Защита прав граждан потребителей в торговом обслуживании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита прав граждан потребителей в торговом обслуживании



Дипломная работа

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

Молева Азиза Комилджоновна

Научный руководитель Багайников Михаил Логинович

 

 

Иркутск, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Сфера действия законодательства о защите прав потребителей и правоотношения, подпадающие под его действие

Развитие законодательства о защите прав потребителей

§ 3 Организации по защите прав потребителей в России

ГЛАВА II. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Право потребителя на безопасность товаров

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Организации по защите прав потребителей в России

В России общественные организации потребителей возникли в 1998 г. в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Ростове, Волгодонске, Барнауле, Иркутске и других городах. Они объединяют в своих рядах журналистов, экономистов, юристов, которые считают защиту потребителей важным и интересным делом. Организации потребителей создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей).

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации. Так, в настоящее время общественные организации потребителей, существующие на территории России, объединились в Союз потребителей РФ. Общественные организации потребителей и их объединения действуют на добровольном членстве в целях коллективной защиты прав потребителей на рынке товаров. Нельзя не обратить внимание на имеющие проблемы, которые заключаются, прежде всего, в том, что потребительские организации в России, в отличие от зарубежных, лишены правительственной поддержки и существуют только на собственные средства, оказывая юридические услуги и проводя занятия по основам потребительских знаний в школах и на специализированных курсах, где обучаются, как правило, нарушители, выявленные в результате проверок. Кроме этого, функции российских потребительских обществ крайне ограничены и сводятся, в основном, к решению сугубо технических задач: рассмотрение жалоб, удовлетворение исков потребителей во внесудебном или судебном порядке, наложение штрафов. Органы власти не признают в полной мере полномочия данных организаций в проведении проверок по вопросам качества продукции, соблюдения правил торговли. Вопросами проверки качества продукции по сложившейся традиции занимается областные Госторгинспекции и Центры стандартизации и метрологии, которые, в свою очередь, не доукомплектованы кадрами и не справляются с возложенными на них задачами в полном объеме. Существующие проблемы необходимо решать путем расширения полномочий потребительских организаций и закрепления их полномочий на законодательном уровне. Это позволит более компетентно и быстро защищать нарушенные права потребителей, обратившихся за помощью в специализированные потребительские организации, а также, разгрузит в работе Госторгинспекции и Центры стандартизации и метрологии. Потребительские организации должны быть подкреплены поддержкой со стороны государства. Для этого, необходимо хотя бы раз в год выделять часть бюджетных средств на их финансирование.


ГЛАВА II. Права потребителя при ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОДАВЦА В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Достаточно эффективная борьба потребителей за свои права в нашей стране стала возможной благодаря, во-первых, созданию потребительского законодательства и, во-вторых - формированию системы государственной и общественной защиты. За последние три - четыре года наши потребители стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве: доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась в два раза. В целом заметно повысилась результативность борьбы за права потребителей.

Однако, следует обратить внимание на то, что потребительские организации в России лишены правительственной поддержки и существуют только на собственные средства, оказывая юридические услуги и проводя занятия по основам потребительских знаний в школах и на специализированных курсах, где обучаются, как правило, нарушители, выявленные в результате проверок. Кроме этого, функции российских потребительских обществ крайне ограничены и сводятся, в основном, к решению сугубо технических задач: рассмотрение жалоб, удовлетворение исков потребителей во внесудебном или судебном порядке, наложение штрафов. Органы власти не признают в полной мере полномочия данных организаций в проведении проверок по вопросам качества продукции, соблюдения правил торговли.

Существующие проблемы необходимо решать путем расширения полномочий потребительских организаций и закрепления их полномочий на законодательном уровне. Это позволит более компетентно и быстро защищать нарушенные права потребителей, обратившихся за помощью в специализированные потребительские организации.

Имеются некоторые проблемы и в действующем законодательстве о защите прав потребителей, что влечет трудности в его применении. Интерес вызывает изложение п.5 ст.4 Закона «О защите прав потребителей», в котором говорится: «Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям».

Из смысла статьи получается, что, если законами и стандартом не предусмотрены обязательные требования к качеству товара, то они не будут применяться. Однако, опасность товара от того, что требования не предусмотрены в законе и стандарте не исчезнет. Думается, что в п.5 ст.4 Закона необходимо внести некоторые уточнения.

