Развития законодательства о защите прав потребителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развития законодательства о защите прав потребителей



 

Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области было наличие большого числа подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей и зачастую содержащих нормы, ущемляющие интересы потребителя. Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого времени регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей осуществлялось преимущественно нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала система специальных гарантий прав потребителей с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей.

Действующее в то время законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 г. «Руководящим принципам защиты интересов потребителей». Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, безопасность, просвещение, возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей, а также отсутствовала компенсация морального вреда.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом и т.д. В условиях тотального дефицита и отсутствия культуры потребления проблема необходимости специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания законодательства в этой области стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей.

Однако, указанный закон не избежал и недостатков, а именно:

1) он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом;

2) основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество.

Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в данной области законодательства можно считать принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нем механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В тоже время некоторые положения этого закона, например, право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», был принят Верховным Советом 7 февраля 1992 г., вступил в силу 7 апреля 1992 г.

Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона «О защите прав потребителей» не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» была принята новая редакция Закона, вступившая в силу со дня официального опубликования - 16 января 1996 г.

С 1 марта 1996 г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК), содержащая нормы об отдельных видах обязательств. Федеральным законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ с 1 марта 1996 г. признаны утратившими силу раздел «Обязательственное право» Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), ряд других актов и аналогичный раздел «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (1991 г.), ряд других актов СССР - не подлежащими применению на территории РФ.

Этим законом (ст. 9) установлено, что когда одной из сторон в обязательстве является гражданин-потребитель, то он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

К сожалению, в новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК РФ, имеющие отношение к Закону. В связи с этим обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК РФ, что создавало определенные трудности для практики их применения. К тому же, отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.

В этой связи Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых является приведение Закона «О защите прав потребителей» в соответствие с нормами ГК. Одновременно Федеральным законом РФ № 213-ФЗ, подписанным в тот же день (17 декабря 1999 г.), были внесены изменения и дополнения в некоторые статьи части второй ГК РФ.

Редакция Закона «О защите прав потребителей», вступившая в силу 1 января 2005 года внесла прогрессивные коррективы в данный законодательный акт. Одной из существенных гарантий охраны прав потребителя стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающие интересы потребителей.

Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствами и ведомствами. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд.

Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав.

Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию, как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений.

Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало также закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков.

Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Закон также предоставил возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. Но из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей» также расширили понятие «недостаток товара (работы услуги)». На сегодняшний день недостатком товара признается несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. Тем самым данный термин был приведен в соответствие со ст.4 Закона, в которой речь идет о товаре надлежащего качества. Ранее под недостатком товара понималось несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара.

Под существенным недостатком товара Закон понимает, неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Ранее под существенным недостатком понимался такой недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен, либо проявляется вновь после устранения, либо для его устранения требуются большие затраты, либо потребитель в значительной степени лишается того, на что был праве рассчитывать при заключении договора.

На наш взгляд, действующая редакция конкретизировала понятие, что позволило сократить количество споров, возникающих по поводу признаков существенности недостатка товара ранее. Согласно предыдущей редакции Закона существенным являлся недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. Это условие могло толковаться настолько широко, что практически любой недостаток мог быть расценен как существенный. Например, в приобретенном холодильнике не работает реле холода. Для замены этой детали мастеру требуется не более 30 минут. Однако, во-первых, неисправность такого рода приводит к тому, что товар не соответствует требованиям стандартов, а во-вторых, не позволяет использовать его в соответствии с целевым назначением, что придает этому недостатку признак существенности.

Не менее широко мог трактоваться еще один критерий существенности недостатка товара, определенный Законом, - когда для устранения недостатка требуются большие затраты. Определения понятия «большие затраты» не существует. Для одной семьи большими являются затраты в 100 рублей, другую не смущают расходы в 1000 рублей. Но, например, в уголовном законодательстве критерием существенности является соотношение суммы ущерба и заработка потерпевшего. Вполне возможно, что принцип соотношения расходов с заработком потребителя мог быть применен при определении значительности затрат на устранение недостатка товара (работы, услуги).

Сегодняшняя редакция Закона ограничила «большие затраты» «несоразмерными затратами времени». Однако так же не понятно, какие конкретно временные рамки (месяц, год, три года или больше) имел в виду законодатель. Вероятно, вопрос о том, какие именно затраты времени являются несоразмерными будет решать суд. Сорк Д.М. в своем юридическом комментарии к Закону «О защите прав потребителей» также излагает мнение о том, что практически все критерии существенности возникшего недостатка носят оценочный (субъективный) характер. Учитывая, что от признания того или иного недостатка существенным будет зависеть объем ответственности продавца (изготовителя) перед потребителем, вокруг определения понятия «существенный недостаток» неизбежны многочисленные споры, разрешить которые поможет только судебная практика.

По мнению Гутникова Е. важно, что акцент сделан именно на временных затратах, мы с ним согласны, поскольку с точки зрения потребителя не имеет значения, насколько дорогостоящим будет исправление недостатка: это все равно будет осуществляться за счет продавца. Однако важно, сколько времени потребуется для устранения недостатка, ибо потребитель вообще может утратить интерес к приобретению товара, несмотря на то, что недостаток будет исправлен. Это уточнение также полностью соответствует п. 2 ст. 475 ГК РФ.

Также изменения были внесены в ст. 10 Закона «Информация о товарах (работах, услугах)»; ст.12 «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)»; ст. 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителей»; в главу вторую «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и в главу третью «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг». О некоторых из этих изменений, в рамках настоящей дипломной работы мы расскажем ниже.

С 16 октября 2006 года внесены изменения в п.2 ст.9 Закона «О защите прав потребителей», касающиеся информации об изготовителе. То есть теперь вся информация о видах деятельности, осуществляемых изготовителем и подлежащих лицензированию, должна быть доведена до сведения исполнителя либо продавца.

Таким образом, действующая редакция Закона «О защите прав потребителей» позволяет в полной мере использовать потребителям право защиты нарушенных прав и интересов в случае их нарушения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.013 с.)