя за ненадлежащую рекламу (ст. 38). Закон предоставляет лицам, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы право обратиться в установленном порядке в суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы (п. 2 ст. 38). Закон «О рекламе» также предусматривает и административную ответственность в виде предупреждения или штрафа.

Таким образом, законодательство о защите прав потребителей в полной мере предоставляет возможность потребителю потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, а также о режиме его работы и реализуемых им товарах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.008 с.)