Подводя итог главе второй, хотелось бы помимо вышеуказанных прав потребителя закрепить в Законе право потребителя на экспертизу, поскольку экспертиза играет немаловажную, можно даже сказать основную роль, при защите прав потребителей. Исходя из судебной практики суд ставит разрешение спора между потребителем и изготовителем (продавцом) в зависимость от результата экспертизы, проведенной независимым экспертом. Кроме того, экспертиза помогает разрешить спор по поводу качества товара и во внесудебном порядке без обращения в суд. Проблемой является также и то, что установленное п.5 ст.18 Закона право потребителя участвовать в проверке качества товара иногда нарушается. Думается, что в случае, официального закрепления права потребителя на экспертизу данная проблема будет разрешена.

Считаем нужным, обратить внимание на предложение Корнилова Э., предусмотреть в Законе, наряду с положениями о правах потребителей, также их обязанности. Предлагается права потребителей уравновесить их обязанностями: например, 1) надлежаще использовать свои потребительские права; 2) бережно и по назначению использовать приобретенные ими товары; 3) соблюдать правила эксплуатации; 4) руководствоваться предоставляемой им информацией о товаре и т.д. Мнение Корнилова Э. представляется разумным. Из логики вещей исходит следующее: если Закон предоставляет права потребителю, значит должны быть предусмотрены и обязанности.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» «существенный недостаток товара» - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Возникают трудности, при определении понятия «несоразмерные затраты времени», которое в законодательстве отсутствует. Считаем целесообразным, для разрешения имеющейся проблемы и большей конкретности норм Закона, установить в Законе критерии определения «несоразмерных затрат времени» или конкретный промежуток времени, который будет считаться несоразмерным (например, 12 месяцев).

Правила, установленные п.1 ст.18 (последствия продажи товара ненадлежащего качества) Закона распространяются теперь, не только на технически сложные, но и на дорогостоящие товары. Тем самым, п.1.ст.18 Закона был приведен в соответствие со ст.503 ГК РФ. Однако, вопрос о том, что относить к дорогостоящим товарам вызовет споры между потребителем и продавцом. Разъяснение поэтому вопросу дает только Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.09.94 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей»: «Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела». Из этого следует, что вопрос о том, какие товары относить к дорогостоящим невозможно разрешить во внесудебном порядке. В таком случае, вопрос об удовлетворении требований потребителя будет разрешаться только в суде. Поэтому считаем, что в законодательство необходимо внести уточнения по поводу того, какие товары относятся к дорогостоящим либо законодательно утвердить перечень таких товаров.

В Законе появился новый абз. 2 п. 3 ст. 19, который устанавливает правило, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части считаются равными гарантийному сроку на основное изделие, если иное не установлено договором. Однако, в абз. 3 п. 3. ст. 19 указано, что в случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, то потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие.

Получается, что Закон, с одной стороны, предоставляет право сторонам установить в договоре меньший гарантийный срок на комплектующее изделие или составную часть, чем на основное изделие. Но с другой стороны, изготовителю (продавцу) невыгодно устанавливать на комплектующие изделия и составные части гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие. Поскольку потребитель, в случае возникновения недостатков в товаре, все равно будет предъявлять требования, связанные с недостатками в течение гарантийного срока на основное изделие.

Надеемся, что в ближайшем будущем имеющиеся неясности и недочеты Закона «О защите прав потребителей» будут устранены.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 27 декабря. 1993.

.   Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301, 1996. № 5. Ст.410.

.   Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

.   О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 766.

.   О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 150.

.   О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 17 дек. 1999 г. № 212-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 1999. № 51. Ст.6287.

.   О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 21.12.2004 № 171-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 52 (часть 1). Ст.5275.

.   О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О рекламе»: Федеральный закон от 16.10.2006 № 160-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 43. Ст.4412.

.   О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. 2006. № 12. Ст. 1232.

.   О качестве продукции и защите прав потребителей: Закон Союза Советских Социалистических Республик от 10 января 1990г. // Свод законов СССР.1990. т.. 10. - С. 615 (не действует).

.   О внесении изменений и дополнений в правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичных товар других размера, формы: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 1998 г. № 1222 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 43. Ст.5357.

.   Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичных товар других размера, формы: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 //Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст.482.

.   Об утверждении правил продажи товаров по образцам: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 918 //Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст.3657.

.   Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектных изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечение определенного периода времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которую изготовитель обязан установить срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. №720 //Собрание законодательства РФ. 1997. № 25. Ст.2942.

.   Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков: Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 //Собрание законодательства РФ. 1997. № 20. Ст.2303.

.   Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию информации на русском языке: Постановление Правительства РФ от 27.12.96 г. № 1575 //Российская газета. 1997. - 10 янв.

.   Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства: Постановление Правительства РФ от 15.04.96 г. № 435 //Российская газета. 1996. - 24 фев.

.   О внесении изменений и дополнений в некоторые Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 ноя. 2000 г. №32 //Российская юстиция. 2001. № 1.

.   О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 //Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1996. № 9.

.   Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 20 дек. 94 г. №10 //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1995. № 3.

.   О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 сент. 94 № 7 (в ред.17.01.97 г.) //Экспресс-закон. 2001. № 1.

.   О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29 сент. 94 № 7 //Российская газета 1995. - 31 мая.

2.Судебная и арбитражная практика

2.23 Бюллетень Верховного Суда РФ.2003.№ 11.

    Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. №10.

    Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. №3

    Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. №10.

2. Специальная литература

3.27. Гражданское право. Учебник. Часть II/ Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект, 2006. - 784 с.

.   Парций Я.Е. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей»: Постатейный. - М.: Юрайт-М, 2004. - 327 с.

.   Постатейный комментарий к Закону «О защите прав потребителей» //Адвокат. - 2005. - №1.

.   Комментарий судебной практики. - М.: Юридическая литература. 2007. - 275 с.

.   Беляцкин С.А. Возмещение морального (неимущественного) вреда. - М.: «Дело», 2003. - 256 с.

.   Куликов А. Защита прав потребителей. - М.: Юрист, 2000. - 197 с.

.   Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2004. - 143 с.

.   Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1988. - 854 с.

.   Соловьев А. Защита прав потребителей. - М.: Ось-89, 2000. - 282 с.

.   Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. - М.: Издательство БЕК, 2004. - 253 с.

.   Эрделевский А.М. Моральный вред и компенсация за страдания. Научно-практическое пособие. - М.: Издательство БЕК, 2007. - 188 с.

.   Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда. - М.: Юристъ, 2006. - 285 с.

.   Аузан А. КонфОП - на защите прав потребителей //Закон. - 2003. - №7.

.   Гаврилов Э. Как определить размер компенсации морального вреда //Российская юстиция. - 2000. - №6.

.   Голуб Н.И. Развитие консьюмеризма в переходной экономике России //Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №6.

.   Гутников Е. Комментарии к изменениям в законодательство о защите прав потребителей //Хозяйство и право. - 2007. - №10.

.   Зайцева В. Защита прав потребителей. // Экономика и жизнь. - 2004. - №18.

.   Иваненко Ю. Возмещение неимущественного вреда //ЭЖ-Юрист. - 2005. - № 20.

.   Корнилов Э.Г. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей //Хозяйство и право. - 2006. - № 4.

.   Корнилов Э.Г. Закон о защите прав потребителей //Право и экономика. - 1998. - № 8.

.   Макаров А.И. Обеспечение прав потребителей на безопасные и качественные товары //Современная торговля. - 2004. - № 3.

.   Мясин Е.А. О законодательном обеспечении защиты прав потребителей // Современная торговля. - 2003. - № 10.

.   Нецветаев А.Г. Правовое регулирование защиты прав потребителей //Юридический мир. - 2000. - № 10.

.   Нецветаев, А.Г. Правовое регулирование защиты прав потребителей //Юридический мир. - 2005. - № 12.

.   Нецветаев, А.Г. Правовое регулирование защиты прав потребителей //Юридический мир. - 2005. - №11.

.   Парций Я.Е. Безопасность товаров (работ, услуг) // Хозяйство и право. - 2003. - № 7.

.   Сорк Д.М. Законы «О защите прав потребителей» //Юридический мир. - 2007. - № 4.

.   Сорк Д.М. Законы «О защите прав потребителей» //Юридический мир. - 2007. - № 6.

.   Сорк Д.М. Законы «О защите прав потребителей» //Юридический мир. - 2007. - № 7.

.   Сорк Д.М. Комментарий к Закону «О защите прав потребителей». М.: Известия, 2006.

.   Тавер Е. Защита прав потребителей на качественные и безопасные товары //Сертификация. - 2000. - №3.

.   Черных А.В. Отграничение и оценка морального вреда //Юридический мир. - 2003. - № 6.

.   Шашкова Л.А. Развитие законодательства о потребительских правах //Юрист. - 2001. - № 2.

.   Шелищ П. Потребитель - больше не ругательное слово. // Правозащитник. - 2003. - №2. - С.32.

Дипломная работа

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

Молева Азиза Комилджоновна

Научный руководитель Багайников Михаил Логинович

 

 

Иркутск, 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.043 с.)